Обсудить статью в дискуссионном клубе Зона коммунизма. ПослесловиеВладимир ДергачевКак относиться к советскому прошлому? Советская власть растила Иванов, не помнящих родства. Часто помнить родословную было опасно для жизни, если предки не из «наших». Но независимо от общественно-экономического строя большинство людей выполняло жизненно важные функции. Рождались, воспитывались и обучались дети, выращивался хлеб и выплавлялась сталь…
Малая родина оказывает существенное влияние на ландшафты жизни человека на подсознательном уровне и её присутствие можно проследить в творческом пути человека. Если этот путь проложен в науке, то среди формализованных принципов самой сухой теории можно обнаружить частицы малой родины. Ландшафты малой родины с законсервированной (кристаллизованной) пассионарностью коммуникационной функции места создают энергетическое поле страстной ностальгии. Наполненные историческими событиями, они перетекают в ландшафты жизни (энергетическое поле духовной жизни человека) и оказывают влияние на выбор земных и творческих путей и созидательную деятельность.
В Шестидесятые годы прошлого века системный кризис власти закончился разрывом союза власти и интеллигенции, продолжавшийся два десятилетия (1947 – 1967 гг.). Власть перестала быть кровно заинтересованной в этом союзе. Системный кризис советской власти сопровождался девальвацией высшего образования и профессий инженера, ученого и педагога. Неслучайно, в зрелом возрасте это поколение оказалось безразличным к судьбе коммунистической власти.
На воспитание определяющее влияние оказывают не нравоучения, а пример и образ жизни родителей. Советская школа могла давать качественное образование, основанное на профессионализме педагогов, у которых отсутствовал дух стяжательства и наживы. Особенно это касалось школьных предметов по естественным наукам, испытывающих меньшее идеологическое воздействие.
Советская страна спешила в «светлое будущее», поэтому партия призвала в Шестидесятые годы повернуться «лицом к деревне». Лучшие архитекторы и специалисты направлялись на этот фронт борьбы. В типичном коммунистическом духе был взят курс на очередную «ликвидацию», в данном случае различий между городом и деревней. Началось укрупнение центральных усадеб, а многие деревни были объявлены неперспективными. Однако построить коммунизм на селе оказалось делом накладным и дорогим. При этом абсолютно не учитывались психологические факторы отрыва человека не только от земли, но и родного «проселка».
Процессы в Советской Армии являлись зеркальным отражение событий, происходящих в советском обществе. Страшная государственная тайна заключалась в том, что готовность к атомной войне соседствовала с низкой профессиональной подготовкой солдат срочной службы. Воинские части были готовы к отражению атомной тревоги, но если бы на них напало племя «папуасов» или террористы, то деятельность вооруженных частей была бы полностью парализована. В милитаризованном государстве резкое сокращение военнослужащих привело к массовому недовольству, что, в конце концов, закончилось отставкой Хрущева. Пьянство в армии было меньшим злом, чем попытка критически мыслить. Пьющий был менее опасен советской власти, чем думающий офицер.
В Семидесятые годы начался «золотой» застойный период. После бурных лет социалистического строительства, репрессий и Великой Отечественной войны наступил «штиль» за «железным занавесом». Многих не только в партийной номенклатуре, но среди простых людей устраивало такое положение общества.
В Девяностые годы после самоубийства КПСС и советского государства началось чрезмерное торжество бездумной демократии. Думающий человек остается смертельным врагом власти в странах криминально-коррумпированной демократии.
Чтобы достигнуть успеха, следует уйти от суеты жизни. Отчетливо сознавая, что «на свете счастья нет, но есть покой и воля». Этим, возможно, объясняется творческая продуктивность немногих великих людей. Граница, разделяющая людей, проходит не через партийную принадлежность, а через внутренний мир человека и определяется наличием совести. Совести не может быть мало или много, она есть или её нет. Совесть – долг человека перед природой. Каких бы вершин не достигал человек, его главные коммуникации проходят через внутренний мир. Нельзя изменить окружающий Мир, не изменив себя.
Зона коммунизма
Ландшафты жизни. Нижнее Поволжье
Зона коммунизма. Московский университет
Память. Ректоры МГУ
Зона коммунизма. МГУ. Агитбригада. Лицом к деревне
Зона коммунизма. По просторам Родины чудесной Зона коммунизма. Якутия
Ландшафты жизни. Белоруссия. Путь партизан
Ландшафты жизни. Дальний Восток Ландшафты жизни. Аспирантура МГУ
«Геополитика сверхдержав»
|