Обсудить статью в дискуссионном клубе
Дергачев В.А. Геополитика. Русская геополитическая энциклопедия. 2010 - 2022
Аристотель
Аристотель (род.384/383 - 322/321 гг. до н. э.) — величайший философ Древней Эллады, как и Платон аристократ по происхождению. Аристотель стоял у начала политической науки, создав фундаментальные труды «Политика» и «Афинская полития». Чисто теоретическое исследование «Политика», напоминает «Государство» или «Законы» Платона. «Афинская полития» является конкретным анализом социально-политических процессов. Этот труд был обнаружен лишь в 1890 году среди папирусов, приобретенных Британским музеем в Египте.
Аристотель свел платоновскую теорию идей на землю в материальный мир. Материя и идея (форма) стали неразделимы. По сравнению с другими античными философами Аристотель оказал самое сильное влияние на развитие человеческой мысли. Основу его философии составляет логика (аналитика) и метафизика. По Аристотелю, Душа — есть энергия ума. Знать можно только то, что есть в душе. Душа придает смысл и цель жизни. Аристотель поставил науку (разум) выше нравственности (совести). Гуманизм философа далек от идеи равенства людей. А согласно христианского гуманизма «все люди — братья», то есть все равны перед богом.
Уже в зрелом возрасте философ основал в Афинах свою школу Ликей, названную так по имени расположенной вблизи гимназии, посвященной Аполлону Ликейскому. Школа была расположена в диаметрально противоположном от платоновской Академии афинском пригороде. Аристотелевский Ликей стал истинным рассадником просвещения, послужив прототипом европейского образовательного института. При поддержке Александра Великого Аристотель собрал одну из первых частных библиотек. В конце своей жизни, как и Сократ, философ не избежал судебного дела по обвинению в нечестии. Он бежит на Евбею, где умирает в изгнании.
Аристотель ввел «академический» язык в научно-философские сочинения, тогда как его учитель Платон был не только философом, но и тонким стилистом, создающим эмоциональную атмосферу на рубеже глубокой философской мысли и истинно поэтической художественности. Возможно, не случайно через Константинополь труды Платона оказались ближе славянской душе.
Аристотель дал следующее определение государства: «Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо...». Но от кого зависит благоденствие граждан? Спаситель отечества зачастую ассоциируется с силой или мудростью. Как свидетельствует платоновская философия, введение любого элемента насилия — физического или духовного — является условием поражения. Противоречива природа правителя и мыслителя. Мыслитель самоуничтожается как только вступает в прагматическое поле правителя, а правитель самоуничтожает себя, входя в философское поле отвлеченных размышлений. Исходя из определения Аристотеля, спасители отечества — это, прежде всего, порядочные люди: «порядочность и порядочный человек — это тот, кто довольствуется меньшим того, на что имеет законное право».
Аристотель связывал создание образцового государства по аналогу с древнегреческим вольным портовым городом (полисом), где доминировали бы частная собственность и средний класс: «К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота. Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого». И далее: «...государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй... Но когда за отсутствием средних граждан неимущие подавляют своей многочисленностью, государство оказывается в злополучном состоянии и быстро идет к гибели».
Выходец с фракийской периферии античной Греции Аристотель определяет форму «бытия» как «вечный двигатель» движения, а сущность человека — как энергию ума, деятельное осуществление разумной природы в человеческой практике.
см. Древняя Греция. Для чего создается государство? Аристотель
«Геополитика сверхдержав»