logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

 

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Однополярный  американский мир не состоялся.Основой американской внешней политики после Второй Мировой войны был исключительный прагматизм — отказ от сентиментальности и мечтательности, отказ от непозволительно роскоши  альтруизма и мировой благотворительности2.Это только в литературной классике миром правит любовь, в реальности псевдодемократия насаждается с позиций военно-политической силы. А мир делится по принципу «свой – чужой». США выступили  в качестве единственного мирового жандарма, не несущего ответственность за последствия «разбитой посуды в чужой лавке». Права личности были объявлены приоритетными над государственным суверенитетом, что позволило осуществить провальные военной акции против суверенных государств, приведшие к массовой гибели гражданского населения. Америка  щепетильно считала, сколько погибло американских солдат в Ираке, а точность подсчета погибшего арабского населения ради призрачной демократии исчислялась плюс и минус сотни тысяч. Как это ни парадоксально, интеллектуальные и другие возможности единственной сверхдержавы  и Запада в целом уступают  сложности поставленной задачи «безграничного» мирового господства.  И рано или поздно Соединенные Штаты, которые потребляют до 40 % мировых ресурсов,  в борьбе за ресурсы в глобальной конкуренции сбросят «фиговый листок» «ангела» мировой демократии. Не получила развитие натоцентристская концепция превращения Североатлантического военного блока параллельно с Советом Безопасности ООН в еще один мировой центр по проблемам безопасности.

Прощание с Новой Римской империей.

Главной геополитической целью Европейского Союза было создание новой Римской империи на западнохристианском фундаменте, где православным христианам из новых восточных членов ЕС отведена подчинённая роль. А с вступлением в ЕС  Турции окончательно решался бы Восточный вопрос. Восточный вопрос в широком смысле это не только борьба за контроль Черноморских проливов, а в первую очередь проблема  Второго Рима (православной империи). Но и проект ЕССР (Европейского Союза Социалистических Республик) вошел в глубокий кризис. На пять государств «Старой Европы» приходится 73,9% ВВП Европейского Союза, а на остальные двадцать две страны — 26,1 %. Европейский Союз не обладающей значительной и самостоятельной военно-политической мощью не может претендовать на роль мировой империи. Мировой финансовый кризис, вероятно, навсегда похоронил  идею создания консолидированный европейских вооруженных сил. Без военной мощи Европейский Союз не может стать мировым геополитическим игроком.
Чтобы не допустить восстановление социалистического лагеря был создан миф о сказочномЕвраленде3.После самоубийства могучего и несокрушимого Союза бывшие страны «социалистического лагеря» устремились на Запад. «Приступ глупого оптимизма»  овладел национальными элитами и широкими трудящимися массами в ожидании скорейшего пришествия вместо светлого коммунистического еще более просветленного капиталистического будущего. После падения Берлинской стены «социалистический лагерь» полностью отказался  от своих социальных достижений, пытаясь заимствовать западную модель развития. О пагубности этого пути и почти автоматической смены коммунизма магической силой рыночной системы  предупреждали ведущие западные и российские мыслители. Новые члены ЕС, привыкшие к иждивенчеству в советском геополитическом пространстве, надеялись на соответствующую политику Брюсселя. Но этого не произошло. Стратегия иждивенчества новых членов ЕС особенно проявилась и в финансовой политике, крупных масштабных заимствований  у международных финансовых институтов. Но надежда на «дружбу народов» и взаимопонимание не оправдались. Но ответственность за иждивенчества переложена с Советского Союза на плечи Европейского Союза.

 

Двадцать первое столетие пройдет под девизом глобальной конкуренции между тремя мировыми полюсами экономического и технологического развития в Северной Америке, Европейским Союзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом.В глобальной конкуренции основными соперниками Соединенных Штатов стали Европейский Союз и КНР. После распада СССР Европейский Союз утратил статус привилегированного стратегического партнерства с США.  Поэтому Белый дом уделял особое внимание своей евразийской геополитике, в которой упор делался на этнонационализм беднейших стран, в том числе в Киргизии, Грузии и Украине.
Вашингтон безуспешно демонстрирует «безграничную справедливость» на основе американской доктрины «демократической петли Анаконды»4. Но, несмотря на свое военно-техническое превосходство,  Америка не способна покорить Евразию. Евразия не смогла стать примитивной шахматной доской для геополитики США.  Становится очевидным, что большие геополитические пространства Евразии, проектируемые Соединенными Штатами, оказались большим блефом. Несмотря на это Америка во главе с нобелевским «голубем мира» продолжает войну в Афганистане. После так называемого ухода американских войск из Ирака в стране остался контингент в 50 тыс. военнослужащих, переименованных в «советников» Госдепартамента США. Соединенные Штаты и впредь будут предпринимать меры, чтобы не допустить создание коммуникационного каркаса, усиливающего возможные континентальные геополитические блоки и глобальных конкурентов. После неудач создания зоны управляемой нестабильности на Великом морском пути из АТР в Европу в зоне Малаккского пролива Соединённые Штаты открывают третий в Евразии американский фронта «борьбы» с терроризмом в Йемене. Вряд ли будет сенсацией, если со временем станет явью, что и активность сомалийских пиратов, оснащенных современным навигационным оборудованием, обусловлена патронажем американских спецслужб. 

Борьба за геополитическое наследие Советского Союза.

После геополитического самоубийства Советского Союза  и предательства мирового левого движения на политической карте мире образовался вакуум, в который устремились Соединенные Штаты. И Китай вынужден был ускоренными темпами «идти вовне», тем боле, что экономический рост привел к дефициту собственных ресурсов. Советское геополитическое наследие было так велико, что первоначально США и КНР непосредственно не соприкасались и не создавали потенциальных зон конфликтов. Соединенные Штаты успешно осуществили экспансию в Центрально-Восточной Европе, наступают на Южном Кавказе, в Центральной Азии и Индии соперничают с Китаем. Если Америка начала наиболее интенсивно внедрять «честную» демократию в Еврамаре (на рубежах евразийских цивилизаций), то  Пекин успешно осуществил экономическую экспансию в Латинскую Америку и Африку. В результате под боком США Латинская Америка существенно полевела.
Еще в период противостояния двух сверхдержав (США и СССР) начали накапливаться тенденции к многополярности. Процесс этот характеризуется неравномерностью созревания социально-экономических, военно-политических, демографических и других мировых полюсов. Но регионализация международных отношений неприемлема для Соединенных Штатов не только в силу своей военной и экономической мощи, но и географического ограничения масштабами Северной Америки.
В формирующейся геополитической архитектуре мира возникают новые региональные центры  со своей сферой влияния, в том числе Китай во главе Юго-Восточной Азией, Индия, Япония, Бразилия, Иран, Россия, ЮАР. Выделяется  группа наиболее перспективных и динамично развивающихся экономик и рынков мира  — Бразилия, Россия, Индия и Китай (БРИК), где проживает более одной трети населения мира. На страны БРИК приходится  25,9 % поверхности суши и 40 % населения Земли (2,7 млрд. человек). Объем ВВП достиг по обменному валютному курсу 15  %  и по паритету покупательной способности почти 25 % мирового ВВП. БРИК концентрирует 40 % общемировых  золотовалютных резервов (2,8 $трлн., из них китайских 1,5 $трлн.). Китай и Индия демонстрируют  устойчивый экономический рост в условиях мирового финансового кризиса, в 2009 г. соответственно, 8,7 % и 5,7 %. Отрицательный рост в Бразилии составил всего 0,2 %, тогда как в России —  7,8 %. БРИК неоднороден и разновелик, государства принадлежат к разным цивилизациям и религиям. Китай занимает здесь особое место, ВВП Поднебесной (по паритету покупательной способности) в 4 раза больше России и в 2 раза больше, чем в Индии.


Самым большим сюрпризом новой геополитической архитектуры мира стало восхождение на роль пока второй сверхдержавы коммунистического Китая.  Но биполярного мира «Химерики» (China + America) не будет. Китай не собирается брать персональную ответственность за  мировой порядок и повторять ошибок Советского Союза, взвалившего на себя непосильный груз и ответственность за все «прогрессивное человечество».

Геополитика китайского Дракона.

Великая китайская цивилизационная геополитика (Пути и Стены)5 основывается наинтегральной геополитической мощи государства. Она включает наряду с политической стабильностью, военной, экономической, технологической мощью, главную составляющую — силу духа и Великий порядок в душе. В этом отношении Китай является дважды «закаленным» государством — закаленным коммунистической идеологией и конфуцианством/буддизмом. Современная китайская цивилизация решает геостратегические задачи в собственной, а не западной логике. И к этому в Европе, Америке и России пора привыкать.

 

<< Назад | Продолжение >>


2 Уильям Ф. Энгдаль Столетие войны: англо-американская нефтяная политика и Новый Мировой Порядок. Электронная книга. — М.: Геликон-плюс, 2008.

3 Дергачев В. Роковые рубежи Европы. – Вестник аналитики, 2009, № 1.

4Владимир Дергачев Демократическая «петля Анаконды»: новые рубежи евразийской геополитики США. — Вестник аналитики, >2007, № 3.

5 Дергачев В. Особенности китайской геополитики. — Вестник аналитики, 2008, № 2.


 

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ