Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Смертельные обширные инфаркты Европы
Владимир Дергачев
К началу 19 века Европа взошла на вершину мирового могущества. Как писал Альфред Вебер1, на европейском континенте была создана система относительно мирного сосуществования экспансионистских государств, обладающих военной и экономической мощью. «Концерт великих держав» на Берлинском конгрессе 1878 года способствовал сохранению баланса сил в Европе с учетом противовесов. Наступило «время насыщения» в полном мировом господстве.
Мировое могущество Европа было нарушено первым обширным европейским инфарктом (по образному выражению философа Карена Свасьяна)2 со смертельными последствиями. Апофеозом этого качественно нового исторического этапа и событием всемирного масштаба стала Первая мировая война. В ходе войны была не только разрушена хрупкая система европейского равновесия. Обнаружилась исчерпанность силовых способов достижения экспансионистских геополитических целей. В результате истребления миллионов людей война оказалась самоубийственной и непредсказуемой для всех, в том числе для её инициаторов.
А как все великолепно начиналось! Вызвавшая крушение старого европейского геополитического порядка Первая мировая война (1914 — 1918) началась с небывалого подъема патриотизма в Европе, за долгие мирные годы забывшей, что такое война. В жаркое лето Четырнадцатого года Европа восприняла начало войны как большой праздник. Возможно, долгий сорокалетний европейский мир и смена поколений привели к утрате чувства опасности и беды. Эту атмосферу европейской эйфории блестяще передал Стефан Цвейг во «Вчерашнем мире». Каждое европейское государство «вдруг пожелало стать могущественным», а за годы мира накопился переизбыток сил, искавший разрядки и насилия.
Европейцами с воодушевлением было встречено объявление о начале войны. Солдат провожали на поля брани, как на военный парад. Как будто, в парадном строе по обе стороны фронта выстроятся армии, демонстрируя свою выправку.
Запоздавшее отрезвление пришло поздно. В первый месяц этой войны, в августе Четырнадцатого года на Западном и Восточном фронте с той и другой стороны погибло миллион европейцев.
Всего в ходе четырехлетней войны (первого обширного инфаркта Европы) было убито 9,5 млн. и ранено около 20 млн. человек. Российский кадровый офицерский корпус, включая гвардию, был выбит в первые месяцы войны. Рыцарский кодекс чести ушел в прошлое.
Главным виновником мирового конфликта была признана Германия, стремившаяся силой оружия воспрепятствовать дальнейшей колониальной экспансии мировых империй и участвовать в переделе мира. Для Российской империи война оказалась самоубийственной. Главный геополитический и финансовый приз достался Соединённым Штатам Америки.
Подробно: Безумно дорогой приз Неизвестной войны
Второй обширный инфаркт Европы. После окончания Первой мировой войны Версальский, Трианонский и другие мирные договоры, подписанные в 1919 – 1923 гг., действовали в интересах держав победительниц. Европа разделилась на два лагеря победителей и побежденных. Естественно, особенно болезненно результаты Парижской мирной конференции восприняла Германия, а Венгрия считала, что её «распяли» в Версале. Попытки поиска нового мирового порядка на основе более широкого равновесия между государствами потерпели неудачу. Очередной военный конфликт стал неизбежен. Вторая мировая война стала вторым обширным инфарктом Европы ценой в 62 млн. жизней.
После окончания войны и установления Ялтинского мира произошел не только новый предел Европы на два лагеря — капиталистический и социалистический. При философском обсуждении «нацистского прошлого» возник круг острых вопросов, среди которых наиболее актуальный: как возможна европейская культура после Освенцима? Известный российский мыслитель Валерий Подорога, исходя из экстерриториальности философии, ставит вопрос шире и в отношении советского государства — победителя: как возможна память после ГУЛАГа: «Ведь одно дело, когда один народ убивает другой (нацистский режим), и другое дело, когда народ убивает себя (сталинский)»3. Если западная философия не может разобраться с исторически необъяснимым явлением Освенцима, то является ли ГУЛАГ только проблемой «незападного» пути модернизации и крушения великих социалистических утопий? По мнению Подороги, «философия не может претендовать на ведущую роль в отечественной культуре, раз самый радикальный опыт ею не был осмыслен, не пережит, не переработан концептуально».
Не случайно, можно утверждать о третьем обширном инфаркте, который охватил не только Европу, но и весь Запад во главе с США. Его характеризует война за жизненное пространство западной цивилизации в эпоху политкорректности. Война (по Карену Свасьяну) — это когда солдаты касаются земли ногами, а не только забрасывают её бомбами с воздуха. На Балканах так называемая гуманитарная интервенция напоминала «что-то вроде миссии Красного Креста, но иными средствами — с помощью «справедливых» бомб и ракет («воздушного бандитизма»). При этом отмечалось «высокоинтеллектуальное поведение бомб на фоне слабоумия политиков, генералов, репортеров и пр.»4.
В будущем крупномасштабные войны будут вестись с помощью системообразующего и системоразрушающего информационного оружия. Основные поля сражения в этих войнах переместятся из реального географического в духовное пространство. Приоритетными станут методы воздействия на сознание (ионосферу). Объектом поражения в информационной войне являются те ценности, которые возможно защитить только при наличии чувства достоинства и национальной гордости. Это меняет главные приоритеты национальной безопасности государства (продолжение...).
1 Альфред Вебер Избранное: Кризис европейской культуры. 2-е изд. — М., СПб:
Центр гуманитарных инициатив, 2012.
2 Карен Свасьян Освальд Шпенглер и его реквием по Западу. — Вступительная статья к книге Освальд Шпенглер Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. Карен Свасьян назвал день начало Первой мировой войны 1 августа 1914 года – днем обширного инфаркта Европы.
3 Валерий Подорога Что такое философия и чем она должна быть сегодня. – Вестник аналитики, 2013, № 3.
4 Карен Свасьян Растождествления. — М., 2006. Как отмечает философ, юридически шалость американского экс-президента Клинтона с юной девицей Моникой Левински «столь же мало походила на половой акт, как параллельные бомбежки Югославии на войну».
Вечера на Хуторе близ Европы. Новый сезон
Аморальное стремление к «богатому пузу» Запада
Смертельные обширные инфаркты Европы
Европейский протекторат Америки
Когда наступит «Закат Европы»?
Призрак коммунизма бродит по Европе
Почему Запад и Россия сходят с ума по-разному?
«Геополитика сверхдержав»
