Обсудить статью в дискуссионном клубе
Великий шелковый путь на евразийских рубежах вражды и мира
Владимир Дергачев 25.10.2024
Нефритовый путь. «Золото имеет цену, нефрит же бесценен»
Китайский бросок в античную эпоху на Запад. Щелк в обмен на ферганских коней
Многоликая Персия и Тюркский каганат в эпицентре транзитной торговли
Великий шелковый путь в эпоху китайского Возрождения
Великий шелковый путь и Монгольский мир
Великий Тамерлан. Жестокий полководец и покровитель торговли и искусства
Великий морской шелковый путь
Великий путь проникновения христианства и буддизма, которому китайцы отдали предпочтение
Сила духа народов Великой евразийской степи и аморальность Запада
«Шелковый» путь ретрансляции технологических достижений
Великий не шелковый путь. Эпидемии и порох вместо эликсира бессмертия
Великий шёлковый путь (ВШП) — величайшая мировая торговая коммуникация на Евразийском континенте, главная караванная дорога между Востоком и Западом, связавшая в Античности и в Средневековье народы и цивилизации с разными социально-экономическими укладами жизни. По этому пути шли караваны не только с различными восточными и западными товарами, но и проникали духовные ценности, религиозные идеи и инновации.
Великий шелковый путь, связавший Поднебесную, Среднюю Азию и Персию со Средиземноморьем, Индией и Юго-Восточной Азией, был проложен во II веке до н. э., вёл из Чанъаня (ныне Сиань) через Ланьчжоу в Дуньхуан, где он раздваивался. Северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи. Южная дорога пролегала мимо озера Лобнор по южной окраине одной из крупнейших песчаных пустынь Такла-Макан (протяжённостью свыше 1000 х 400 км),через Яркенд и Памир (в южной части), вела в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. За всю историю ВШП только Монгольской империи удалось получить полный контроль над трансконтинентальной трассой.
Великий шелковый путь, крупнейший материальный памятник открытости цивилизаций к внешнему миру и международной торговли, соединил торговыми маршрутами запад, восток и юг Евразии, Тихий, Индийский и Атлантический океаны, Дальний Восток со Средиземноморьем. Это был евразийский мост к миру и сотрудничеству между Востоком и Западом.
Великий шёлковый путь — это бескрайние пустыни, высокие горы и хребты, которые преодолевали купцы на «кораблях пустыни» (верблюдах). Это чудесное животное, навьюченное товарами, переносило жажду, жару и голод, обладало удивительной выносливостью. Звонкие верблюжьи колокольчики были свидетелями многих исторических событий в бесконечном времени и пространстве. Доставка товаров на главном маршруте Великого Шелкового пути могла занимать до нескольких лет.
Термин «Великий шелковый путь» был введен в научный оборот в 1877 году немецким путешественником и историком Фердинандом Рихтгофеном (1803 – 1905) в пятитомном труде «Китай». Один из моих учителей, Лев Николаевич Гумилев и многие другие историки называли его просто «Великим торговым или караванным путём», так как он не всегда был «шелковым», по нему шли завоеватели и смертельные эпидемии.
Ученые датируют образование Великого пути 2 веком до н. э., но еще с 3 тыс. до н.э. функционировал «лазуритовый путь». По нему полудрагоценный камень лазурит доставлялся из предгорий Памира (ныне Бадахшан, Таджикистан) на дальние расстояния на запад, восток и на юг, до стран Ближнего Междуречья (Ур, Лагаш), Китай и Индию (Хараппа, Мохенджо-Даро).
Нефритовый путь. «Золото имеет цену, нефрит же бесценен»
Китай начал добывать нефрит (примерно с 12 века до н. э.) в горах Куньлуня вблизи Хотана, расположенного на южном берегу Великого песчаного моря (пустыни Такла-Макан). Со временем этот полудрагоценный камень стал распространяться на запад сначала по Нефритовому, а затем по Великому шелковому пути. С момента открытия нефрита он стал самым почитаемым камнем, и свой высокий статус сохраняет до настоящего времени.
Полудрагоценный нефрит традиционно исключительно высоко, выше золота и серебра, ценился китайцами, которые называют его национальным «камнем жизни». Считалось, что он имеет целительные свойства, приносит благополучие и символизирует высшие человеческие добродетели, является олицетворением темперамента китайской нации. Нефрит также был символом власти и бессмертия. В Поднебесной нефритом украшали императорские дворцы, храмы и гробницы. Правителям, как символ высших почестей, давали титул «нефритовый». Камню приписывали способности обеспечивать долголетие и семейное благополучие, защищать от навета и дурного глаза. Китайские философы выделяли в нефрите пять основных достоинств, отвечающих шести человеческим добродетелям. Его мягкий блеск олицетворяет милосердие, его твёрдость — умеренность и справедливость, полупрозрачность — символ честности, чистота — воплощение мудрости, и его изменяемость олицетворяет мужество. В китайском эпосе Будда восседал на нефритовом троне, а Дерево бессмертия росло на берегу нефритового озера. Множество старинных китайских пословиц, описывающие моральные качества человека, связаны с нефритом, одна из них гласит: «Золото имеет цену, нефрит же бесценен».
А вот как высказался о нефрите легендарный древнекитайский мыслитель Конфуций: «…Нефрит, как сила познания, ибо гладок и блестит. Он как справедливость, ибо у него острые края, но они не режут. Он как покорность, ибо стремится вниз, к земле. Он как музыка, ибо издает чистые, ясные звуки. Он как правдивость, ибо не скрывает изъянов, которые лишь усиливают его красоту. Он как земля, а его стойкость рождена горами и водой». Философ говорил о хорошем человеке: «Его мораль чиста, как нефрит».
Высоко ценился нефрит и в Средней Азии, где из этого темно-зеленого полудрагоценного камня изготовлен саркофаг Тамерлана в мавзолее Гур-Эмир, построенном после смерти полководца в Самарканде. В Бангкоке в главном храме статуя Изумрудный Будда, выполненная из жадеита (в торговой номенклатуре нередко с нефритом оба минерала идут под общим названием «жад») и украшенная золотом, считается талисманом Таиланда.
Китайский бросок в античную эпоху на Запад. Щелк в обмен на ферганских коней
Завоевательные походы Александра Македонского значительно расширили взаимодействие Запада и Востока, создали предпосылки для создания главного евразийского торгового маршрута. Бросок великого полководца на Восток приобщил его к эллинистической культуре, произошло взаимообогащение местного искусства, верований, обычаев с греческими традициями и мировоззрением. И после смерти полководца мир стал другим. Александрийская библиотека и Мусейон в Александрии Египетской являлись местом сосредоточения самые выдающихся умов античности. Здесь был выполнен первый перевод Ветхого Завета на греческий язык и народы Средиземноморья впервые познакомились с Библией.
В Евразии между Востоком и Западом первоначально возникла так называемая ныне Старая Северная торговая дорога, по которой китайский император направил с дипломатической миссией своего сановника Чжан Цяня (200 – 114 годы до н.э.). Поднебесная империя династии Хань находилось под натиском кочевого народа хунну, и необходимо было установить союзные отношения с откочевавшим на запад племенем юэчжей – врагов хунну.
Посольство в составе ста человек с дарами было захвачено хуннами, пленившими китайского посланника на десять лет. Повелитель хуннов выделил Чжан Цяню жену-хуннку, успешно родившая от него сына. Пользуясь относительной свободой, посол бежал вместе с семьёй и челядью на запад в Ферганскую долину, где впервые увидел поразивших его своей красотой и статью коней. Местный правитель, наслышанный о богатстве империи Хань, был готов начать торговлю с китайцами. Чжан Цянь во время путешествия 138—126 годов до н. э. дошел до Бактрии, где привольно и богато жили племена юэчжи, не опасаясь набегов, и забывшие о войне с хунну. Поэтому его попытки заключить союз против хунну не имели успеха.
С приключениями в Китай из западного посольства вернулось всего двое, Цянь со слугой, не считая новой семьи посланника. Путешественник рассказал императору о Парфии, Индии и других богатых странах на западе. Он доложил об отсутствии в них шёлкоткацкого ремесла и посоветовал вывозить за границу шёлк в обмен на прекрасных ферганских коней, а также сладкие плоды, вино, люцерну и другие товары. Шёлк за пределами Поднебесной в те далекие времена высоко ценили не только модницы, но и за его способность противостоять всеобщему бедствию — назойливым насекомым-паразитам.
Китайский император благосклонно оценил полученные сведения о странах Средней Азии, щедро наградил Чжан Цяня и назначил его особым государственным посланником. Открытия сулили огромные возможности для внешней торговли. Император осознал, что если склонить местные народы к союзу, можно значительно увеличить империю за счёт западных земель. Последовали другие многочисленные дипломатические миссии на запад, включая Рим. Открытие Европы произвело на китайцев такое впечатление, как на европейцев открытие Колумбом Америки1.
Церемониальное навершие из позолоченной бронзы, Ферганский конь (IV–I вв. до н. э.)
V-образный символ скорости и победы.
В 123–119 до н.э. китайские войска обезопасили путь из Китая на запад. Именно с конца 2 в. до н.э. можно говорить о функционировании Великого караванного сквозного маршрута, соединившего великие цивилизации Старого Света – Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Разветвлённый маршрут, то расширяясь, то затухая, просуществовал более полутора тысяч лет – много дольше других сухопутных торговых путей. Китай начал экспортировать на запад шёлк, как только осознал свою потребность сначала в нефрите из копей Хотана и Яркенда, а потом в породистых ферганских скакунах, которые значительно превосходили по своим качествам низкорослых китайских лошадей.
В 121 году до н. э. первый верблюжий караван с шёлком и бронзовыми зеркалами направился к Ферганскому оазису через Турфанскую впадину вдоль Огненных гор и отрогов Тянь-Шаня. Торговля по установившемуся маршруту была прервана разорительными восстаниями «краснобровых» в 17—27 годах н. э. После установления мира торговля продолжилась по новому южному пути. С течением времени основные направления коммуникаций изменялись под воздействием геополитических факторов, трансформировался и товарообмен между Востоком и Западом.
Покупательская способность европейцев была нестабильной. В Римской империи шелковые ткани и другие восточные товары пользовались огромным спросом. Но после античной эпохи и натурализации хозяйства Западной Европы товары с Востока стали доходить преимущественно до Византии. Лишь с началом зрелого феодализма (11 век) в Западной Европы вновь стали активно покупать восточные товары. Поскольку на Великом шелковом пути потребителями товаров были также страны Ближнего Востока и Индии, этот путь не замирал даже в раннее средневековье. После арабских завоеваний восточные товары стали потреблять в южном Средиземноморье, вплоть до Испании.
С I века н. э. много товаров между Востоком и Западом шло по Южным морям и Индийскому океану, этот путь был более-менее стабильным. Посредниками морской торговли выступали ханьские данники во Вьетнаме и кхмерская держава.
Развитие Великого шелкового пути зависело от политической стабильности вдоль маршрута от восточного Средиземноморья до Китая. Не прекращалось геополитическое противоборство государств за контроль над караванными путями. Взимание пошлин с купеческих караванов давало высокий доход правителям. Междоусобные войны и упадок центральной власти приводили к разорению торговых городов и грабежам караванов.
В I-III веках нашей эры Великий Шелковый путь соединил четыре могущественные древнейшие империи – европейскую Римскую, Парфянскую на Ближнем и Среднем Востоке, Кушанскую - на юге Центральной Азии, Афганистане и Китайскую империю Хань на Дальнем Востоке. Хотя между ними шла борьба за контроль торговых коммуникаций, им все же удавалось обеспечить стабильность транзитной торговли. На начальном этапе маршрута Великого шелкового пути защитой для караванов была Великая Китайская стена.
Как уже отмечалось выше, Великий шелковый путь к западу от Китая раздваивался на два маршрута воль северного и южных «берегов» песчаной пустыни Такла-Макан. Северный маршрут шел через оазис Турфан. Подробно: Безымянная страна любви. Турфан. Южный маршрут проходил через оазис Хотан (ныне на юго-западе Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР).
История Хотана неразрывно связана с Великим шёлковым, а еще раннее Нефритовым путем, который шёл на юг, в Индию, либо на запад, через ущелья Памира. По преданию, в V веке китайская царевна, выданная замуж за хотанского князя, тайком вывезла из Поднебесной в своей пышной причёске куколки тутового шелкопряда. Таким образом, Хотан стал первым центром шелководства за пределами средневекового Китая, откуда секрет его производства попал в Персию и Византию. В X веке в Хотане господствовали кашгарские князья. В периоды своего наивысшего могущества оазис пытались подчинить также владыки Тибета. Посетивший город в 1274 году Марко Поло восхищался качеством местных тканей. Подробно: Воспоминания о древнем Великом Шелковом пути (Хотан и Дуньхуан).
Со временем политическая обстановка изменилась, от Римской империи осталась только Византия, Парфянскую империю сменило государство Сасанидов, Кушанская и Ханьская империи распались на многие враждующие друг с другом образования. Период ухудшения функционирования Великого Шелкового пути продлился до VI в., когда в Евразии снова начали формироваться крупные региональные и мировые державы.
Воспользовавшись временным ослаблением земледельческих цивилизаций, разные участки Шелкового пути несколько веков контролировали кочевые племена (гунны, авары, огузы и др.). Во второй половине 6 веке самое сильное из них, племя тюрков, попыталось захватить весь Шелковый путь.
Многоликая Персия и Тюркский каганат в эпицентре транзитной торговли
На Великом Шелковом пути шла постоянная борьба за контроль крупнейшего евразийского торгового маршрута. На западе кочевники среднеазиатских степей противостояли в начале нашей эры Древней Персии, покорившей Вавилон, Малую Азию, Сирию и Египет, а на востоке Согдиану и северную Индию. Мировая империя арийцев (Иран) противопоставляла себя Турану, населённому близкородственным племенам арийцев, их разделила только религия.
С древних времен Персию называли «страной ариев» (Ираном). Предки иранцев, как и белых индийцев, пришли на эти земли с севера, их прародиной были земли нынешней южной России, от Причерноморья до Урала. Персией её назвали соседи – греки, а затем это название приняли и другие народы. Греки перенесли на страну название исторической области Парс (Фарс) на берегу Персидского залива, бывшей центром политической власти в имперские эпохи Ахеменидов и Сасанидов. Парсы (персы) были одной из этнических групп в Иране.
Империя Ахеменидов (существовала с 550 по 330 гг. до н.э.) официально именовалась «держава ариев». В эпоху средневековой империи Сасанидов, существовавшей до арабского завоевания и исламизации, иранцы были зороастрийцами-огнепоклонниками. Держава называлась Эраншахр («иранская империя», «царство ариев»). Инициативу разделения древнеарийской культуры приписывают пророку Заратустре (6 век до н.э.). Все арийцы, сохранившие верность древним богам стали туранцами, а сторонники Заратустры - иранцами.
После исламизации Иран сохранил своё название, язык и культуру. В период тюркской династии Каджаров, правившей с 1795 по 1925 год государство официально все так же называлась Ираном. Правда, в других странах, согласно греческой традиции, Иран называли Персией.
В дальнейшем в новой и новейшей истории сами иранцы под влиянием западной традиции стали публично употреблять термин «Персия». Есть версия, что Персия в знак лояльности фашисткой Германии, с которой в 30-х у нее были довольно дружественные отношения, настояла, чтобы Лига Наций называла ее самоназванием Иран (в переводе с фарси страна Ариев). Это вызвало протесты некоторых иранских ученых, так как лишало связи государства с Ахеминидским Ираном, известным европейцам как Персидская империя.
При династии Пехлеви, которая правила с 1925 по 1979 гг., Иран официально именовался Шаханшахским Государством Иран. Шахиншах Реза Пехлеви предпочитал преемственность с древнеиранским государством - Парфией, из названия правящего дома которой и взял себе фамилию. С 1979 года, после революции и падения монархии, страна официально называется Исламской Республикой Иран.
Но вернемся в Средневековье, где кочевые народы образовали Тюркский каганат (555—745 гг.), объединивший территорию Центральной Азии и Великой евразийской степи, от Причерноморья до Северного Китая. В результате тюркской экспансии ведущую роль в торговле стали играть согдийские купцы.
Тюркский каганат, разгромив китайцев и эфталитов (ранние средневековые ираноязычные племена, создавшие государство, включавшее Согдиану, Бактрию и Афганистан), достиг политического и экономического могущества, взяв под контроль Великий караванный путь, соединяющий Запад и Восток. Торговля была оживленной и доходной, но обслуживала преимущественно богатую аристократию, нуждавшуюся в предметах роскоши. Наиболее важным товаром был шелк, который начал поступать в Европу - со времен римского императора Августа. Потребность Византии в шелке была огромна, так как помимо нужд императорского двора и аристократии использовался как валюта при сношениях с варварами, в частности при найме войск2.
Притязания византийского императора Юстиниана на мировое владычество вынудило поддерживать дипломатические связи со всеми государствами Европы до англосаксонских королевств включительно. На подарки, подкупы, наем воинов требовалось огромное количество шелка, в обмен Византия получала из Западной Европы и союзников, и наемников, любые товары и рабов. Благодаря торговле Юстиниан мог вести мировую политику, которая подчинила его власти Средиземноморье. Шелк в Византии ценился наравне с золотом и драгоценными камнями.
От Поднебесной до границ Византии было свыше 230 дней пути, и цена на шелк зависела от посредников — тюрков и персов. Добиваясь ослабления Византийской империи, персы, стремились к повышению цен на шелк, чтобы выкачать из неё возможно больше золота и ослабить ее политическую и военную мощь. Поэтому Иран тщательно регламентировал торговлю шелком, не только установив высокие цены, но и ограничив также количество шелка, вывозимого на запад. Естественно, что Византия не могла мириться с создавшимся положением, так как, переплачивая за шелк, она тем самым способствовала усилению враждебного ей Ирана. Но попытки освободиться от экономической зависимости были безуспешны. В это же время в историческую игру вступил Тюркский каганат, выкачивающий из Китая огромное количество шелка в виде дани. В результате между Византией, Тюркским каганатом и Ираном развернулась дипломатическая игра, порой переходящая на поля сражении.
В конце концов, Византия, зажатая в клещи персами и аварами, ухватилась за союз с тюркским ханом, но последующие события внесли свои коррективы. В 553 году Константинополь завел собственное шёлковое производство. Личинки шелковичных червей были доставлены в византийскую столицу христианскими монахами или неким персом, в выдолбленном посохе. Шелководство развилось так же в Бейруте, Тире и Антиохии. К концу VI века вопрос об импорте шелка в империи уже не имел прежнего значения, и надежды тюрков на овладение шелковой монополией оказались тщетными. Наличие конкуренции заставило их понизить цены на шелковые изделия, что значительно уменьшало выгоды от транзитной торговли. Время стабильности оказалось коротким.
На обломках распавшегося Тюркского каганата образовалось несколько кочевых государств (Хазарский каганат, Западно-тюркский каганат, Восточно-тюркский каганат, Уйгурский каганат и др.), контролировавших лишь отдельные участки транзитных торговых путей.
Великий шелковый путь в эпоху китайского Возрождения
На протяжении примерно полутора столетий первенствующую роль в контроле над транзитной торговлей в Средней Азии играла китайская империя Тан. Ведя с переменным успехом войны с степными кочевыми племенами, китайцы поставили под контроль Великий шелковый путь до Самарканда и Бухары. Этот период (7 – первая половина 8 вв.) многие называют временем наивысшего расцвета трансевразийской торговли.
***
Научный труд американского профессора Эдварда Шефера (1913 – 1991) с необычным названием «Золотые персики Самарканда: Книга о чужеземных диковинах в империи Тан» представляет собой обстоятельное собрание разнообразных сведений о влияниях культуры внешнего мира на Поднебесную империю. Под экзотическим названием скрывается повествование о торговле на Великом шёлковом пути в трехсотлетнее правление династии Тан (618—907). Это эпоха китайского Возрождения аналогична вершинам европейской культуры и искусства античной Греции и Рима. Исключительно информативный труд о средневековом Китае династии Тан (618 — 907 гг.) впервые опубликован на английском языке в 1963 году и стал бестселлером не только для востоковедов, но и широкого круга читателей. В 1981 году книга впервые издана на русском языке. Она соединила в себе достоинства научного труда и научно-популярного произведения, что встречается не часто. Книга стала настольным справочником изучающих историю культуры не только Китая, но и многих других азиатских стран. Американский китаевед Эдвард Шефер, один из крупнейших исследователей эпохи Тан в Калифорнийском и Гавайском университете, изучал искусство Востока и Византии, в Гарвардском университете — китайский и японский языки. С 1946 года преподавал в Калифорнийском университете (Беркли), где возглавлял Отделение восточных языков, избирался президентом Американского общества востоковедов. Исследуя литературные памятники и культуру танской эпохи, Шефер уделяет преимущественное внимание быту, материальной культуре и технологиям.
В литературе многочисленны публикации о «китайских дарах Западу». Порох, бумага, компас, книгопечатание, чай, рис и шелк впервые появились в Поднебесной. Древний и средневековый Китай во многих отношениях был мировым лидером. Но были и другие не менее влиятельные великие цивилизации.
Тюркским и персидским народам Поднебесная обязана коневодством, многими сельскохозяйственными культурами (джут, рами, виноград, люцерна) и другими полезными вещами, без которых невозможно представить китайскую цивилизацию. Взаимовлияние культур благодаря Великому шелковому пути было огромным.
Выдающиеся культурные достижения в Поднебесной сочетались с экономической мощью империи с эффективной системой землепользования («уравнения полей») и мудрым государственным управлением. В целях благоденствия государства и императорского двора наделы крестьян не уменьшались ниже определенного уровня. Немалую роль в процветании сыграли завоевания территории соседних народов, Китай расширил границы от оазисов Синьцзяна на западе до Кореи на востоке, от степей Внутренней Монголии на севере до Вьетнама на юге.
Многие народы, в действительности, не входившие в состав империи, числились по китайским понятиям данниками Поднебесной. Другие присылали к императорскому двору посольства с дарами или от случая к случаю напоминали о своем существовании, когда в государстве Тан вдруг появлялись диковинные товары. Отсюда произошли особенности, так называемой даннической торговли.
С древних времен китайцы высокоразвитой земледельческой культуры Поднебесной привыкли считать себя центром мира — Срединным государством (Чжунго). Это стало государственной идеологией, и китайские императоры отказывались общаться на равных с окружающими народами и были убеждены, что только они могут повелевать миром. Остальные «варвары» могут быть только подданными повелителя Поднебесной. Поэтому прибывавшие по караванным путям товары рассматривались как дань китайскому императору. Страны и народы, приславшие посольства с подарками, включались в реестр областей, признавших подданство Китая. За это императорский двор посылал ответные подарки, присоединяя к ним идеологические пожалования. «Уступая просьбам», Китай жаловал новоявленным подданным китайские фамилии и имена, тем самым удостоверяя, что больше не считает их варварами, но при этом титулы выдавались хотя бы на ранг ниже, чем «истинным китайцам». В этом и заключалась международная торговля с китайской спецификой.
Эдвард Шефер приводит данные о разнообразных дарах императорскому дворцу династии Тан, а также о масштабной международной торговле. Это знаменитые среднеазиатские кони из Ферганской долины и охотничьи собаки, пользовавшиеся широким спросом у придворных императора. С охотничьими забавами связан был привоз в Китай ловчих соколов, а также гепардов. Из Хорезма поступали меха пушных зверей — соболей, белок, лисиц, куниц, бобров, зайцев, привозились также выделанные шкуры козлов, а из тюркских стран — войлочные изделия и доспехи из лошадиной кожи. В Китае ценили иноземное вино, и хотя к VIII веке изготовление его уже было здесь освоено, из Ташкентского оазиса привозилось вино, приготовленное «по иранскому способу». Из Тохаристана доставляли лекарство — средство от ран и кровотечений, представлявшее смесь целебных смол и трав. В качестве лекарственных препаратов упоминается «терновый мед» — всем известная верблюжья колючка, сладкий сок которой обладает целебными свойствами.
Но время доминирования Поднебесной на Великом шелковом пути оказалось не долговечным. Попытка китайцев сохранить контроль над Средней Азией провалилась, в Таласской битве 751 года Арабский халифат разбил китайскую армию. С этого времени и до конца функционирования ВШП караванную торговлю почти полностью монополизировали мусульманские и еврейские купцы. Поднебесная империя не смог сохранить контроля даже на востоке караванного пути, попавшего под контроль тибетцев, а в 9 веке захваченном кочевниками киданями.
К 13 веку ВШП был практически заброшен. Великие потрясения, войны и грабежи сделали евразийский сухопутный маршрут небезопасным для путешествий, и редко кто осмеливался пересекать его без вооруженного сопровождения. Так было до тех пор, пока не появилась Монгольская империя.
Великий шелковый путь и Монгольский мир
Последний взлет Великий шелковый путь пережил в 13–14 века, когда Великая Евразийская степь была покорена (1210–1250-е годы) от Китая до Руси и Ирана монголами. Они установили на полтора столетия контроль над большинством евразийских торговых коммуникаций.
Во время правления Чингисхана значительная часть торговый коммуникаций находилась под жестким контролем, поскольку монгольский завоеватель был очень заинтересован в ограничении свободной торговли и максимально возможном увеличении военного бюджета степной империи. Великий хан разрушил арабскую и тюркскую монополию на транзитную торговлю. Многие торговые города, такие как персидский Мерв в 1221 году были сожжены, а население вырезано, но Самарканд и другие стали торговыми центрами в Средней Азии.
После жестоких завоеваний границы Монгольской империи окончательно укрепились. В Евразии установился относительный мир как прямое следствие военного и политического господства монголов, что позволило в третий раз возродиться Великому торговому пути, после эпохи китайской династии Тан (7 век) и династии Хань во 2 веке до н. э.
Великий Шелковый путь и международная торговля сыграли важную роль в поддержании контроля над огромной Монгольской империей. Монголы возвели множество караван-сараев вместе с почтовыми станциями и мостами, вдоль многих участков дороги были посажены деревья. Торговый путь стал безопасным для передвижения, и торговля процветала.
Когда Чингисхан умер в 1227 году, он оставил после себя обширную территорию, простиравшуюся от Корейского полуострова до Польши, от севера России до Афганистана и части Персии, захватив Шелковый путь почти полностью. Это был первый и последний случай, когда почти весь протяженный маршрут находилась под контролем одной Великой империи, которая простиралась более чем на 7 тыс. км.
Хотя после смерти Чингисхана его огромная империя быстро распалась, его наследники образовали «квартет империй» — Юань в Китае, среднеазиатский Джагатайский улус, иранскую империю Хулагидов и Золотую Орду в Прикаспии и Причерноморье. Эти государства, несмотря на соперничество в контроле транзитной торговли, стремились обеспечивать безопасность купцам независимо от их веры и национальности. Однако из-за высокой протяженности путей объединить их под единым контролем было чрезвычайно трудно. Во второй половине 14 века Великий шелковый путь вошел в состояние упадка. «Квартет» монгольских империй распался на множество враждующих друг с другом государств.
До этого в истории ВШП было два этапа, когда он контролировался преимущественно одним государством: Тюркским каганатом в последней трети 6 века и империей Чингисхана во второй четверти 13 века. После очередного упадка транзитной торговли на арене мировой истории с последней трети 14 века началась эпоха полководца Тамерлана (Тимура), создавшего новую могучую восточную империю.
Великий Тамерлан. Жестокий полководец, покровитель торговли и искусства
Тюрко-монгольский завоеватель Тамерлан (Тимур,1336 — 1405) основал империю Тимуридов на территории современного Афганистана, Ирана, Месопотамии, северной Индии и Средней Азии. Тимур был дедом султана, астронома и математика Улугбека, правившего Средней Азией с 1409 по 1449 год. Он являлся прапрапрадедом Бабура (1483—1530), основателя империи Моголов, которая в XVII веке правила почти всем Индийским субконтинентом. Он предок Шах-Джахана — создателя знаменитого мавзолея-мечети Тадж-Махала. Тимур побеждал ханов Золотой Орды, мамлюков Египта и Сирии, Османскую империю и поздний Делийский султанат Индии. Последний из великих кочевых завоевателей евразийской степи использовал наследие завоеваний Чингисхана и называл себя «Мечом Ислама». Его военные походы привели к гибели миллионов людей.
Благодаря Тамерлану Византийская империя просуществовала последние два столетия. В 1204 году западноевропейские христианские варвары (крестоносцы) подвергли страшному разгрому Константинополь. Византия с трудом восстановилась, но оказалась под ударом с Востока. Однако в жестокой схватке с Железным полководцем под Ангорой (Анкарой) в 1402 году турки-османы проиграли битву, продлив, таким образом, жизнь Византийской империи.
Во время походов против Золотой Орды (1389–1395) Тимур практически стер с лица земли торговые города Прикаспия и Причерноморья, в результате северный торговый маршрут ВШП был заброшен. В борьбе с Золотой Ордой Тамерлан дошел до русского Ельца (1395) и повернул назад, хотя путь на Москву был открыт. Существует церковное предание, что москвичи в это время встречали чтимую Владимирскую икону Божией Матери, перенесённую в Москву для защиты от врага. Богородица явилась во сне Тамерлану, и он принял правильное решение.
Империя Тимура (1370 – 1450)
Попытка Тамерлана вновь объединить основные евразийские торговые маршруты ВШП в границах единого государства дала лишь временный эффект. В его империи купцы, следующие по южной дороге, вновь получили надежную защиту. Потомки Тимура не смогли впоследствии сохранить централизованное среднеазиатское государство, поэтому южная дорога также почти перестала функционировать.
Тамерлан был известен не только как один из самых жестоких завоевателей в истории, но и одновременно великим покровителем искусства и архитектуры, заложившим начало тимуридскому Возрождению. После смерти полководца в империи начались междоусобицы, которые, в конце концов, в результате очередного конфликта привели к убийству правителя Улугбека (1394 — 1449, Самарканд).
Закат сухопутного Великого шелкового пути связывают, прежде всего, с развитием торгового мореплавания вдоль побережий Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии.
Великий морской шелковый путь
В средневековье, еще до эпохи китайского Возрождения, на берегах китайских морей сформировались крупные торговые порты. Во времена Танской империи разбогател Гуанчжоу, на берегу Тайваньского пролива возник богатый порт Цюаньчжоу, а севернее порт Фучжоу, в глубине залива Ханчжоувань – Ханчжоу. В эти многолюдные приморские города иностранные купцы доставляли ткани из хлопка, сандаловое дерево, сахар, слоновую кость и носорожий рог, тигровые шкуры, жемчуг, кораллы, индиго и закупали шелк, фарфор, нефритовые изделия, бумагу и лак.
Морская торговля Поднебесной шла преимущественно через Южно-Китайское море и Индийский океан, она зависела от сезонных муссонных ветров. Парусники, отчаливавшие из Гуанчжоу, шли под северо-восточным муссоном, если пускались в путь поздней осенью или зимой. Северо-восточный муссон был также благоприятным ветром для отправления из крупных портов Персидского залива, лежавших на тысячи миль к западу от Китая. Еще до того, как торговые суда покидали Гуанчжоу, мусульманские парусники уже были в пути. Небольшие арабские лодки дау могли совершать долгое путешествие вдоль побережья. Если они выходили из Басры в сентябре или в октябре, то оказывались за пределами Персидского залива как раз во время попутного зимнего муссона, гнавшего их через Индийский океан. Суда могли надеяться захватить в июле буйный юго-западный муссон, который доставил бы их путем, пролегавшим севернее Малайи, через Южно-Китайское море в южные порты Поднебесной. Для всех, кто плыл с востока на запад и наоборот, существовало одно правило: «к югу — зимой, к северу — летом».
С VII по IX века Индийский океан, несмотря на пиратство, был относительно безопасен для судоходства, его бороздили многочисленные парусники. Наиболее эффективными для судоходства были мусульманские торговые парусники Арабского халифата, особенно когда столица была перенесена из Дамаска в Багдад, связанный с Персидским заливом рекой Шатт-эль-араб и торговля с Востоком стала весьма процветающей. Арабская Басра была ближайшим к Багдаду портом, но большие суда не могли подниматься до него по реке.
Поэтому самым богатым городом Персидского залива был Сираф на восточном побережье, ниже Шираза, на территории нынешней иранской провинции Бушер. Своим процветанием он был обязан торговле с Востоком, его лидерство среди портов Персидского залива сохранялось до 977 года, когда город был разрушен землетрясением. Население города-порта состояло главным образом из персов, но были и арабы — искатели жемчуга. Не боявшиеся риска купцы из Месопотамии и Омана отправлялись в Индию и Китай.
В 9 – 10 веках большая часть торговли на морском Великом шелковом пути осуществлялась через Сираф. Можно встретить в исторических источниках утверждение, что здесь доминировали еврейские торговцы. Когда арабы вторглись в Персию, они вынудили еврейских жителей стать мусульманами. Интенсивная торговля с Китаем велась в 9 веке до резни в Гуанчжоу в 878 году, когда погибло много иностранных купцов. Когда морские торговые пути сместились к Красному морю, Сираф потерял былое значение. Около 900 года местные купцы вели торговлю как с Джиддой на Красном море, так и с Занзибаром в Восточной Африке. По теме: Занзибар. Воспоминания о процветающей великой морской Оманской империи.
В период расцвета Сираф был крупнейшим и богатейшим портовым городом на иранской стороне Персидского залива, центром торговли с Африкой, Индией и Китаем. Сираф называли «пристанищем купцов и торговым центром Фарса». В первой половине 10 века он оставался вторым по величине городом в юго-западном Фарсе, уступая только Ширазу. На его рынках торговали льняными тканями, черным и сандаловым деревом, слоновой костью, специями, бумагой, камфарой, амброй и драгоценными камнями. Сираф также был важным рынком жемчуга, который добывался вблизи. Местные торговцы и капитаны кораблей наживали огромные состояния на морской торговле и жили в богатых усадьбах, построенных из тикового древесина, импортируемого из Восточной Африки, и обожженного кирпича.
Сираф обслуживал международную клиентуру торговцев, в том числе из богатой Южной Индии. Но где обращались большие деньги, процветало ростовщичество, коррупция и супружеская измена, царила всеобщая экстравагантность. Однако в Сирафе не хватало питьевой воды и сельскохозяйственных угодий, поэтому еду и воду приходилось завозить с равнины Джем.
Природные катаклизмы (землетрясения и цунами) уничтожили большую часть средневекового города, некоторые предметы обнаружены археологами на морском дне Персидского залива. Когда землетрясение 977 года нанесло серьезный ущерб Сирафу, это многие расценили как «достойное наказание от Бога».
Упадок Сирафа был бедствием для торговли с Дальним Востоком, которая начала сокращаться еще раньше, после разрушения Басры в 870 году восставшими рабами из Африки. Руины средневекового города находятся примерно в 220 км к востоку от Бушира и в 380 км к западу от Бендер-Аббаса. Современный вид исторического порта (ныне Бендер-Сираф) с руинами замка, бывшей резиденции местных шейхов. В 2016 году его население составляло около 7 тыс. жителей.
https://i.pinimg.com/originals/ca/20/.jpg
После упадка Сирафа многие местные купцы и морские капитаны в начале 11 века перебрались в Оман. Пираты с близлежащего острова Кайс, воспользовавшись образовавшимся вакуумом власти, безнаказанно грабили торговые суда сирафи. Коммерческие перевозки по Персидскому заливу начали обходить Сираф и вместо этого направляться прямо в Басру. Но порт оставался региональным торговым центром до 16 века.
Из портов Персидского залива отправлялись торговые суда разных народов, но укомплектовывались они персоязычными командами. Персидский служил lingua franca, то есть использовался в качестве средства общения между носителями разных языков в торговле Южных морей, как согдийский — на караванных путях Средней Азии. Прежде чем выйти в Индийский океан, суда обычно заходили в оманский порт Маскат, а затем, отваживались, если не боялись пиратов, заходить в порты на Синдском побережье (ныне провинция Пакистана в устье Инда), или же следовали прямо на Малабар и оттуда на Цейлон (остров рубинов), где торговцы-мореходы закупали драгоценные камни. Отсюда путь лежал на восток, к Никобарским островам, где, вероятно, они выменивали у местных дикарей, подплывавших к кораблям на каноэ, кокосовые орехи или серую амбру. Затем они заходили на полуостров Малакку (в Кедах) и оттуда через Малаккский пролив в «Страну золота» («сказочные Индии», современный Таиланд). В конце концов, купеческие корабли поворачивали на север, подгоняемые влажным летним муссоном,— за шелковыми тканями в Ханой или Гуанчжоу.
Морские торговые суда, заполнявшие в танскую эпоху порты Поднебесной, назывались среди китайцев, пораженных их величиной, по-разному: «корабли Южных морей», «корабли западных стран», «корабли варваров», «малайские корабли», «корабли брахманов» и особо «персидские корабли». Что же касается китайских судов, то они не совершали в это время долгих и опасных путешествий в Сираф. Большие парусники, предназначенные для океанских плаваний, появились в Китае только на несколько столетий позже. В танскую эпоху китайские купцы отправлялись на запад на чужеземных кораблях. Когда арабские авторы IX— X веков писали о «китайских судах» в гаванях Персидского залива, они имели в виду торговые суда, использовавшиеся китайцами.
В раннем средневековье самые крупные парусники на морских торговых путях между Востоком и Западом были с Цейлона. При внушительной длине они вмещали до семисот человек, многие из них имели спасательные шлюпки и прирученных голубей для связи. Одномачтовые арабские суда из Аравии были меньше, имели треугольные паруса, а их деревянный корпус не скреплялся гвоздями, а связывался пенькой и пропитывался для водонепроницаемости китовым жиром или китайской смолой, которая, застывая, становилась как черный лак.
В 14–15 века морская торговля стала привлекательнее, чем по опасным сухопутным караванным путям. Морской путь из Персидского залива в Китай занимал примерно 150 дней, в то время как караванный путь из Таны (Азов) в Ханбалык (Пекин) – около 300. Один корабль перевозил столько же грузов, как и очень большой караван в 1 тыс. вьючных животных.
В 1453 году караванные пути торговли специями из Индии и Юго-Восточной Азии были перекрыты Османской империей, что побудило европейцев искать морской путь вокруг Африки и, в конечном итоге, положило начало эпохе Великих географических открытий.
В результате этих геополитических и геоэкономических факторов к 16 веку Великий шелковый путь окончательно прекратил свое существование. Впрочем, локальные участки ВШП продолжали еще долго функционировать (например, караванная торговля между Центральной Азией и Китаем прекратилась лишь в 18 веке).
Великий путь проникновения христианства и буддизма, которому китайцы отдали предпочтение
Походам на Восток Александре Македонского предшествовала попытка создать верование, объединяющее народы. Как известно, христианство зародилось в I веке в Палестине и позже распространилось среди греков и римлян, у которых подвергалось гонениям. Но в Византийской империи христианство стало главенствующей религией.
Правление императора Юстиниана (482 – 565) стало временем наивысшего расцвета Византии. Этот полководец и реформатор считается одним из наиболее выдающихся монархов раннего средневековья. Его главной целью было восстановление политического и религиозного единства Римской империи, латинского Запада и греческого Востока. После заключения на Востоке в 532 году «Вечного мира» с Персией император сосредоточился на восстановлении прежних владений Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов, где варварские правители номинально признавали власть императоров Константинополя.
Император гордился, что восстановил на Западе «совершенный порядок», который казался ему признаком подлинно цивилизованного государства. Но крупные предприятия в Европе истощили империю, и заставили пренебречь Востоком, который отомстил самым страшным образом. Гунны, авары персы, арабы и, наконец, турки-сельджуки захватом Константинополя в 1453 году завершили гибель Византийской империи после тысячелетия блистательного существования. В течение веков она была оплотом христианства, воспитательницей славянского Востока, а после падения продолжила оказывать влияние на народы Восточной Европы. Турки и греки, сербы и болгары, русские и румыны сохранили память о традициях исчезнувшей Византии3.
Британский историк римского права Энтони Оноре сопоставляет судьбу императора Юстиниана и вождя народов Иосифа Сталина. Оба, родившись в бедности на окраине империи, получили богословское образование и достигли высот власти. Оба посвятили свою жизнь борьбе с идеологическими врагами — один марксизма, другой христианства, стремясь построить, соответственно, социализм в отдельно взятой стране и христианское государство.
Христианство распространялось по дорогам Великого шелкового пути и даже в Поднебесной появились общины христиан-несторианцев. Учение названо по имени константинопольского патриарха Нестория, утверждавшего, что Дева Мария родила Христа не от Бога, но от человека, и поэтому она должна именоваться не «Богородицей», а «христородицей». Несторианцы признавали во Христе Божественное и человеческое начало, тогда как официальная богословская позиция признает единое сосуществование природ в Богочеловеке. Несторианство было осуждено православной церковью как ересь на Третьем Вселенском Эфесском соборе в 431 году.
Несторианское учение развивалось ассирийской восточной церковью, которая несла его на Восток – Индию и Китай. Первый несторианский миссионер со спутниками прибыл в Китай в Чанъянь в 635 году. Они были благосклонно приняты при дворе императора Поднебесной, который повелел перевести писания проповедников на китайский язык. В дальнейшем история несторианства в Китае испытывала взлеты и падения, окончательно угасла в XIV веке.
***
Китайской душе оказался ближе учение буддизма, распространении которого в Поднебесной было связано с Великим шелковым путем. Буддизм возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии. Традиция связывает возникновение буддизма с именем принца Сиддхартхи Гаутамы, который в результате душевного кризиса испытал просветление и стал в 35 лет Буддой – просветленным, пробужденным.
Индия многие века служила для Китая источником философской и религиозной мысли. С Индостана пришел в Поднебесную буддизм, распространение которого стимулировало дальнейший расцвет китайской философии, литературы, науки, архитектуры, скульптуры и живописи.
Буддизм Махаяны впервые проник в Поднебесную династии Хань во время Кушанской империи. Сухопутные и морские «Шелковые пути» были взаимосвязаны и дополняли друг друга, формировали «великий круг буддизма».
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8e/Buddhist_Expansion.svg/.png
Первыми распространителями буддизма в Китае были купцы, приходившие в Поднебесную из Средней Азии. По преданию, первые буддийские сутры были привезены в 57/75 годы на белой лошади в Лоян, столицу империи Восточная Хань, здесь же позднее появился первый буддийский монастырь (Храм Белой лошади). И в дальнейшем можно отметить взаимопроникновение буддизма и даосизма, двух важнейших религий Китая. В начале II века был составлен первый свод основ буддийского учения на китайском языке. К середине II века с буддизмом познакомился китайский император Хуань-ди, о чем свидетельствуют его жертвоприношения основателю даосизма Лао-цзы и Будде, совершенные в 165 году.
Сила духа народов Великой евразийской степи и аморальность Запада
Пренебрежение и высокомерие великих держав к «варварским» народам другого мира приводила часто к их гибели. Под натиском кочевых племен Великой евразийской степи пали Римская и Византийская империи, а в Поднебесной веками правили династии степняков («варваров»).
Выживание в суровых условиях степи выработал у кочевых народов не только жестокость, но и силу духа, обеспечивающую победы на поле брани. Мобильные конные лучники у кочевых народов Евразии стали мощным оружием. На совершенствовании боевого лука и наконечника стрелы у этих «варваров» степи ушли века и тысячелетия, это принесло свои плоды, включая создание Тюркского каганата, Монгольской империи и покорение Поднебесной. Мобильные конные лучники степей были малыми или средними «танками» средневековья, в отличие от неповоротливых фаланг римских легионеров и слонов Индостана и Индокитая — тяжелых «танков» той эпохи.
Встреча на Великом шелковом пути Востока и Запада показала разную ментальность европейцев и кочевых народов, открыла аморальность западной цивилизации в её стремлении к наживе и высоким нормам прибыли любым путем. У великих империй прошлого, как и нынешних гегемонов, присутствует мания величия. Поднебесная и Римская империя считала степняков варварами. Но если их историю рассматривать не с позиций китаецетризма и евроцентризма, то большой вопрос, кто варвары, а кто нет. Множество примеров из прошлого и современности показывает, что белые люди и все, кто причисляют себя к «правильной» западной цивилизации часто бывают более жестокими, вплоть до геноцида против других народов, убивая, детей, женщин и стариков во имя своих корыстных целей.
Во второй половине 14 века татарские кочевья Золотой Орды постигла гололедица, скот падал, а люди голодали, и крымские татары продавали детей генуэзцам и те их с удовольствием скупали в чаянии высоких барышей. Это возмутило хана Джаныбека, по понятиям кочевников нужно было стремиться к военной добыче, но наживаться на несчастье соседа считалось аморальным4.
«Шелковый» путь ретрансляции технологических достижений
Великий шелковый путь также служил для распространения технологий — шелководства, изготовления бумаги, стекла, пороха и др. Шелководство и шелкоткачество, которые долгое время были монополией Китая, в V—VI вв., продвинулись в Среднюю Азию, Иран и Византию. И, наоборот, техника изготовления стекла, поступавшего из Средиземноморья, проникла в Иран и Центральную Азию, а в V в. её освоили в Китае. Существует версия приобретения западным миром знаний об изготовлении шёлка. Китайская принцесса в 420/440 годы должна была выйти замуж за правителя Хотана и не хотела отказываться от шёлка вдали от родины. Поэтому спрятав личинки шелкопряда в своей прическе, она пронесла их контрабандой в Хотан. Так началось изготовление шёлка за пределами Китая. Из Средней Азии в Византию личинки шелкопряда и технология изготовления шёлка, попали, спрятанные в дорожном посохе несторианского монаха. Таким образом, была окончательно разрушена монополия Китая на производство шёлка.
Великий не шелковый путь. Эпидемии и порох вместо эликсира бессмертия
Великий караванный путь оказался далеко не «шелковым» для распространения эпидемий. Первая известная пандемия «Юстинианова чума» (551—580) началась в Египте и охватила территорию всего цивилизованного мира, погибло до 100 млн. человек. В XIV веке по Европе прошлась страшная эпидемия «чёрной смерти», занесённая из Восточного Китая. Около 1320/30-х годов эпидемия чумы начала распространяться по Китаю и по Великому шёлковому пути проникла в Центральную Азию, Ближний Восток и в Египет. К 1346 году чума была занесена в Крым и из генуэзской Кафы (Феодосии) в Константинополь. К 1352 году в Европе вымерла треть населения (25 млн. человек). «Чёрная смерть» пришла в русские земли, включая Псков и Новгород, некоторые города (Белоозеро, Глухов), видимо, вымерли полностью. Среди умерших в Москве был великий князь Симеон Гордый и два его маленьких сына. Эта пандемия чумы «наложила свой зловещий отпечаток на всё европейское средневековье».
***
Известно, что порох изобрели китайцы, это великое изобретение произошло случайно. В Поднебесной импортируемую, возможно, из Индии селитру использовали алхимики и монахи для приготовления лекарств. Они знали способ отличить калийную селитру от других неорганических солей и использовали наряду с серой в своих опытах поиска эликсира бессмертия. Один из них закончился взрывом и пожаром, но открыл зажигательные свойства смеси, это событие датируется 9 веком. Вскоре китайское слово «порох» (буквально означающее «огонь медицины») вошло не только в употребление. Порох применили для производства оружия, включая огнеметы, ракеты, гранаты и мины. Так было изобретено огнестрельное оружие, использующее энергию пороха собственно для метания снарядов.
Литература
Александр Попов Полная история ислама и арабских завоеваний. М.: АСТ, 2010. 635 с.
Владимир Дергачев Геополитика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 526 с. Электронная версия: Аналитический и образовательный интернет-портал «Институт геополитики». URL: http://dergachev.org/book-geop/index.html.
Владимир Дергачев Цивилизационная геополитика (Геофилософия). — Киев: Вира-Р, 2004. 668 с. Электронная версия: Аналитический и образовательный интернет-портал «Институт геополитики». URL:
http://dergachev.org/book-geof/index.html.
Владимир Дергачев Геоэкономика (Современная геополитика). - Киев, ВИРА-Р, 2002, - 512 с. Электронная версия: Аналитический и образовательный интернет-портал «Институт геополитики». URL: http://dergachev.org/book-geoe/index.html.
Владимир Дергачев Геополитическая трансформация Северо-Восточной Азии. – Международный журнал «Вестник аналитики», 2010, № 1. Электронная версия http://www.isoa.ru/index.php.
Кэ Шеньюй Тысячелетняя история Великого Шелкового пути: от Чанъаня до Рима. — М.: Издание книг ком. Право представлено генеральным издательством Шеньсийского педагогического университета, 2022, 578 с.
Лев Гумилев Древние тюрки (глава IV. Шелк и караванный путь). М.: Наука, 1967.
Лев Гумилев От Руси к России. Очерки этнической истории. – М.: Экопрос, 1992.
Лев Гумилев Хунну. Степана трилогия. – М.: СПБ, 1993.
Лев Гумилев Тысячелетие вокруг Каспия. – М: Институт ДИ-ДИК, 1998.
Людмила А. Боровкова Кушанское царство (по древним китайским источникам). – М.: Институт востоковедения РАН, 2005.
Марко Поло Книга о разнообразии мира. — М., 2018.
Начало Золотого Века Великого Шелкового пути https://www.advantour.com/rus/silkroad/
Никола Буданович Pax Mongolica: Как Чингисхан защитил Легендарный Шелковый путь. 21 октября 2018
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.
Плутарх Сравнительные жизнеописания.— М.: Рипол-Классик, 1998. 672 с.
Пейн, Линкольн Море и цивилизация. Мировая история в свете развития мореходства. М. 2017.
По дорогам Великого Шелкового пути: виртуальное путешествие по древним маршрутам https://sysblok.ru/oriental/po-dorogam-velikogo-shelkovogo-puti-virtualnoe-puteshestvie-po-drevnim-marshrutam/
Сергей А. Котеньков Астраханский край в системе Великого шелкового пути. – Каспийский вестник, 14.04.2018.
Эдвард Хетцель Шефер Золотые персики Самарканда: Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. (Пер. с англ., предисл. Л. Н. Меньшикова). – М.: Наука, 1981. - 608 с. (Культура народов Востока). Электронные издания на русском (2016, 2023). https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.
Edward Hetsel Schafer The Golden Peaches of Samarkand: A Study of T'ang Exotics. — Berkeley, L.A.: UC Press. 1963.
Hansen V. The Silk Road: A New History. — Oxford University Press, 2012. — 320 p.
The World of the Ancient Silk Road. / Edited by Xinru Liu. — Routledge, 2022. — 616 p.
(Продолжение)
Великий Шелковый путь на евразийских рубежах вражды и мира
Особенности торговли на Великом шелковом пути. Еврейские купцы и хождение евреев в Поднебесную
Звездный час Согдианы и Хорасана. Средневековые университеты (медресе),
не продающие дипломы и звания
Почему бессмертный Дракон Поднебесной не покорил Европу,
и Китай оказался под династиями степных «варваров»?
Публикации автора на портале «Институт геополитики»
и в иллюстрированном журнале «Ландшафты жизни»:
Великий Шелковый путь
Воспоминания о древнем Великом Шелковом пути
Великий час кораблей пустыни
Безымянная страна любви. Турфан
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Великий поход Шёлкового пути. Генеральные направления коммуникаций
Великий Морской Шёлковый путь. Бросок к Индийскому океану
Шёлковый путь верблюдов и туристов
Поднебесная империя Тан. Эпоха китайского Возрождения
Сиань. Великая столица Поднебесной империи и Шёлкового пути
Евразийская геополитика. Афганистан. Черная дыра для завоевателей и «кладбище империй»
Великий час Индостана
Древнеиндийская империя Маурьев, от кровопролитной войны к идеологии ненасилия. Буддийские университеты Таксила и Наланда, подаривший миру «Ноль»
«Река жизни». Великий имперский (колёсный) путь
Мировая супердержава-призрак Кушаны, бесследно растворившаяся в истории
Великие Моголы. Величайшая империя Востока, возникшая случайно
1 Лев Гумилев Хунну. Степана трилогия. – М.: СПБ, 1993, с. 90 – 91.
2 Лев Гумилев Древние тюрки (Глава Шелк и караванный путь). — М.: Наука, 1967.
3 Шарль Диль История Византийской империи. М.: Издательство «Иностранная литература», 1948 (Париж, 1934).
4 Лев Гумилев От Руси к России. Очерки этнической истории. – М.: Экопрос, 1992, с. 155.
«Геополитика сверхдержав»