Обсудить статью в дискуссионном клубе
Средневековые университеты (медресе), не продающие дипломы и звания. Звездный час Согдианы и Хорасана
Владимир Дергачев 25.10.2024
https://811417.selcdn.ru/img/2023/10/11/90574.png
Самарканд. Три знаменитых средневековых медресе на площади Регистан
Завещание пророка Мухаммеда. Средневековые арабские университеты (медресе)
Историческая область Согдиана
Звездный час Согдианы. «Сияющая страна чудес». Самарканд и Бухара
Историческая область Большой Хорасан. Нишапур, «обитель знаний»
Торговые города Мерв, Герат и Балх с знаменитыми медресе и библиотеками
Древнейшие торговые города Казахстана
Мусульманская религия преимущественно не отвергала образование и науку. Правоверные мусульмане должны были читать Коран только в оригинале, по-арабски. Поэтому годом рождения арабского образования можно считать 622 год, когда пророк Мухаммед вместе с немногочисленными приверженцами бежал от преследований многобожников из Мекки в Медину, где он сплотил вокруг себя арабское население города и создал первую мусульманскую общину (умма). Уже через 130 лет воины ислама из Арабского халифата (VIII-XIII вв.) покорили огромную территорию от Инда до Атлантики, юга современной Европы. Здесь раньше остальной Европы появились предшественники современных университетов — «Дома мудрости» и медресе. Арабы ценили знания, если они не противоречили исламу, к середине IX века они не только впитал культурные достижения покоренных народов, но и выдвинул плеяду гениальных философов, ученых и поэтов.
В отличие от братьев славян арабы помнят свою родословную как минимум до восьмого колена. Для их родословной смертный грех, если не следуешь завету предков «Слава и позор наследуется прежде нищеты и богатства». Коррупция не знает цивилизационных границ, но в мусульманском средневековом образовании была невозможна покупка диплома и званий.
Завещание пророка Мухаммеда. Средневековые арабские университеты (медресе)
Знаменитый призыв вождя всемирного пролетариата «Учиться, учиться и еще раз учиться» есть плагиат на слова пророка Мухаммеда: «Стремление к знанию есть обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Основатель и первый халиф династии Омейядов в конце VII века собрал в столице Дамаске (Сирия) огромную личную библиотеку, а халифы следующей династии Аббасидов увеличили ее и сделали открытой для посещений. В новой столице халифата, Багдаде создается «Дом Мудрости», изначально это была библиотека, которая в IX веке, постепенно расширяясь, стала с книгохранилищем и обсерваторией настоящим научным и образовательным центром. Здесь осуществлялись переводы на арабский язык античных авторов, включая древнегреческих и индийских, причем с замечательной для того времени эрудицией и филологической точностью. Именно на арабском языке, через 300 лет в Европу вернутся многие труды Платона и Аристотеля, казавшиеся безвозвратно утерянными. Халиф Аль-Мамун поощрял переводчиков и учёных пополнять библиотеку в Доме Мудрости, выплачивая вознаграждение золотом соразмерно весу каждого завершенного интеллектуального труда (согласитесь, достойная оплата!). Деятельность «Дома мудрости» связана с великим математиком аль-Хорезми, который возглавлял библиотеку.
Один из величайших математиков не только античности, но и всех времен и народов, Абу Абдуллах Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми (около 783 —850) родился в эпоху великого мусульманского Возрождения, предположительно в Хиве. Начальное образование он получил у выдающихся учёных Мавераннахра и Хорезма, где познакомился с индийской и греческой наукой. Этот персидский учёный-энциклопедист из Хорезма достиг значительных успехов в математике, астрономии, географии и истории. Благодаря его трудам в XII веке Европа познакомится с индийской десятичной системой счёта (известной сегодня как арабская), алгеброй и алгоритмами (Algorithmi – латинское написание его фамилии). Его заслуженно называют отцом и основателем алгебры. В географическом труде «Книга картины земли» он уточнил некоторые взгляды Птолемея. Книга включала описание и карту мира, более точную, чем у древнегреческого астронома. Аль-Хорезми был автором первой книги по всемирной истории, составленной выходцем с Востока. К сожалению, его «Книга истории» сохранилась лишь в отрывках.
В IX – XI века багдадские ученые добились также выдающихся успехов в астрономии, медицине, минералогии и географии. Но в «Доме мудрости» кроме занятия наукой можно было получить философское, медицинское и юридическое образование. Эта первая в мире академия была разрушена при взятии Багдада монголами в 1258 году.
***
В IX – XIII веках при главных мечетях крупных арабских городов появились мусульманские религиозно-просветительские и учебные заведения медресе (араб., буквально «место учения»). В них получали не только высшее богословское образование, но и готовили учителей начальных мусульманских школ (мектебе), а также чиновников. Халифы всех династий строили медресе и делали им щедрые пожертвования.
Фес (Марокко). Книга Рекордов Гиннесса признала арабский университет Аль-Карауи́н «старейшим в мире постоянно действующим высшим учебным заведением», основанным в 859 году. Спонсором строительства была Фатима аль-Фихри, наследница богатого рода эмигрантов из Туниса.
На снимке – внутренний двор мечети Аль-Карауи́н и минарет.
Источник: https://upload.wikimedia.org
Помимо богословия в учебную программу входили грамматика, риторика и логика, медицина, математика, астрономия, химия, история, география и музыка. Университет был прекрасно оснащен приборами и астрономическим инструментарием. Из-за большого количества желающих поступить в него были введены вступительные экзамены. Минимальными требованиями поступающего в университет были знание Корана наизусть, совершенное владение арабским языком и общие сведения о науке. В библиотеке университета сохранился самый древний документ, подтверждающий
получение в 1207 году ученой степени по медицине. Изначально обучение проводили во дворе мечети. Из-за большого числа иногородних студентов для них построили специальные жилые здания по периметру квадратного двора. Каждое общежитие вмещало от 60 до 150 студентов. В Аль-Азхар преподавали приглашенные профессора, а талантливым студентам выплачивали стипендии.
Первоначально мечети были духовными и образовательными центрами исламского мира, но затем были созданы медресе. В 1065 году открылось медресе Низамия в Багдаде, послужившее моделью для многих других, включая Нишапур и Герат, Самарканд и Бухару.
В медресе при мечети могли поступать примерно с 14 лет после получения начального образования в мектебе или частных школах. Обучение в медресе было бесплатным. Они имели свой устав и существовали на средства богатых дарителей. Было почетно пожертвовать средства на строительство мечети или медресе, а в дальнейшем спонсировать оплату преподавателей и проживание студентов.
В медресе преподавали религиозные дисциплины и светские науки: чтение вслух Корана и его толкование, исламские предания и история, арабский язык и литература, исламское право, основы исламского вероучения, а также математика, астрономия и медицина. В отличие от древнегреческого образования, математика исламского средневековья носила сугубо практический характер. Основными областями ее применения были торговля, строительство, ремесло, оптика и механика. Длительность обучения в медресе могла варьироваться от 5 лет до 20 лет, и во многом зависела от желания и способностей учащегося.
Обучение включало лекции, научные диспуты, конспектирование и заучивание наизусть больших текстов. На занятиях студенты располагались полукругом вокруг преподавателя, сидевшего на возвышении. Для ученых и гостей, посещающих занятия, резервировалось специальное место рядом с лектором. Некоторые преподаватели не разрешали студентам конспектировать во время лекций, чтобы они не отвлекались от усвоения материала.
У преподавателей были помощники-ассистенты (их количество зависело от количества студентов). В их обязанности входило повторение со слушателями пройденного материала, внеурочное разъяснение сложных тем и помощь отстающим ученикам. На занятиях с большой группой учеников, ассистенты располагались в разных концах аудитории и повторяли слова преподавателя, чтобы сидящим далеко ученикам было хорошо слышно.
Первоначально никаких дипломов о завершение курса образования не выдавали. Но постепенно появился документ (иджаза), выданный конкретным учителем (а не учебным заведением), на пересказ материала, усвоенного на его занятиях. Это особенно было необходимо для получения разрешения на преподавание права и занятия юридической практикой. Так как иджаза выдавался конкретным преподавателем, студент мог переходить из одного медресе в другое, собирая коллекцию «дипломов» и повышая уровень квалификации.
В XIII веке, на закате Арабского халифата, в Багдаде было построено величественное здание медресе, названное в честь предпоследнего арабского халифа аль-Мустансира. Это одно из чудес средневековой архитектуры сохранилось до наших дней.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/.jpg
При арабских халифах в медресе, кроме арабского языка, теологии и шариата (мусульманского права), преподавали также историю, географию и математику. Во времена Османской империи (XV – XIX вв.) обучение приняло религиозную направленность, однако во второй половине ХХ века медресе были реформированы. Сегодня это современные учебные заведения, где основные функции университета – образовательная, научно-исследовательская и культурно-воспитательная – реализуются с учетом религиозных норм Корана и особенностей исламского общества.
Монгольские завоевания и походы Тимура на Востоке, Реконкиста в Испании нанесли непоправимый урон арабской культуре. «Дома мудрости» были разрушены, многие ученые погибли или были разогнаны. Но арабское просвещение не погибло, мусульманские университеты (медресе) выдержали испытание жестоким временем.
Распад арабского Халифата на отдельные государства в Х веке привел к появлению «Домов мудрости» в Дамаске и Халебе (Сирия), Ширазе, Самарканде (Средняя Азия), Газни (Афганистан) и Исфахане (Персия), где в обсерватории в начале XII века трудился персидский поэт и математик Омар Хайям. Очаги образования и науки появились на Южном Кавказе (Шемахе), в Кордовском халифате (Испания), где в XII веке приобрели широкую известность школы переводчиков из Севильи и Толедо, были переведены на латынь труды многих арабских и еврейских мыслителей и ученых: аль-Фараби, Ибн Сины (Авиценны) и др.
Тюрко-монгольский завоеватель Тамерлан (Тимур,1336 — 1405), основавший империю Тимуридов на территории современного Афганистана, Ирана, Месопотамии, Северной Индии и Средней Азии, был известен как один из самых жестоких полководцев в истории и одновременно великим покровителем искусства и архитектуры, заложившим начало тимуридскому Возрождению. После смерти полководца в империи начались междоусобицы, которые, в конце концов, в результате очередного конфликта привели к убийству правителя и ученого Улугбека (1394 — 1449, Самарканд).
Историческая область Согдиана
Средневековая Средняя Азия — не только поле жестоких битв, но и один из мировых полюсов интенсивного информационного обмена и человеческой мысли на перекрестке евразийских торговых путей. Из Китая Великий Шелковый путь пролегал через Ланьчжоу и Дунган, где разветвлялся на два генеральных направления. Один маршрут шел по южным «берегам» пустыни Такла-Макан через Хотан, Яркенд, Кашгар в Бактрию и далее от Балха на север к Хиве и Ургенчу или на юг в Индию. Через Герат купцы получали выход в Персию к берегам Аравийского моря или через Нишапур в Константинополь, Антиохию и Каир.
Другой маршрут Великого шелкового пути пролегал через Турфан на Самарканд и Бухару, далее к Византии через Нишапур или при неблагоприятной геополитической обстановке окольная дорога шла через низовья Волги и Дона или через Кавказ к Трапезунду, откуда купцы плыли в Константинополь. В конце VI века евразийский торговый путь между Византией и Китаем пролегал через Великий Тюркский каганат, Хорезм или Государство Сасанидов. В результате такой конфигурации, на Великом пути сложились срединные коммуникационные полюса, где сходились не только материальные торговые потоки, но и осуществлялся интенсивный информационный и культурный обмен.
Историческая область Согдиана (Согд) в Средней Азии была расположена в восточном междуречье Окса (Амударья) и Яксарта (Сырдарья), в центре Зарафшанской долины, в долине которой расположены древнейшие города, такие как Самарканд, Бухара (Узбекистан) и Пенджикент (Таджикистан). Согдийцев историки называли «финикийцами Востока». Согдийский язык был одним из государственных языков Тюркского каганата (VI век) и в Средней Азии оставался в употреблении вплоть до XIV века. Согдийцы, наряду с восточно-иранскими народами, являются одним из предков современных таджиков и узбеков.
В 651 году арабы положили конец правлению Сасанидов в Персии, после чего двинулись в Мавераннахр («заречье»), как они называли согдийские земли за Амударьёй. Согдийцы долго сопротивлялись, но в 712 году были завоеваны Арабским халифатом, с 875 по 999 годы регион входил в иранскую империю Саманидов со столицами Самарканд (875—892) и Бухара (892—999).
Согд играл видную роль в экономической и культурной жизни Востока. Местные купцы, включая бухарских евреев, держали в своих руках торговлю китайским шёлком. Торгово-земледельческие колонии Согда существовали на главных караванных путях от Монголии и Китая до Мерва. Высокие мусульманские минареты мечетей использовались не только для призыва на молитву – они показывали путь торговым караванам, перевозившим шелка и пряности. Ночью на вершине минаретов зажигали факелы, указывающие путь караванам.
Средневековая Согдиана дала миру имена блистательных личностей. В этом не было ничего удивительного, учитывая, какое внимание уделяли образованию местные мусульманские правители, среди которых были и ученые. Когда ими создавались ставшими знаменитыми медресе, в Европе началась столетняя война, англичане захватили Париж. Начиналась эпоха Великих географических открытий, до открытия Америки (1492) оставалось несколько десятилетий.
В результате монгольский завоеваний многие торговые города были разрушены, в 1220 году Бухара и Самарканд были захвачены Чингисханом. Но прошлое немного времени и еще при жизни этого Великого хана началось новое возрождение Великого шёлкового пути.
Звездный час Самарканда и Бухары
Согдиана гордились качественной средневековой моделью образования. В средневековье мусульманские медресе (араб., место, где изучают) выполняли духовно-просветительские, образовательные и культовые функции. Медресе были университетами средневековья, а Самарканд и Бухара — не только центрами просвещения в Средней Азии, но и в мире. Здесь в знаменитых медресе преподавали крупнейшие ученые Средневековья, а кроме Корана изучали математику, геометрию, логику, естественные науки, науки о человек и его душе. Многие выпускники прославили медресе Самарканда и Бухары на весь мир.
Бухара (275 тыс. жителей, 2016) была столицей государства Саманидов, которые правили в Средней Азии и Персии с 819 по 999 год, и в 10 веке город стал сосредоточием высокой культуры — известных всему евразийскому миру ученых, философов, математиков, медиков, писателей и поэтов.
К востоку от Бухары в селение Афшана в 980 году родился Абу Али Хусейн ибн Абаллах ибн Сина (Авиценна, 980 - 1037) — всемирно известный персидский ученый, философ и врач, автор первой медицинской энциклопедии, оказавшей огромное влияние на развитии медицины во всем мире. В начале XI века Ибн-Сина трудился в медицинской школе Бухары.
В 1980 году по решению ЮНЕСКО отмечался 1000-летний юбилей со дня рождения Авиценны. Среди великих трудов человеческой мысли особое место занимает созданный им не ранее 1023 года «Канон», пользующийся на протяжении нескольких веков заслуженной славой и авторитетом на Востоке и в Европе, особенно для медицинской науки и практики средневековья. В этом труде Ибн Сина сформулировал семь правил искусства охраны здоровья:
- «поддержание гармоничности телосложения,
- выбор пищи и режим питания,
- очищение тела от всего излишнего;
- сохранение равновесия между органами тела;
- чистота всего, что втягивается ноздрями;
- чистота одежды и всего, с чем тело соприкасается;
- уравновешенность телесной и душевной жизни, к которым в известной мере относятся сон и бодрствование».
Еще один педагогический пассаж о воспитании ребенка, содержащий необходимость соотношения физического (телесного) и психического: «Необходимо обратить должное внимание на уравновешенность ребенка, что достигается предохранением ребенка от сильного гнева, сильного испуга, печали и бессонницы. Нужно постоянно быть готовым к тому, чтобы подать ему то, что он захочет и пожелает, и отстранить от него то, что он не любит. При этом достигается двоякая польза. Одна для души ребенка, ибо он с самого детства растет добронравным... Другая для тела, ибо злой нрав обусловливается различного рода дурной натурой, как равно, если злой нрав войдет в обычай, то он повлечет за собой соответствующую дурную натуру». Существует множество переводов «Канона» на латинский язык, один из самых тщательных был издан во Львов в 1658 году.
В Самарканде, а затем в Бухаре по приглашению местного правителя в 1068 – 1080 гг. жил и творил выдающийся персидский поэт и ученый Омар Хайям (1048 – 1131) из Нишапура, где учился в медресе.
После блистательного окончания курса по мусульманскому праву и медицине, он продолжил обучение в признанном на Востоке центре культуры, науки и образования — Самарканде. Здесь в одном из медресе за свою ученость вскоре стал наставником. Вот его знаменитые высказывания:
«Кто битым жизнью был, тот большего добьётся,
Пуд соли съевший выше ценит мёд.
Кто слёзы лил, тот искренней смеётся,
Кто умирал, тот знает, что живёт».
«Живи сегодня, а вчера и завтра не так важны в земном календаре».
«Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть.
Лучше кости глотать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть».
«Как там, в мире ином?» — я спросил старика,
Утешаясь вином в уголке погребка.
«Пей! — ответил. — Дорога туда далека.
Из ушедших никто не вернулся пока».
***
Резиденция бухарских правителей вплоть до 1920 года — цитадель Арк — самый древний архитектурно-археологический памятник Бухары (первое упоминание в 10 веке, основание крепости по данным археологических раскопок датируется 4 – 3 веком до н.э.).
На входе в медресе Улугбека в Бухаре (1417) сохранилась надпись с завещанием пророка Мухаммеда «Стремление к знаниям - обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Здесь же были вырезано и другое напутствие: «Над кругом людей, осведомленных в книжной мудрости, да будут каждый день открыты двери Божьих благословений». О библиотеке Бухары Авиценна писал: «Предо мною открылись ворота в такие глубины знаний, о которых я и не догадывался».
Медресе Улугбека в Бухаре составляет парный ансамбль с медресе Абдулазис-хана (построено в 1652 г.). Медресе Мириб-Араб (16 век) — действующее учебное заведение, где обучаются будущие имамы.
Самарканд (519 тыс. жителей, 2016) с 2,5 тысячелетней историей, был столицей империи Тимуридов. Основанный в VIII веке до н. э. Мараканда (Самарканд) более тысячелетия являлся важным торговым городом на Великом шёлковом пути между Китаем и Европой, а также одним из главных центров науки средневекового Востока. В XIV веке Самарканд был столицей империи Тамерлана. В это время наивысшего расцвета здесь создается большинство архитектурных шедевров. История Самарканда связана с именами таких мыслителей и ученых, как Абу Райхон Бируни, Рудаки, Омар Хайям, Джами, Улугбек, Алишер Навои, Бабур.
На главной площади Регистан расположен знаменитый архитектурный ансамбль 15 – 17 веков с медресе Тилля-Кари («Покрытое золотом», 1646 – 1660) в центре, и расположенными зеркально друг к другу медресе Улугбека (1415 – 1420) и медресе Шердор («Медресе со львами», 1619 – 1636). Стены медресе Шердор покрыты цитатами из Корана, на входном портале изображен герб Самарканда — Барсы с солнцем, а в центре арки помещено изображение свастики (вечности). Старейшее медресе архитектурного ансамбля медресе Улугбека возведено правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Вблизи расположена знаменитая обсерватория, в ней он проводил наблюдения за звездами.
В 1925—1930 годах Самарканд являлся столицей Узбекской ССР. Советска власть восстановила и реставрировала комплекс зданий Регистана в Самарканде. Работы по выпрямлению одного из минаретов медресе Улугбека не имели аналога в мировой практике. Эти шедевры средневековой архитектуры в 2001 году объявлены ЮНЕСКО Всемирным наследием человечества. В мире сохранились и другие средневековые архитектурные ансамбли, но в Регистане особо ощущаешь, что это гимн не только зодчим, но и стремлению к знаниям.
В XV века медресе Улугбека в Самарканде было одним из лучших духовно-просветительских, образовательных и культовым центров мусульманского Востока. Здесь обучались будущие знаменные ученые, философы и поэты. Лекции читали известные ученые, включая Улугбека.
Улугбек (тюркское, великий бек, полное имя Мухаммед Тарагай ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган, 1394 — 1449, Самарканд). Он был государственным деятелем, правителем тюркской державы Тимуридов, внуком Тамерлана. Улугбек известен и как выдающийся математик, астролог, просветитель и поэт своего времени, также интересовался историей. Основал одну из важнейших обсерваторий средневековья. Медресе как считал Улугбек, это «многостороннее озарение для людей, прямой путь, милость для людей, имеющих верное зрение».
Здания медресе Улугбека XV века на площади Регистан в Самарканде образуют прямоугольник, в центре - квадратный дворик, по углам - минареты и лекционные залы. По периметру зданий располагались комнаты «общежития» студентов.
Источник: https://upload.wikimedia.org.
Такие постройки оставались типичными для медресе на протяжении многих веков. Всего в медресе Улугбека было 55 небольших комнат, в них проживало по 2 студента. Над дверью – форточка, сквозь которую днем в комнату проникал солнечный свет, а после захода солнца можно было видеть, горит ли свет и продолжает ли студент заниматься. В углу комнаты - «кухня» для приготовления еды и подогревания воды. Зимой под низкими ученическими столами стояли «печки», чтобы ноги были в тепле. В «общежитии» были и другие бытовые удобства - «бани» перед входом и канализация.
Василий Верещагин Медресе Шердор на площади Регистан. 1867 год.
В Самарканде захоронен полководец и правитель империи Тамерлан, благодаря которому Самарканд, Бухара пережили блистательную эпоху Возрождения. Согласно легенде, которую археологи называют «Дух Тамерлана», если его прах будет потревожен, начнётся война. Миф основан на том, что раскопки гробницы полководца начались 16 июня 1941 года. В этом месяце было принято решение правительства СССР о вскрытии могилы Тимура и его родственников. Официальным поводом послужил юбилей узбекского поэта Алишера Навои. В состав экспедиции вошли скульптор-антрополог М. М. Герасимов и известный археолог М. Е. Массон. При вскрытии герметизированного гроба 19 июня 1941 года испарения ароматических веществ заполнили помещение гробницы, что легло в основу легенды (газета «Известия», 22.06.1941). Якобы начертанные на надгробии и внутри неё надписи «Когда я восстану (из мёртвых), мир содрогнётся» и «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет» являются вымыслом. В усыпальнице Тимура в Самарканде на большой тёмно-зелёной нефритовой могильной плите вязью на арабском языке начертано: «Эта гробница великого Султана, милостивого хакана Эмира Тимура Гургана». Внизу камня надпись: «Камень этот поставлен Улугбеком Гурганом».
План войны с СССР был разработан в ставке Гитлера ещё в 1940 году, дата вторжения окончательно определена 10 июня 1941 года, то есть за 6 дней до вскрытия могилы. Сигнал войскам о том, что наступление должно начаться, передан 20 июня.
Историческая область Великий Хорасан. Нишапур, «обитель знаний»
https://seeartv.com/tl_files/orte/ortsheader/khorasan.jpg
Великий Хорасан. Мешхед один из главных священных городов для мусульман-шиитов. Мавзолей Имама Резы. Он был крайне популярен в народе, но находился в опале у халифа и был убит в 818 году. Место почитается суннитами и шиитами. Ежегодно город, выросший вокруг гробницы, посещают около 20 млн. паломников и туристов.
Историческая область Большой Хорасанвключает территории, ныне входящие в Иран, Таджикистан, Афганистан, Узбекистан и Туркменистан. Здесь расположены величественные средневековые персидские города: Нишапур (ныне в Иране), Мерв и Санджан (в Туркменистане), Герат (в Афганистане). За долгую историю Хорасан знал многих завоевателей и империй: греки, тюрки, арабы, сельджуки, монголы, сефевиды и другие, в XIV—XV веках был важнейшим центром наук и искусств. В средневековье местом встречи торговых караванов Востока и Запада была столица персидской провинции Хорасан Нишапур – «обитель знаний», крупный интеллектуальный и культурный центр исламского мира, здесь впервые появились медресе. Это родина многих прославленных ученых, а также поэтов Фарид ад-дина Аттара и Омара Хайяма.
Слава и блеск этой родины знаменитого поэта Омара Хайяма связаны с евразийской транзитной торговлей. Большим спросом в других странах пользовались и местные персидские ткани. Нишапур притягивал не только купцов, сюда отправлялись из дальних стран ради науки и поэзии. Между Нишапуром и Бухарой в низовьях Мургаба процветал город-оазис Мерв, превращенный монголами в пустыню. В Герате и Балхе сходились торговые пути из Византии, Китая, Индии и Хорезма.
Нишапур расположен на северо-востоке Ирана, получил свое название от имени своего основателя сасанидского царя Шапура I (правил в 240-270 гг.). В 650 году Нишапур вошел в Арабский халифат, позже стал столицей династии Тахиридов, а в 1037 году – столицей Сельджукского государства. От эпохи Аббасидов до монгольского нашествия Нишапур сохранял статус крупного культурного, торгового и интеллектуального центра исламского мира. Наряду с Мервом, Гератом и Балхом он был одним из величайших городов Хорасана и Средневековья, в X веке входил в десятку крупнейших городов мира. Слава и блеск этой родины знаменитого поэта Омара Хайяма связаны с евразийской транзитной торговлей
Мавзолей Аттара. Шейх Фарид-ад-дин Мохаммед бен Ибрахим Атта́р, часто просто Аттар («парфюмер», прозвище отражает основную профессию) — персидский суфийский поэт XII века, автор многочисленных поэм и стихотворений, проникнутых страстным стремлением к единению с божеством, глубокими философскими мыслями.
https://masterpiecer-images.s3.yandex.net/03367f0395
Большим спросом в других странах пользовались местные персидские ткани, город притягивал не только купцов, сюда отправлялись из дальних мест ради науки и поэзии. Между Нишапуром и Бухарой в низовьях Мургаба процветал город-оазис Мерв, превращенный монголами в пустыню. В Герате и Балхе сходились торговые пути из Византии, Китая, Индии и Хорезма.
Торговые города Мерв, Герат и Балх с знаменитыми медресе и библиотеками
Древний Мерв (туркм., Гяур-кала) расположен на берегу реки Мургаб в юго-восточной части Туркменистана, в 30 км к востоку от современного города Мары, рядом с современным городом Байрамали. Наивысшего расцвета Мерв достиг в середине XII века, став столицей тюркской империи Сельджукидов. По некоторым оценкам, на рубеже XII—XIII веков Древний Мерв являлся крупнейшим городом мира с населением более полумиллиона человек, больше Константинополя и Багдада. Его главными достопримечательностями были большая библиотека и медресе, основанные Низамом аль-Мульком (визирь в 1064—1092). Базар Мерва считался «лучшим в Иране и Хорасане.
После поражения последнего султана Сельджукской империи от хорезмшаха Мерв был разграблен, зимой 1141 года, а в 1193 году окончательно присоединён к Хорезму. Мерв продолжал оставаться крупнейшим центром Средней Азии и при хорезмшахах. Арабские и персидские географы называли его «матерью мира», «местом встречи великого и малого», «главным городом Хорасана» и столицей Восточного исламского мира.
В 1221 году Мерв был разрушен монголами и не возродился до XV века, когда Тимуриды наконец привели в порядок его ирригационные сооружения. Но город не смог достичь былого величия, со временем поселение было перенесено на место современного туркменского города Мары.
Руины Мерва. Большая и Малая Кыз-кала (Девичья) средневековые крепости расположены на территории Туркменского Государственного историко-культурного заповедника «Древний Мерв», который является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. С VI века крепость была одним из важных торговых пунктов на Великом шелковом пути.
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_
Варианты реконструкции древней цитадели.
https://i.pinimg.com/originals/07/13/14/071314a4bb84a8ee64d276b32a22ec58.jpg
Герат (436 тыс. жителей, 2023) расположен в долине реки Герируд на северо-западе Афганистана, третий по величине город страны, центр провинции Герат. В империи Александра Македонского носил название Александрия Ариана. Цитадель Герата — самое старое здание в городе, считается, что оно стоит на фундаменте форта, построенного ещё Александром Македонским.
Крепость с толщиной стен в 2 метра и 18 башнями возведена на искусственном холме и тянется на 250 м с востока на запад. В разное время здесь располагались органы власти, военный гарнизон и тюрьмы. В настоящее время цитадель передана Министерству информации, культуры и туризма, была полностью восстановлена при поддержке США, Германии и Фонда Ага Хана.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c7/Citadel_of_Alexander_in_Herat.jpg/1200px-Citadel_of_Alexander_in_Herat.jpg
Герат был важным центром караванной торговли на Великом шёлковом пути. В городе сохранились памятники истории и архитектуры мирового значения, в нём жили и творили известные мыслители, ученые и поэты.
Величайший тюркский (узбекский) поэт, мыслитель и государственный деятель Алишер Навои (Низомиддин Мир Алишер; 1441, Герат — 1501, там же) создавал свои главные произведения под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке; под псевдонимом Фани (бренный) писал на персидском языке. Он одним из первых поднял тюркский язык до литературных вершин, на которых находились арабский и персидский языки.
Жил Алишер Навои на удивление, очень скромно. Являясь приверженцем суфийского ордена, он вел аскетическое существование, никогда не был женат и не имел наложниц. Несколько его высказываний1:
«Поймите, люди всей Земли,
вражда — плохое дело.
Живите в дружбе меж собой,
нет лучшего удела».
«Милее книги в мире друга нет»
«Без любимой вино — это яд и отрава:
Или горько оно, или солоно, право».
«Мало говорить — признак мудрости, немного есть — залог здоровья.
Говорить все, что придет в голову, — свойство неуча, от которого ушел рассудок,
свойство скота — всем, что попадется, набивать свой желудок».
В 1221 году Герат был взят монгольскими войсками, а затем разрушен почти до основания, но к 1236 году вновь восстановлен и заселён. В связи с разрушением монголами Мерва и Балха торговые пути из Персии в Индию и Китай шли через Герат. В XV веке при Тимуридах город достигает наибольшего расцвета, становится крупнейшим торговым, ремесленным и культурным центром региона, имел связи с Индией, Китаем, русскими княжествами и другими странами. В это время Герат и его пригороды застраиваются великолепными мечетями, дворцами, часть которых сохранилась до наших дней. При эмире Шахрухе (1377 — 1447), младшим из четырех сыновей тюркского завоевателя Тамерлана, правителя Хорасана (с 1397 года) и империи Тимуридов (с 1409 года) Герат стал одним из крупных городов Среднего Востока.
Легендарный Балх (77 тыс. жителей, 2006) с 2500-летней историей находится на севере Афганистана, в 20 км к северо-западу от столицы провинции, Мазари-Шарифа на равнине между гор Гиндукуш, южнее реки Амударья (историческое название Оксус) на правом берег реки Балх. Население — 77 тыс. человек (оценка 2006). На протяжении столетий город был центром Бактрии, столицей Греко-Бактрийского, Кушанского, Балхского государств.
Балх является одним из величайших городов древности, центром исторического приамударьинского Афганистана (Бактрии), одним из важнейший торговых городов на главном маршруте Великого Шелкового пути, соединявшего Восток и Запад. Его население в античности и раннем средневековье достигало 200 тыс. человек, а в период расцвета значительно больше. До эпохи эллинизма являлся центром зороастризма, иудаизма и буддизма в Персии, испытывая сильное индийско-индуистское влияние.
Арабы в первый раз разграбили Балх в 645 году, а примерно в 715 году после долгой кровопролитной битвы окончательно захватили город, убили около 400 брахманов и монахов, а жителей переселили.
В 736 году Балх начал восстанавливать хорасанский арабский наместник и с разрешения халифа перенёс свою столицу из Нишапура в Балх. В эпоху мусульманского ренессанса арабы называли его Умм-аль-Белаад («Мать городов» в исторической области Хорасана). Через этот центр международной торговли транзитные товары переправлялись с Востока к Каспию, а оттуда по Волге в Булгар и далее в Новгород и Скандинавию, а также через Кавказ к городам побережья Чёрного моря.
Весной 1221 года хорошо укреплённый Балх был захвачен и разрушен Чингисханом, по другим источникам сдался добровольно, и его пощадили. Балх недолго лежал в развалинах, уже в 1262 году Марко Поло описывал его как «достойный и великий» большой город.
Балх при Тимуридах вновь пережил расцвет, был включён наряду с Кандагаром, Кабулом и другими городами в созданное в 1392 году для внука удельное ханство.
Древний Балх. Гробница Ходжи Парсы, известна также как Зелёная мечеть. Этот религиозным мистиком 15 века из суфийского аскетического ордена, умер в 1461 году.
https://dynamic-media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-o/18/17/25/51/photo
В XVI—XIX веках город стал полем битвы между Бухарским ханством, Персией и афганцами, пока окончательно не был захвачен эмиром Афганским в 1850 году и к началу XX века значительно пострадал от военных конфликтов.
Близ современного Балха находился древний город Бактра — один из древнейших городов мира, он считается первым, основанным ариями во время их прихода из-за Амударьи. Поселение возникло в первой половине 1-го тысячелетия до н. э., когда Бактрия входила в государство Ахеменидов. Бактра была главным городом сатрапии, затем входила в империю Александра Македонского. В III—II вв. до н. э. Бактра была столицей Греко-Бактрийского царства, а затем Кушанской империи. По преданию город был первоначальным центром зороастризма и считался местом рождения Заратустры.
Позднее Бактра стала важным центром буддизма — хинаяны в Центральной Азии, в VII веке в городе насчитывалось более сотни буддийских монастырей, в которых проживало 30 тыс. монахов. В крупнейшем монастыре находилась гигантская статуя Будды.
Древнейшие торговые города Казахстана
Основной маршрут Великого Шелкового пути по территории современного Казахстана пролегал через юг страны, от границы Китая через Семиречье торговые караваны двигались через города Сайрам, Яссы, Отрар, Тараз далее в Персию, на Кавказ и оттуда в Европу. Все эти торговые города обязаны своим появлением Великому шелковому пути, и возникли на месте караван-сараев.
Торговля процветала во второй половине VI века, когда Семиречье вошло в состав огромной кочевой империи Тюркского каганата. Шелковый Путь через Семиречье функционировал вплоть до XIV века, по нему перемещались торговые и дипломатические посольства в Каракорум — столицу монгольской империи. В дальнейшем междоусобицы и войны разрушили торговые города.
Один из древнейших городов современного Казахстана Туркестан (бывший Ясы) был основан в 5 веке, расположен на юге страны в 160 км к северо-западу от города Шымкента, недалеко от Сырдарьи, с 2018 года является административным центром Туркестанской области (ранее Южно-Казахстанская).
В средневековье город-крепость Ясы был политическим, экономическим и культурным центром Казахского ханства. С XVI века в городе-крепости действовал монетный двор, чеканивший медные монеты.
В XII веке здесь жил и похоронен суфийский поэт, философ Ходжа Ахмед Ясави (около 1100 – 1166). Основатель школы суфизма сыграл одну из ключевых ролей в распространении ислама среди тюрков Средней Азии. После его смерти, по приказу Тамерлана в 1396/98 годах Ахмеду Ясави был воздвигнут мавзолей, который стал почитаемым местом паломничества суфийских мусульман.
Суфизм называют исламский мистицизм, и его духовные корни происходят именно из ислама. Мистический опыт создает основу для его многоликости, подвижности и «открытости» нововведениям, которые отвергаются доктриной ислама. Критика суфизма в исламской среде усилилась после появления движений салафизма и ваххабизма. В настоящее время в большинстве стран суфизм глубоко интегрирован в ислам. В Саудовской Аравии и Турции суфизм объявлен вне закона и существует полулегально.
До монгольского нашествия одним из крупнейших городов Средней Азии на северном маршруте Великого шелкового пути был Отрар (ныне городище в Туркестанской области Казахстана). Это родина великого ученого и философа средневековья Абу Насра ибн Мухаммеда, которого знают под именем Аль-Фараби. Многие великие ученые Востока считали себя его учениками – Авиценна, Аль-Бируни, Аш-Ширази, Махмуд Кашгари, и Улугбек.
Реконструкция главных ворот в средевековом городе-крепости Отрар.
https://img.tourister.ru/files/1/2/5/1/6/3/4/0/clones/870_577_fixedwidth_retina.jpg
(Окончание)
Великий Шелковый путь на евразийских рубежах вражды и мира
Особенности торговли на Великом шелковом пути. Еврейские купцы и хождение евреев в Поднебесную
Звездный час Согдианы и Хорасана. Средневековые университеты (медресе),
не продающие дипломы и звания
Почему бессмертный Дракон Поднебесной не покорил Европу,
и Китай оказался под династиями степных «варваров»?
Публикации автора на портале «Институт геополитики»
и в иллюстрированном журнале «Ландшафты жизни»:
Великий Шелковый путь
Воспоминания о древнем Великом Шелковом пути
Великий час кораблей пустыни
Безымянная страна любви. Турфан
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Великий поход Шёлкового пути. Генеральные направления коммуникаций
Великий Морской Шёлковый путь. Бросок к Индийскому океану
Шёлковый путь верблюдов и туристов
Поднебесная империя Тан. Эпоха китайского Возрождения
Сиань. Великая столица Поднебесной империи и Шёлкового пути
Евразийская геополитика. Афганистан. Черная дыра для завоевателей и «кладбище империй»
Великий час Индостана
Древнеиндийская империя Маурьев, от кровопролитной войны к идеологии ненасилия. Буддийские университеты Таксила и Наланда, подаривший миру «Ноль»
«Река жизни». Великий имперский (колёсный) путь
Мировая супердержава-призрак Кушаны, бесследно растворившаяся в истории
Великие Моголы. Величайшая империя Востока, возникшая случайно
1 Источник: https://ru.citaty.net/avtory/alisher-navoi/
«Геополитика сверхдержав»