Обсудить статью в дискуссионном клубе
Черноморский остров Змеиный в зеркале геополитики. Кто выиграл и проиграл конфликт вокруг континентального шельфа?
Владимир Дергачев
3 февраля 2009 г. Международный суд ООН в Гааге вынес вердикт в деле по делимитации черноморского континентального шельфа и исключительных экономических зон (Румыния против Украины). Суд принял «соломоново» решение, не удовлетворив полностью требования ни одной из сторон. Спорный участок шельфа к юго-востоку от острова Змеиный поделен в пропорции 2,1:1 в пользу Румынии. Змеиный был признан очень маленьким островом, тогда как в международном морском праве нет такого понятия, как «маленький» или «большой» остров. Есть понятия – обитаемый и необитаемый остров или «скала». Получается, что международный суд в Гааге встал на сторону Румынии. Вердикт был принят единогласно голосами 15 судей. Румынские и украинские власти заявляют о безусловной победе. Кто же выиграл и проиграл на самом деле?
Во-первых, следует обратить внимание на аналогичные международные споры, которые не являются чем-то исключительным. Широкую известность получила англо-аргентинская война из-за Фолклендских островов (1982), а так же конфликт Китая и Вьетнамом вокруг Парасельских островов в Южно-Китайском море.
Классическим примером в морском праве служит необитаемая скала Роколл в Северной Атлантике. Скала представляет надводную часть разрушенного конуса потухшего вулкана на срединном океаническом хребте. До 60-х годов XX века принадлежность скалы никого не интересовала. После открытия на её шельфе месторождения природного газа, Великобритания заявила о своих правах, приняв закон «Об острове Роколл». В 1985 г. на скалу на непродолжительное время был высажен гражданин с британским флагом, чтобы доказать, что Роколл населен англичанами. Однако государственная принадлежность скалы оспаривается так же Исландией, Ирландией и Данией (Фарерские острова). Исландия мотивирует свою позицию тем, что скала ближе всего расположена к её берегам. Дания настаивает, что её рыбаки с Фолклендских островов традиционно ведут у скалы лов рыбы. После ратификации Британией Конвенции ООН по морскому праву, запрещающей объявлять необитаемые земли зоной жизненных интересов и ограничивать здесь экономическую деятельность других стран, международный конфликт был частично урегулирован. Рыбаки других стран продолжили лов рыбы у скалы Роколл, но Великобритания продолжает настаивать на своих исключительных правах.
Во-вторых, мы привыкли шутить, что советский суд, как и современный украинский, самый справедливый в мире. Но среди самых «справедливых» судов, Международный суд ООН в Гааге «справедливее» всех. Суд существует с 1946 года и всегда учитывает военно-политическую и экономическую мощь государства. Так, например, Суд не осудил агрессию США против суверенного Ирака. Там же в Гааге, экс-прокурор Международного Трибунала по бывшей Югославии (специального суда ООН) Карла дель Понте во время исполнения своих обязанностей проявляла иезуитскую принципиальность в отношении обвиняемых сербов. И только спустя несколько лет после отставки в своей книге заявила, что войны 90-х годов, происходившие на территории Югославии, по своему характеру напоминают «почти средневековую дикость». Она обвинила косовское руководство в похищении сербов. Когда ей задали наивный вопрос, почему она это не заявляла до признания независимости Косова, мадам честно призналась, что ей заткнули рот. Когда она пыталась это объяснить натовскому генералу, он послал её очень далеко.
Украинско-румынский конфликт вокруг острова Змеиный обострился в 1995 г. Румыния предъявила права на остров площадью 1,6 кв. км и 12-мильную экономическую зону, ссылаясь на Парижский мирный договор 1947 года между государствами-победителями во Второй Мировой войне и союзной Германии Румынией. На основании советско-румынских договоров о мире и дружбе 1948 и 1961 гг. остров принадлежал СССР.
Парижский мирный договор с Румынией от 10 февраля 1947 года подписали одиннадцать государств, включая СССР, УССР, БССР, США, Великобританию, Канаду, Индию, Новую Зеландию и Южно-Африканский Союз. Государственная граница Румынии восстанавливалась по состоянию на 1 января 1941 года, за исключением румыно-венгерской границы**. Договор носил рамочный характер, поэтому требовалась делимитация и демаркация советско-румынской границы. Согласно договору Бухарест правомерно считал, что остров Змеиный остается румынским. Однако в Румынии произошли важные политические события. Король Михай отрекся от престола, и 30 декабря 1947 года была провозглашена Румынская Народная Республика во главе с коммунистической партией. Учитывая это обстоятельство, и стратегическое положение острова в северо-западной части Черного моря вблизи важнейшей морской транспортной коммуникации из Одессы на Стамбул, Иосиф Сталин поручил советским дипломатам решить эту проблему. 4 февраля 1948 года был подписан советско-румынский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. К нему прилагался протокол, в котором, в частности, констатировалось, что остров Змеиный (Шерпилор) входит в состав СССР. Передача острова была зафиксирована протоколом от 23 мая 1948 года. После продолжительной работы смешанной комиссии по демаркации границы, 25 декабря 1949 года был заключен советско-румынский договор о режиме советско-румынской государственной границы в соответствии с Парижским мирным договором 1947 года и советско-румынским договором 1948 года. В 1961 году был подписан очередной советско-румынский договор о дружбе сотрудничестве и взаимопомощи, соответствующие протоколы к которому подтвердили достигнутые в 1949 году договоренности о демаркации границы. Договоры 1948 и 1961 года, включая протоколы о границе, были ратифицированы Верховным Советом СССР и парламентом Румынии.
Практически, советским остров стал волевым решением Сталина, что было оформлено юридически. Соответствующим образом была осуществлена имплементация (практическая реализация) Парижского договора и по протоколу 1948 года остров был передан СССР. Таким образом, когда украинская власть будет награждать дипломатов за очередную «викторию», было бы справедливо наградить и Сталина. Москва не оставила в обиде и Румынию. Именно Советский Союз настоял на Парижской мирной конференции 1947 года на передачу венгерской Трансильвании Румынии — в обмен на отказ от претензий Бухареста на Бессарабию и Северную Буковину.
В 50-ые годы никому в голову не приходила шальная мысль предъявить претензии к ядерной сверхдержаве. Только когда обнаружились перспективы на нефть и газ на черноморском шельфе, в 1967 г. начались румыно-советские переговоры по проблеме делимитации шельфа, но в 1987 г. они завершились безрезультатно. И были продолжены уже между Румынией и независимой Украиной в начале 90-х годов.
В Румынии сторонники жестких позиций в вопросах делимитации украинско-румынской границы рассматривали возвращение Змеиного как возрождение геополитической роли Румынии в Юго-Восточной Европе. И для этого, как считает румынская сторона, наступил долгожданный исторический момент.
В 1997 г. в Киеве был парафирован украинско-румынский политический договор. В частности, Украина обещала не размещать на острове Змеиный наступательного вооружения, однако экономические проблемы шельфа были вынесены за рамки договора. Было принято решение воздержаться от ведения хозяйственной деятельности на шельфе. Подписание Договора рассматривалось как успех украинской дипломатии. Аналитики, в том числе и автор статьи, обращали внимание на поспешность подписания договора с украинской стороны без решения спорных вопросов вокруг острова Змеиный. С румынской стороны двухсторонне соглашение явилось временной уступкой в связи с планами вхождения в НАТО и соответствующими требованиями со стороны руководства военного блока.
После подписания договора 1997 года изменились акценты в румыно-украинском конфликте. Украина настаивала, что Змеиный — остров, а Румыния требовала считать его скалой. В зависимости от этой трактовки, согласно Конвенции ООН по морскому праву проводится делимитация шельфа. Если остров обитаемый, то отсчет 200-мильной экономической зоны ведется от его берегов. Если это скала или необитаемый остров, то отсчет ведется от коренного континентального берега.
После приема Румынии в НАТО руководство страны продолжило занимать жесткие позиции в отношении спорных проблем континентального шельфа и демаркации государственной границы, а также защиты прав проживающих в Буджаке молдаван, которых в соседней стране считают этническими румынами. После нескольких лет вялотекущих двухсторонних переговоров Бухарест, добившись членства в НАТО и ЕС, обратился в 2004 году в Международный суд ООН в Гааге. Румынская власть обосновано рассчитывала, что справедливое решение Суда будет в её пользу. Международный суд оказался в исключительно сложном положении. Если бы он полностью проигнорировал Парижский мирный договор СССР (УССР) с Румынией, то Финляндия была бы вправе требовать пересмотра решения аналогичного договора и возвращения части Карельского перешейка, а Румыния могла бы претендовать на Северную Буковину. Италия, Болгария и Венгрия так могли бы предъявить свои территориальные претензии.
Конфликт вокруг острова Змеиный занимает особое место, так как затрагивает основы мирового порядка, установившегося после Второй мировой войны. Можно утверждать, что конфликт вокруг острова Змеиный имеет, в первую очередь, не экономический аспект раздела континентального шельфа, а носит геополитический характер. Каждая страна исключительно ответственно защищает свои национальные интересы в отношении территориальной целостности, континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Любая уступка создает опасный прецедент.
Утрата части континентального шельфа стала не первым поражением украинской дипломатии. Согласно украинско-молдавской договоренности по делимитации государственной границы был произведен неэквивалентный обмен участками территории. Украинской стороне отошла полоса автомобильной трассы (7,7 км) в районе молдавского села Паланки, а молдавская сторона получила выход к Дунаю вблизи Рени (435 м) дунайского берега, где был создан нефтяной терминал, а Молдова стала морской державой.
Для Румынии решение Международного суда является символом возрождения геополитической роли страны в Юго-Восточной Европе. Усиление позиций крупнейшей оппозиционной партии «Великая Румыния», выдвигающей территориальные требования к соседним государствам, может реально обострить обстановку в Юго-Восточной Европе.
Имеется точка зрения, что проигрыш был заранее спланирован Киевом в обмен на поддержку Румынии при голосовании о вопросе присоединения Украины к НАТО. Это не имеет оснований, голос маргинальной Румынии в НАТО не является решающим. В 2008 г. румынские власти на саммите Североатлантического блока в Бухаресте поддержали вступление Украины в НАТО, и сделано это было в первую очередь в геополитических интересах решения территориальных проблем Румынии. По мнению румынских властей, Южная Бессарабия (украинское Придунавье) и Северная Буковина должны быть переданы Молдове в обмен на Приднестровье. В свою очередь, Молдова, зажатая между двумя странами НАТО, вынуждена будет объединиться с Румынией.
Другая точка зрения связана с заинтересованностью мировых энергетических ТНК (американских или европейских) в расширении румынского шельфа, учитываю политическую нестабильность на Украине. Хотя континентальный шельф вокруг острова Змеиный потенциально богат на углеводородные ресурсы, Украина не располагает финансовыми и техническими возможностями для крупномасштабной сейсморазведки, а зарубежные компании воздерживаются от деловой активности в стране с глубоким кризисом государственности. Падение на мировом рынке цен на нефть и газ также не способствует освоению новых месторождений на шельфе.
За годы независимости Украины власть осуществила демилитаризацию острова, где размещались советские секретные объекты ПВО. Был построен морской причал, на острове имеется вертолетная площадка. Здесь служат пограничники, осуществляется хозяйственная и научная деятельность. То есть, были предприняты меры, подтверждающие статус Змеиного как обитаемого острова. Почему же стал возможен проигрыш Украины в настоящее время?
Несколько лет назад на международной конференции автор задал вопрос зам. министра иностранных дел Украины о возможной утрате спорного участка континентального шельфа. На что получил раздраженный ответ, что этого не может быть, потому что вся Европа на стороне победителей «оранжевой революции».
Отсюда урок первый. Вечного ничего не бывает. Украину с проходящим через неё цивилизационным разломом многие на Западе и в России считают искусственным творением московского Кремля. А украинская власть с первых лет независимости вместо усилий по консолидации страны решала свои бизнес интересы, а в последние годы пропагандирует радикальный национализм и русофобию, вместо того, чтобы думать о повышении благосостояния народа.
До распада СССР советская Украина по макроэкономическим показателям на душу населения превосходила всех соседей, включая Румынии, которая из-за долгов по международным кредитам наряду с Албанией была самой бедной страной Европы. Самостийной Украине достался статус третьей ядерной державы с экономической мощью, соответствующей среднемировому уровню. Но геополитическое положение и мощь государства Украины после приобретения независимости начало катастрофически ухудшатся, что и спровоцировало Румынию на продолжение конфликта и обращение в Международный суд. Что сегодня представляет собой Украина? Это националистическое коррумпированное болото Европы, где три политических стаи с остервенением грызутся за власть. По макроэкономическим показателям Украина поменялась местами с Румынией и стала вместе с Албанией одной из самых бедных стран Европы. В свою очередь, Румыния стала членом НАТО и ЕС, а её макроэкономические показатели выше, чем у Украины. Румынский порт Констанца официально признан Брюсселем главными восточными воротами ЕС в Черноморском регионе. Это имеет самые негативные последствия для Одесской группы портов Украины (Одесса, Южный и Ильичевск), которые создавались как южные морские ворота Российской империи/СССР. Длительные украинско-румынские переговоры о делимитации границы и статуса острова Змеиный отрицательно сказались на инвестиционном климате в Украинском Придунавье, ставшим одним из самых депрессионных районов страны. Решение Суда окажет влияние на делимитацию морских границ между Украиной и Россией в Азовском море и Керченском проливе.
Украинская власть, уступив значительную часть спорного континентального шельфа Черного моря, объявила об очередной Виктории. Стало уже нормой за последние годы тратить деньги налогоплательщиков на сомнительные прожекты, в результате которых остались одни руины во внешней политике. Каждый раз очередное фиаско преподносится народу, как победа. Остается только надеяться — чем быстрее состоятся президентские выборы на Украине, тем вероятнее, что с такими «викториями» будет покончено. Если возродится мощь государства, служащая главной гарантией его территориальной целостности.
** Мирные договоры 1947 года. Дипломатический словарь. — http://diplogo.ru/index.php?a=term&d=1&t=1661
Вверх
«Геополитика сверхдержав»