Обсудить статью в дискуссионном клубе
«Украинский прорыв» к дефолту государственности. Третья руина
Владимир Дергачев 21.02.2009
В Украине наблюдается дефолт государственности, обостренный глубоким экономическим кризисом. Симптоматично, что три главных политических организованных группировки (Наша Украина, БЮТ и Партия преданных регионов), с остервенением борющиеся за власть, еще совсем недавно разрабатывали программы светлого будущего с помощью заокеанских политтехнологов. Практически три судьбоносных «украинского прорыва» привели к одному финалу. Возникает вечный вопрос, кто виноват?
Так называемая украинская политическая элита «в законе» характеризуется исключительной продажностью, «шкурными интересами» и безнаказанностью. Но она считает себя самой умной в мире. И ей трудно смириться с мыслью, что в окружающем мире не все дураки. Но в результате манипуляции с демократическими институтами доморощенная «элита» перехитрила саму себя, оказавшись у разбитого корыта. Создала политическую систему, ведущую к дефолту государственности. Благодаря мировому финансовому кризису Украина превратилась в лидера по темпам падения производства, девальвации национальной валюты и падения уровня жизни. Пикантность экономического кризиса заключается в том, что к нему вели «деятели» национального масштаба, которые все без исключения кандидаты и доктора преимущественно экономических наук и академики разных мыльных академий.
Мировой финансовый кризис стал последним праздником «со слезами на глазах» для политической «элиты». Провозглашение независимости Украины позволило приватизировать общенародную собственность в особо крупных размерах, а дальнейшем коррупция поразила все сферы деятельности, включая науку и образование. И с каждым годом все труднее было найти новую коррупционную нишу. Поэтому приходилось ждать природных стихийных бедствий, например, наводнений, чтобы что-то еще украсть из государственного бюджета. В последние годы потенциальный сегмент рынка взяток в значительной степени был исчерпан. Поэтому Кризис открыл новые горизонты. В коррумпированном сегменте экономики расчеты ведутся в у. е. или долларах, поэтому доходность этого сектора увеличится.
Так называемая «оранжевая революция» не только ввергла украинский народ в пучину кризиса. На Западе после мимолетно восторга от телевизионного спектакля на Майдане «оранжевая революция» была включена в число самых фальсифицированных выборов послевоенной эпохи. «Победа» с третьего захода является нонсенсом с позиций европейского права. Но было бы несправедливо во всем обвинять «ангелов» революции. «Оранжевая власть» лишь успешно завершает то, что было заложено в государственное строительство с первых лет независимости. Украина в качестве основного механизма «реформ» использовала раздачу преференциальных режимов в интересах отдельных корпоративных группировок за их лояльность власти. В результате создана политическая модель «бизнеса» на государственных ресурсах, являющаяся преступной по нормам европейского права. Страна за годы независимости стала маргиналом мировой политики и экономики и отброшена на Периферию.
До распада СССР советская Украина по макроэкономическим показателям на душу населения превосходила всех соседей. Самостийной Украине достался статус третьей ядерной державы с экономической мощью, соответствующей среднемировому уровню. Что представляет собой современная Украина? Это националистическое коррумпированное болото Европы под внешним (заокеанским) управлением, где три политических стаи с остервенением грызутся за власть, «под собою не чуя страны».
Если раньше продажные политики перебегали из стаи в стаю, то теперь они бегут как крысы с тонущего корабля с помощью больничного листа или «избрания» в академики. Чем сегодня занимаются американский и российский президенты, канцлер Германии, премьер-министр Исландии? Вполне, очевидно, как вывести страны из финансового кризиса. А чем занимались украинские министры финансов и экономики в последние месяцы?
Сегодня единственным стабилизирующим фактором в стране служит местная власть. Не зависимо от цвета партийной принадлежности — «оранжевые», «синие», «белые» или красные – ей ежедневно приходится решать многочисленные повседневные проблемы по обеспечению жизнедеятельности при ограниченных местных бюджетах бедного государства. Но было бы наивно думать о её святости при невменяемости киевской власти, утрачивающей влияние на жизнь страны.
Во время кардинальных перемен и геополитических трансформаций все, что имеет вес меньше единицы, всплывает на поверхность политической жизни. Эта истина известна со времен Древней Греции и Китая. Однако если не происходит внешнего вмешательства, власть с опорой на народ, как правило, преодолевает трудности периода становления и часто демонстрируют впечатляющие успехи. К сожалению, украинская доморощенная политическая «элита» связывает свое будущее только с опорой на внешние силы. Это ведет к дефолту государственности, известному в украинской истории под другим названием.
В украинской истории есть явление, без представлений о котором трудно понять причины кризиса украинской государственности. Руины — периоды украинской контрреформации с характерной междоусобной борьбой за передел собственности с упором на «многовекторную» внешнюю политику, когда тактические задачи борьбы за власть и шкурные интересы украинской псевдоэлиты доминируют над стратегическими целями становления государственности. Это этапы украинской истории, когда огромная энергия возрождения растрачивалась в междоусобицах, дележе добычи (польской, крымско-татарской, петербургской, советской) и в борьбе за власть. Каждая Руина показывала неспособность украинской элиты предложить народу консолидирующие цели и заканчивалась упущенными возможностями политического самоопределения и утратой государственности**. Каждая из Руин сопровождается отказом власти от опоры на собственный народ и ориентацией на внешние силы. Об этом национальной тенденции с горечью писал известный украинский писатель и государственный деятель Владимир Винниченко.
В первую Руину или постхмельнитчину после переориентации с Польши на воссоединение с Россией, ими оказались турки, которым ревностно служил сын знаменитого гетмана Юрко Хмельницкий. Вторая Руина наступила, когда вместо опоры на народ, Центральная Рада пошла под немцев. Третья Руина, когда власть взяла на вооружение галицкий национализм, характеризуется полной подменой реальной географии мифологической. Власть, игнорируя геополитические, социокультурные и конфессиональные рубежи, устремилась в «общеевропейский дом» и стратегическое партнерство с Соединенными Штатами. Учитывая, что Западная Европа в военно-политическом отношении является «вассалом» Америки, Украиной выбрала государственную модель «вассал вассала» в обмен на лояльность и кредиты.
Как совместить построение украинского национального государства и европейский регионализм, в котором приоритет отдается не объединению национальных государств, а гражданскому обществу, поэтапному переходу от наднационального таможенного, валютного и экономического союза к Европе регионов? Эти два взаимоисключающих направления играют саморазрушающую роль для государственности. Бездумная попытка одновременно реализовать противоположные тенденции привели к формированию государства с «некомпетентным суверенитетом» и к руинам во внешней политике, экономике и культуре. Вмешательство националистической власти в дела православной церкви, русофобия и антиевропейская политика нацификации вычеркнула Украину из списка цивилизованных государств. Провальная политика интеграции в ЕС и НАТО, участие в грузинском блицкриге против России, утрата части черноморского шельфа. «Виктории» внешней и внутренней политики Украины привели к расколу страны и к дефолту государственности.
Руины на культурном фронте часто ассоциируют с выкорчевыванием русского языка и культуры. Но великий русский язык был, есть будет. И не заметит патологическую русофобию украинских должностных лиц, объявивших русский язык «собачьей мовой». Пришло время защищать украинский язык и культуру от националистов и коррупции. Даже на фоне мировых успехов голодомороведения ведущие украинские голодомороведы не могут внятно ответить на вопрос, почему численность населения страны за годы самостийности уменьшилась на шесть миллионов человек, то есть в два раза больше, чем вовремя голодомора? И почему самостийная Украина вышла на второе место в мире по естественной убыли населения (после африканской Ботсваны)?
Как легко дойти до самодовольства, повторяя, что «дюже гарна» Украина – пуп земли – здесь расположен географический центр Европы и высоко в облаках парят буревестники демократии. Но все это пустая болтовня, если не приведено в соотнесение с европейскими ценностями, отсутствует понятие цивилизованной формы. Необходимо время, стратегическое видение и политическая воля для государственного строительства. Украина не хуже и не лучше другой Европы. Чтобы обустроить собственный дом, надо жить своим умом.
Эксклюзивная публикация: Информационно-аналитический портал Фонд стратегической культуры http://odnarodyna.ru/
** Дергачев В. Третья Руина (природа украинских контрреформаций). — День (Киев), 19 мая 2001 г.
Вверх
«Геополитика сверхдержав»