Обсудить статью в дискуссионном клубе
Мировая война за души людей
Владимир Дергачев 11.04.2009 8:50
Прошедший юбилейный саммит НАТО напоминал сходку «голубей мира», собравшихся, чтобы вспомнить, как были утыканы «ангелы» с атомными крылышками вдоль периметра границ социалистических стран и Советского Союза. Лишь изредка в кулуарах саммита вспоминали, что самый «миролюбивый» в мире военный блок был создан, чтобы «американцы были в Европе, немцы под Европой, а русские вне Европы». Для реализации этих целей в НАТО раньше многих европейских стран была принята мусульманская Турция, на территории которой американцы разместили самые «справедливые» бомбы и ракеты, направленные преимущественно на промышленные центры советской России и Украины. И убрали их только во время Карибского кризиса, когда советские ракеты оказалась под носом у американцев.
На саммите не было философских разговоров о природе создания Североатлантического блока. Американцы не поделились воспоминаниями, что эта идея им пришла после «блестящей» атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, когда гибель тысяч стариков, женщин и детей деморализовала Японию, спасла жизнь американским военнослужащим, которые могли бы погибнуть в заключительной контактной стадии войны. Но чтобы не портить имидж страны самой честной демократии, прагматичные американцы вынуждены была повязать в будущем такие действия коллективной ответственностью с европейскими союзниками. В лучших традиций бандформирований, где братство скреплено «кровью».
Несмотря на погромы, учиненные противниками НАТО в Страсбурге, особое умиление в Европе наступило, когда американский президент призвал к ликвидации всего ядерного оружия. Осталось только проскандировать «Да здравствует мир во всем мире!». Не обращая внимания, что этот шаг окончательно бы разрушил ядерный паритет и стал бы самым лучшим подарком Америке, которая в этом случае получила абсолютное доминирование своей военной мощи. Что особенно опасно в условиях глобальной трансформации.
Прощание с эпохой. Мировой финансовый кризис стал логическим продолжением глобального кризиса, включающего военно-политический, экономический, экологический и демографический. Свинцовый двадцатый век с двумя мировыми войнами поставил под сомнения торжество Разума и поступательного прогресса. Цивилизационный кризис Просвещения сопровождается утратой, основанной на западном рационализме и «просвещенческом» сознании, веры и надежды на будущее. Все чаще пишут не только о научно-технической, но и гуманитарной (социальной и культурной) и генной революции. Стал окончательно очевиден кризис нелиберальной глобализации, поставивший крест на гегемонии американоцентризма.
Но регионализация международных отношений неприемлема для Соединенных Штатов не только в силу своей военной и экономической мощи, но и географического ограничения масштабами Северной Америки. Соединенные Штаты проигрывают Китаю в борьбе за Латинскую Америку и Африку.
Европейский Союз утрачивает статус привилегированного партнерства с Соединенными Штатами и не способен в ближайшем будущем играть самостоятельную роль в мировой политики из-за отсутствия консолидированной военно-политической мощи и уже сложившегося под американским ядерным зонтиком вассальной психологии. Формируются новые региональные центры со своей сферой влияния, Китай во главе Юго-Восточной Азией, Индия, Япония, Бразилия, Иран, Россия, ЮАР.
Мировой системный кризис дает основание говорить не только о новой финансовой и экономической архитектуре мира. Начала формироваться новая мировая геополитическая архитектура, девиз которой звучит следующим образом: «Кто подорвет силу духа у геополитических игроков, тот будет контролировать мир, Евразию и Хартленд». Движущей революционной силой новой цивилизационной эпохи становится мировая война за души людей. О третьей мировой войне написано много трудов. Одни авторы предрекают мировую «горячую» войну, другие считают, что она уже идет чередой региональных конфликтов и войн.
В мировой войне за души людей побеждает не страна, имеющая ракеты, бомбы и авианосцы, а способная отразить интервенцию, разрушающую душу людей. Эта война одновременно ведется в многомерном коммуникационном пространстве: географическом, информационном, психологическом, социокультурном, конфессиональном и экономическом. Эффективность технологии достигается за счет кумулятивного эффекта целенаправленного «залпа» по конкретной «вражеской» территории, создающего разрушительную энергетику на рубежах многомерного пространства. В качестве «пороха» кумулятивного снаряда используется не только концентрированная и целенаправленная светская информация, но и энергия рыночного и религиозного фундаментализма. Особое место здесь занимает психотропное оружие (аналитическая психология), обеспечивающая воздействие на этническую, религиозную и коллективную психологию граждан «вражеской» территории. Внешняя сила формируют модель поведения через манипуляцию основными властными и другими социальными группами.
Кумулятивный эффект этих технологий многократно усиливается, если вместо площадного информационного «бомбометания» главный удар направляется на часть местной элиты или электората, наиболее подверженных внешнему воздействию. Современные геополитические технологии психологического воздействия направлены на разрушение социально-психологического кода нации страны воздействия. Зачем тратить ядерные боезаряды против коррумпированных стран? Где вольготно и уверенно чувствует международная мафия и сектанты-миссионеры. А коррумпированные чиновники за деньги продадут не только веру, но и мать родную.
Поэтому необходимо обратить внимание, что после распада Советского Союза уже менялись направления главного удара в геополитических технологиях, направленных против бездумной Восточной Европы*1. В последнее время все чаще пишут об эффективности интернет-технологий, которые эффективно использовались для победы американского президента Барака Обамы. Но в Восточной Европе Интернетом пользуются примерно 20 % населения, тогда как в Америке — 80 %. Поэтому эти коммуникационные технологии могут эффективно применяться в первую очередь против молодежи, жаждущих перемен к лучшему. К сожалению, Россия часто оказывается неспособной адекватно ответить на применяемые против неё технологии, и ограничивается многословным пустословием, в отличие от Китая и других стран.
В авангарде битвы за новую цивилизационную эпоху идет новейшая геополитика силы духа («мягкой силы»), основанная не на военной экспансии, а непрямом воздействии на «жизненное пространство» другого государства через неправительственные фонды, создания разветвленной сети агентов влияния не только в верхних эшелонах власти, но и на региональном уровне. Это позволяет манипулировать псевдостратегическими партнерами в целях решения своих геополитических и геоэкономических задач. Но главная ударная сила новейшей геополитики — религиозные ордена и секты.
В западном христианстве различаются подходы Ватикана и католических орденов, выполняющих, как и в средневековье, авангардную роль при захвате чужих конфессиональных территорий. Особо выделяется роль евангелистских сект, имеющих американские корни. И ощутимый удар по Восточной Европе может быть нанесен не исламским фундаментализмом, а западно-христианским. Велика роль сионистских организаций и связанных с ними мировыми СМИ. То есть будут одновременно осуществляться воздействия в разных многомерных пространствах (политическом, социокультурном, конфессиональном и других), на рубежах которых и проявится разрушительная энергетика. И для этого Россия остается самым слабым звеном.
Информационно-психологические технологии новейшей геополитики направлены, прежде всего, на подрыв силы духа возможного противника или конкурента. А, как известно высшей формой проявления человеческого духа является язык и вера, ставшие геополитическими категориями. Великие и региональные державы стремятся создать эффективное геополитическое пространство, но не всем это удается.
Главное богатство государства заключается не в энергетических и других материальных ресурсах, а в созидательной энергии человека. Эта созидательная энергия, прежде всего, зависит от духовности. Еще древнегреческие философы говорили, что душа есть энергия ума. И через тысячелетия, уже в глобализующемся мире, преимущества получают государства, большинство граждан которых имеют просвещенную (с влечением к правде и чести) волю, и/или считаются истинно верующими (обладающими духовным стержнем, закаленной душой). Другое условие благоденствия – союз власти и народа, консолидация общества вокруг национального лидера или властной элиты. Здесь возможны два пути: тоталитарный и солидарный или демократический (власть во имя народа). Первый, трагический путь, старая Европа прошла и сделала далеко идущие выводы на будущее.
Предав всех союзников и новое русское зарубежье, Россия в 90-е годы оказалась отступающей на главном фронте борьбы за душу людей. Попытки примитивизации событий на Кавказе, сведения их только к проискам отдельных бандитов и экстремистов, свидетельствовали об отсутствии стратегического видения у российского руководства. В результате бездумной демократии, игнорирующей восточную составляющую фундамента федеративного государства, на Кавказе реализовался сценарий перманентной войны на границе псевдо-Запада (т.е. российской демократии) с Востоком. Россия выступила здесь на стороне Запада, предложив горскому народу европейские ценности в собственной упаковке. Произошло столкновение рыночного фундаментализма*2 с религиозным. Их символами стали Москва и Чечня, а жертвами перманентной войны – гражданское население федеральной столицы, российских городов и горских селений. Исламский фундаментализм нельзя победить чисто военным или политическим путем, эта борьба проходит через души людей. Только успешное противостояние рыночному фундаментализму, создавшему олигархический капитализм, способно привести к успеху в борьбе за совесть. Мировая война за душу людей наносит в первую очередь главный и смертельный удар по «жизненным пространствам», пораженным примитивизацией и имитацией действительности. Где «авангардом» выступают не Разум и Вера, а партии коррумпированных чиновников-миллионеров.
Настала пора избавиться от неолиберального блефа, что светлое будущее возможно лишь в условиях демократии и американоцентризма. Разве только западная демократия обеспечивает поступательное развитие, модернизацию и качество жизни? Политическая воля и просвещенность духа, влечение к чести, самопожертвование ради бескорыстного патриотизма – не исключительные привилегии западной цивилизации.
На евразийских рубежах цивилизаций человечество впервые получило ответ на вечную проблему политического и социально-экономического выбора. Этот ответ красной нитью проходит через Библию и Коран, в которых пророки отдали приоритет не восточным и западным моделям развития, а духовности, чистоте нравственной жизни народа. Этот путь проходит через совесть.
*1 Владимир Дергачев Последствия цунами бездумной демократии. — Мир перемен, 2006, № 2.
*2 Рыночный фундаментализм – бизнес без моральных ограничений. В результате «радиации» воинствующего атеизма получил распространение в постсоветских странах, создал пропасть между богатой элитой «в законе» и бедными, представляет реальную угрозу национальной безопасности.
Вверх
«Геополитика сверхдержав»