Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Города-призраки на службе китайской геополитики
Владимир Дергачев

Внутренняя Монголия. Город-призрак Канбаши
«Я знаю — город будет,
Я знаю — саду цвесть,
Когда такие люди
В стране китайской есть!»
Почти по Маяковскому
Когда сравниваешь Россию и Китай с учетом демографической мощи, необходимо учитывать масштабы Поднебесной. Город с населением в один миллион жителей для России, это примерно то же, что для Китая город с населением в 10 миллионов. В Китае больше христиан, чем в Италии (40 млн. протестантов и 14 млн. католиков). Китай — это государство-цивилизация, и более корректно сравнивать Поднебесную с другими цивилизациями, а не с отдельными странами.
Соединённые Штаты для выхода из Великой депрессии строили дороги. Загадочная Россия при выполнении плана по замене ветхого жилья на целых 5%, построила гигантский спортивный комплекс и проводит Олимпийские игры, а так же готовиться к чемпионату мира по футболу… Как пишут в социальных сетях, «откат аршином не измеришь». Во время мирового финансового кризиса китайский бизнес, чтобы избежать банкротства, начал перераспределять капиталы с производств в недвижимость. Кроме того, уже на протяжении десятилетия коммунистический Китай строит города впрок в целях утилизации свободных финансов, образовавшихся из-за торгового профицита, иностранных инвестиций и недооценки юаня.
Наступил невиданный строительный бум на рынке недвижимости. Как грибы растут китайские города-призраки с небоскребами, административными зданиями, супермаркетами, театрами и музеями, автострадами, гигантскими жилыми комплексами (в которых пока никто не живет), с университетами, спортивными комплексами и развлекательными парками. Пустующий жилой фонд составляет до 25-30% новостроек и рассчитан примерно на 64 миллиона жителей, на свободную жилплощадь можно без проблем переселить Украину, Молдавию, Белоруссию и страны Балтии.
Но если сравнивать относительно демографической мощи, но ничего сверхъестественного не происходит. В России или Украине примерно столько же квартир в процентном отношении ко всему новострою остаются незаселёнными. Поэтому братьев славян поражают абсолютные цифры, а относительные выглядят сопоставимыми.

Таким образом, сложился миф о переизбытке жилой недвижимости в Китае. Перегибы во внутренней политике естественно есть, но не они определяют стратегию на рынке недвижимости. Пустующим остаётся преимущественно жилье высокого класса (примерно 10% новой недвижимости). Покупка этого жилья, которое пользуется спекулятивным спросом, является инвестицией на будущее. Многочисленное строящееся бюджетное жилье не пользуется ажиотажным спросом. Поэтому широкомасштабный кризис на рынке жилья может быть ограничен только мини пузырём в сегменте дорогой жилплощади. Города-призраки будут заселены в любом случае.
Коммунистическая партия на протяжении длительного периода поощряла региональных руководителей за их вклад в рост ВВП, что привело к наращиванию избыточного инвестирования и созданию избыточных мощностей. В последнее время Пекин прекратил не только использовать этот показатель в качестве основного критерия оценки работы провинций, но и стал заводить уголовные дела против наиболее ретивых чиновников. Основными критериями стало качество продукции и инновации.
Строительство новых городов подчинено тектоническим сдвигам в экономике. Поддержка государством высоких темпов экономического роста, сохранение и создание рабочих мест и масштабная урбанизация способствует модернизации экономики. Ежегодно в города переселяется от 10 до 12 млн. китайских крестьян, образующих многомиллионную армию рабочих, живущих при заводах в общежитиях барачного типа. К 2030 году общий прирост городского населения составит 350 млн. человек (больше современного населения США).
По прогнозам за период с 2010 до 2025 году численность городов-миллионеров увеличиться с 125 до 220, включая 23 мегаполиса с населением свыше 5 млн. жителей.
«Китайская мечта» — это не только создание среднезажиточного государства, но и провозглашение эпохи мирового лидерства Поднебесной на основе геополитической стратегии «иди вовне». А для этого нужны форпосты внутри страны, которые в ближайшем будущем станут мировыми полюсами экономического и технологического равития.
Такие мировые полюса-мегаполисы формируются в дельтах рек Янцзы и Жемчужной. Здесь и сосредоточена значительная часть так называемых городов-призраков. Например, город-призрак Темза-таун в пригороде Шанхая. В недавнем прошлом шанхайский район Пудун так же называли городом-призраком. В настоящее время в этом престижном центре экономического и технологического развития проживает 5,5 млн. человек.
Шанхайский Дракон на пути к мировому лидерству.
Мировой мегаполис двадцать первого столетия
Мировой мегаполис «Пасть Тигра»
Пока пустуют новые районы мегаполиса Сучжоу в низовьях Янцзы

Открытый в 2005 году в провинции Гуандун на окраине города Дунгуана частично пустующий торгово-развлекательный комплекс New South China Mall (второй по величине в мире после знаменитого DubaiMall) не выглядит «призраком» на фоне формирующего в дельте Жемчужной мирового мегаполиса.
По теме: Дубай. Всемирный торговый центр
Естественно и китайцы не застрахованы от ошибок. На территории гигантского парка развлечений Wonderland, сооруженного в середине 90-х годов, вблизи города Чангпинг, были разбиты огороды.
В Китайской империи благодаря колониальной экспансии стран Запада сложился преимущественно приморский тип размещения производительных сил. Геополитическая стратегия современного Китая «иди вовне» требует усиления экономических форпостов на западном, северном и южном направлениях. Поэтому появление здесь так называемых городов-призраков является не ошибкой, а преднамеренным созданием новых форпостов освоения слабозаселённых территорий, и не только. Высокие темпы экономического развития национальных автономий создают надежные гарантии против местного сепаратизма. Новые города создаются так же в связи с реализацией проекта возрождения генеральных направлений Шелкового пути.
По теме:
На сопках Маньчжурии
Желтороссия
«На границе тучи ходят хмуро»?
Возрождение Синьцзяна
Дракон против Анаконды в сыпучих песках Синьцзяна
Турфан. Безымянная страна любви
Города-призраки на пути к светлому будущему
Внутренняя Монголия. «Дубай северного Китая»
«Плавильный котел» Поднебесной в краю «южнее облаков» и «вечной весны»
Сельский коммунизм по-китайски
Вверх
«Геополитика сверхдержав»
