Обсудить статью в дискуссионном клубе
Анатомия падения Поднебесной
Владимир Дергачев 13.10.2011
Для истории китайской цивилизации характерны геополитические циклы объединения и разъединения двух государств, образуемых на юге в бассейне Янцзы и на севере в бассейне Хуанхэ.
В эпоху объединённой Минской империи (1368—1644) укрепляется авторитет Срединного государства. Наблюдается быстрый рост китайских городов, многие из них становятся крупными ремесленно-торговыми центрами Восточной Азии. Появляются крупные мануфактуры, практикующие разделение труда в процессе производства. Усиливаются внешнеторговые связи со странами Юго-Восточной Азии.
Поразительный размах получает морская экспансия. Китайские мореплаватели за восемь десятилетий до Васка да Гамы открыли восточные берега Африки (1418). Их корабли заходили в гавани Вьетнама, Явы, Суматры, Индии, Ирана и Аравии.
Осуществляются знаменитые морские плавания Чжэнг Хэ от Японии и до Африки. Выдающийся китайский флотоводец адмирал Чжэн Хэ не был этническим китайцем и исповедовал ислам. Возможно, именно это обстоятельство и сыграло важную роль при его назначении адмиралом Золотого Флота, совершившего семь военно-торговых экспедиций в Индокитай, Индостан, Аравию и Восточную Африку. Китайские корабли значительно превосходили по размерам испанские каравеллы, на которых Колумб открыл Америку. Однако они были менее маневренные и предназначались в основном для каботажного плавания. В отличие от европейских конкистадоров, покорявших новые земли огнем и мечом в целях наживы, китайская экспансия имела мирный характер. Главной целью Поднебесной было открытие новых торговых путей и рынков сбыта китайских товаров.
Макеты корабля Чжэн Хэ и гораздо меньшей по размеру испанской каравеллы Колумба
Источник: http://www.canuckaudiomart.com/forum/download/file.php?id=389
В XV столетии Китай становится крупнейшей торговой державой мира. В начале века отмечается примерно один уровень развития цивилизаций в Европе, Индии и Китае, где блистают богатством крупные портовые ремесленно-торговые центры и поразительных результатов достигает морская экспансия. Однако внутриполитическая обстановка в Китае приводит в дальнейшем к свертыванию внешнеторговых связей. Столица из портового Нанкина переносится в Пекин, ближе к беспокойным рубежам с монголами и маньчжурами. Политика изоляционизма пагубно отразилась на развитии общества, привела к гибельным для страны последствиям. И наоборот, христианская традиция преобразования мира способствовала Великим географическим открытиям и созданию новых рынков.
Прошло немногим более века после начала изоляционистской политики и в приморских районах появились европейские «варвары» португальцы, а в дальнейшем англичане, французы, которые добились создания свободных экономических зон — открытия ряда китайских портов для международной торговли.
Но до начала 19 века объединённая Поднебесная оставалась самой мощной империей мира, лидирующей в торговле, промышленных нововведениях, по производительности сельскохозяйственного труда и уровню жизни. В 1820 году Китай обладал крупнейшей экономикой мира – 33% от мировой. ВВП Китайской империи превосходил совокупный показатель Западной Европы (27%), Индии (16%) и США (всего лишь 2% от мирового ВВП). Но в дальнейшем произошла трагедия. К внутренним ошибкам правящей китайской династии добавилась смертельная угроза, исходящая от Запада, использовавшего опиум в торговле с Поднебесной.
Имперский Китай, поверивший в свою исключительность, отгородившись от окружающего мира, совершил роковую ошибку. Полуколониальная страна была отброшена на задворки цивилизаций. Китай, как считали европейцы, навсегда проиграл в борьбе за мировую гегемонию.
Принято главной причиной отставания Китая в развитии капиталистических отношений называть правящую маньчжурскую династию. Маньчжуры боялись ассимиляции в демографическом вулкане Поднебесной. В 1644 году, когда они завоевали 300-миллионный Китай, их насчитывалось всего 300 тысяч.
Известный российский историк И.М. Дьяконов выделял другую важную причину. Если в Западной Европе интеллигенция (социальная прослойка людей умственного труда) смыкалась с предпринимателями и результаты интеллектуальной деятельности шли на пользу капиталистического производства, то в Китае согласно инерции традиции наиболее образованные люди посредством государственных экзаменов вливались в состав бюрократии. Таким образом, предпринимательство в Китае оказалось лишенным всякой идеологической или социально-психологической основы1.
Анатомия падения Поднебесной
Западные ангелы смерти
Поиски путей благоденствия
Падение и взлет китайского Дракона
(содержание электронной версии книги, которая начала публиковаться на Портале с октября 2011 года)
1 Дьяконов И.М. Пути истории. — М.: Восточная литература, 1994.
«Геополитика сверхдержав»