Обсудить статью в дискуссионном клубе 
«Человек века» о выборе пути, «дикой и возбуждающей» украинизации
Владимир Дергачев 15.03.2009 9:00
12 марта исполняется 146-ая годовщина со дня рождения великого российского ученого с украинскими корнями, выдающегося мыслителя и естествоиспытателя, провозглашенного в независимой Украине «Человеком века». Об официальном канонизированном портрете Владимира Ивановича Вернадского написано так много, что нет необходимости повторяться. Обратимся к менее известному Вернадскому.
Владимир Вернадский характеризует себя как «русского по культуре и по всему укладу своей жизни — правда, русского, вся жизнь которого непрерывно была связана и с Украиной, и с украинским освободительным движением». Вернадский за короткий промежуток общественной деятельности на Украине (всего 19 месяцев) в страшных условиях Гражданской войны и несмотря на разногласия много сделал для консолидации интеллектуальной элиты.
В 1918 году Вернадском при поддержке гетмана Скоропадского удалось реализовать идею создания Украинской академии наук, он был избран её первым президентом**. Украинская академия наук объединила в своих рядах ученых с мировым именем — М. Грушевского, М. Туган-Барановского, С.Тимошенко, А.Крымского, Н.Кащенко и многих других. В 1919 году на непродолжительное время Вернадский занимает должность ректора Симферопольского университета.
В отношении Вернадского и гетмана раздавалась критика, что академия создается русским по духу. Но Владимир Вернадский верил в будущее украинской культуры и языка, не враждебных русской культуре: «Сила русской культуры так велика, что ей нисколько не страшна одновременная работа украинизации. Здесь должно быть совместное дружеское общение». Владимир Вернадский как и гетман был сторонником федерализма, но в отличие от главы Украинской держав являлся противником полной «самостийности».
Член Государственного Совета Российской империи, лидер влиятельной партии кадетов, член Временного правительства, Вернадский не в теории на практике знал политическую жизнь России. И находясь в эпицентре крымских событий на краю падения уходящей России, в своем дневнике дает нелицеприятную оценку периоду тектонической трансформации общества: «Россию пропили и её интеллигенция, и её народ. Сейчас на поверхности вся эта сволочь – правая и левая, и безразличная. Все её интересы в брюхе, пьянстве и разврате. И эта та «свобода», и то идеальное «счастье», какое дает миру русская революция?». И выносит приговор русскому освободительному движению, мечущемуся между идеалами самодержавия и крепостничества и не нашедшего другой точки опоры в демократии: «…русская демократия – это царство сытых свиней». И мечта о будущей роли России и славянства в умственной жизни человечества, к которой, по мнению мыслителя, казалось бы, шел ход истории, осталась за недосягаемым горизонтом.
В рукописи, написанной в 1915 г. статьи «Украинский вопрос и русское общество» Вернадский пишет о возрождении украинского движения и необходимости от России полного признания прав на национально-культурное самоопределение. В 1929 г. в письме к сыну Георгию, ставшим крупнейшим историком русского зарубежья и одним из основателей евразийства, Владимир Вернадский признается: «Больше всего я боюсь развала русского государства — вновь связать разорвавшиеся части обычно никогда не удается; Украина и Грузия — наиболее опасные части. Украина силою удержана быть не может — этого по-моему не понимают русские... Если же развала не будет, у меня все укрепляется вера или скорее сознательное убеждение, что в конце концов Россия идет к демократическому (м.б., с «диктаторством») крестьянскому царству с сильной федеративной структурой... Сейчас я вижу, что среди подымающейся молодежи коммунистическая молодежь — накипь, и не она будет строить русское будущее. Все больше кажутся правыми те лица, которые считают, что великий народ выйдет из испытания — выйдет, если не распадется русское государство». Вернадский еще в 1924 году предвидел возможный развал России и отделение Украины. Он считал, что новую Россию создадут молодые поколения, не ответственные за грехи отцов.
Когда в 90-е годы стали доступны общественности дневниковые записи и письма ученого, были озвучены его потаенные мысли. В письмах 20-х годов Ивану Петрункевичу, выходцу из Черниговской губернии и одному из основателей российской партии кадетов, Владимир Вернадский пишет: «Я верю в силу свободной мысли... Решают личности, а не толпа.. Высшее образование и куль<турная> работа на Украине слабее, частично в связи с украинизацией — дикой и возбуждающей».
Период украинизации оценивается по-разному в самостийной Украине. Преобладает идеализация 20-х годов как ренессанс национальной культуры. Хотя и тогда оценки были различными. Украинизация 20-х годов сопровождалась массовой приватизацией ученых званий и степеней, что послужило в 1928 году одной из важных причин отставки непременного секретаря Академии наук и соратника Вернадского академика Крымского. Но та приватизация тускнеет перед масштабами купленных диссертаций и ученых званий политической элитой самостийной Украины.
Великий ученый писал об опасности для отечества ограниченных и бездарных людях во власти с реально низким уровнем общеобразовательной культуры: «Ничтожно и серо большинство теперешних властителей...». Так можно на веки остаться «чужим среди своих». Если провести аналогию с «современными» политиками, имитирующими экономические преобразования, игнорирующими «вопросы, связанные с силой и свободой личности» (религиозные, политико-государственные и этически-философские). В чем их неприятие Вернадского как и многих других мыслителей прошлого? Люди высокой культуры творят в атмосфере общечеловеческих ценностей, таких как личность, семья и нация, тогда как «элита в законе» может существовать только в атмосфере шкурных интересов.
Славянская земля богата талантами. Можно привести и другие высказывания, которые будут отличаться от приведенных. Многоголосие так же является одним из драгоценных свойств культуры. Многоголосие сохраняется и в современном интеллектуальном пространстве Украины. Но оно зачастую остается невостребованным на фоне воинственного провинциализма и представляет смертельную опасность для власти. Полуграмотная в отношении собственной истории политическая элита не издает трудов великих украинцев, а если и читает, то только то, что хочет услышать.
** В Советском Союзе было принято считать, что Академия Наук Украины была основана большевистской властью в 1919 г. (Большая Советская Энциклопедия, 3-е изд.)
Вверх
«Геополитика сверхдержав»
