Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Почему Россия не Скандинавия?
Владимир Дергачев 11.04.2009 10:13
Скандинавия демонстрирует эффективную региональную интеграцию. Когда вместо бесконечных разговоров на постсоветском пространстве о нерушимой «дружбе братских народов» и мыльных образований с аббревиатурой преимущественно из трех букв (СНГ, ЕЭП), каждая из скандинавских стран стремится расширять сотрудничество друг с другом, не мешающее интеграционным процессам с другими региональными группировками. Бывшие викинги и варяги демонстрируют миру пример исключительной конкурентоспособности своих государств.
Проще всего объяснять, «почему Россия не Америка» природными факторами местоположения северной страны. Однако скандинавские страны добились впечатляющих успехов в строительстве капитализма с социалистическим и коммунистическим лицом, а количество болот, тундры и гор на душу населения у них больше, чем в России. И причина этого успеха вероятно не только в теплом течении Гольфстрим. Если допустить, что удастся осуществить поворот Гольфстрима, и его относительно теплые воды будут омывать российские берега и границы, вряд ли от этого изменится природа власти и качество жизни. Опыт скандинавских стран находится в тени крупнейших высокоиндустриальных стран, на которые по инерции ориентируются Восточная Европа. «Шведский социализм» был притягательным еще при советской власти. В последствие появилась модель королевства коммунистического быта (Норвегии).
Скандинавские страны не однозначно относятся к членству в НАТО и ЕС. Норвегия и Дания являются членами НАТО, но отказались от размещения в мирное время на своих территориях ядерного оружия. Швеция и Финляндия придерживаются статуса военного нейтралитета. С 1995 года Швеция и Финляндия стали члены ЕС, тогда как на референдуме норвежцы проголосовали против, особенно жители северных рыболовецких районов. Норвегия продемонстрировала более гибкие модели международного экономического сотрудничества, кроме лобового вступления в ЕС. Члены ЕС Дания и Швеция не входят в зону Евро.
По индексу человеческого развития, отражающего не только уровень, но и качество жизни, ООН пять лет подряд на первое место в мире ставила Норвегию. Другие скандинавские страны так же занимают почетные места в первых двух десятках Программы ООН по человеческому развитию. Доля скандинавских стран (Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия) составляет в капиталистическом мире менее 1%, тогда как ВВП и промышленное производство – примерно 3%, а экспорт - около 5%.
Скандинавские страны демонстрируют эффективную модель мирохозяйственной интеграции, экспортно-ориентированной и конкурентоспособной экономики. Здесь удалось сохранить и приумножить торговые традиции вольных ганзейских городов Стокгольма, Осло, Бергена, Копенгагена и др. По данным Всемирного экономического форума скандинавские страны находятся среди мировых лидеров по конкурентоспособности. По Индексу глобальной конкурентоспособности (динамичности экономики) лидируют Финляндия, США, Швеция, Дания, Тайвань, Сингапур, Исландия, Швейцария, Норвегия и Австралия (2005). Экономика Финляндии является самой конкурентоспособной в мире. Скандинавия выделяется не количеством, а качеством экспортируемой (конвертируемой) продукции.
Финляндия, Швеция и Норвегия находятся в числе мировых лидеров по уровню развития глобализации, таким критериям как товары и услуги, финансы, информационно-коммуникационные технологии. По Индексу устойчивости экологии в мире лидирует Финляндия, далее идут Норвегия, Канада, Швеция, а США занимают 11 место.
Скандинавские страны отличаются небольшим разрывом в доходах между богатыми и бедными: Финляндии (5,7), Норвегия (6,0) и Швеции (6,2). Здесь единицы очень богатых и нет очень бедных. На дорогах мало представительских дорогих машин, а большинство богатых и политиков не имеют личной охраны. Скандинавы не могут представить российского или украинского олигарха в шароварах на шестисотом Мерседесе с тридцатью телохранителями на джипах. Престижность в статусных коммуникациях скандинавы ценят выше, чем разницу в оплате труда.
Королевство развитого социализма. Швеция сохраняет нейтралитет с 1814 года, не участвовала в двух мировых войнах. За триста лет мирной жизни Швеция накопила огромное богатство благодаря трудолюбию и таланту народа. Честность шведов - категория юридическая. Однако шведская распределительная модель социализма переживает кризис.
Во второй половине двадцатого столетия Швеция была больше ориентирована на Америку, чем Европу. Шведы стали учить английский, вместо немецкого языка. После Второй мировой войны 1,5 млн. шведов эмигрировало в США. Теперь шведская диаспора оказывает существенное влияние на экономику своей большой родины. К концу 80-х годов Швеция стала земным раем по уровню и качеству жизни. По степени выравнивания доходов Швеция опережала все страны мира. Однако в дальнейшем экономическому чуду пришел конец. Огромные общественные расходы начали оказывать отрицательное влияние на бюджет страны. Вместо всеобщего благоденствия начала увеличиваться безработица и расти инфляция. Основная цель шведской модели социализма — полная занятость и равенство оказались под угрозой.
Шведские налоги являются одними из самых высоких в мире, поэтому часто выгоднее сидеть на пособии, чем отдавать до 55 % государству. Страна лидирует в мире по расходам на образование и науку (в расчете на душу населения). Образование бесплатное, школьников обеспечивают учебниками и обедами.
В промышленности доминируют транснациональные корпорации отечественного происхождения, занимающие устойчивое место на мировых рынках высоких технологий, машиностроения, лесообрабатывающей и мебельной промышленности. По версии журнала «Форбс» в список богатейших людей планеты входит самый богатый европеец — мебельный король швед Ингвар Кампрад (31 млрд. долл. до финансового кризиса). Он основал популярную в мире сеть мебельных мегамаркетов IKEA для людей среднего достатка и бедных. Рекламный слоган компании «На кроватях IKEA были зачаты 10 % европейцев». Шведский миллиардер советует добиваться успеха следующим образом. Разбить свою активную жизнь на 10-минутные интервалы и жертвовать из них как можно меньше на бессмысленную жизнь».
В экономике велика роль кооперативного движения. Шведские фермеры выращивают продукцию для Макдональса, о чем свидетельствуют фирменные знаки на сараях. В животноводстве используется для корма только свежая трава, которая хранится зимой в вакуумных упаковках. Коровы не знают, что такое сено и солома. Качество большей части говядины соответствует качеству филейного мяса.
Шведский социализм можно внедрить и в Восточной Европе, если предварительно в течение двухсот или трехсот лет построить обыкновенный капитализм с человеческим лицом.
В целом Скандинавия проявляет способность к модификации в зависимости от конкретной исторической обстановки. Поэтому скандинавы успешно преодолеют последствия и мирового финансового кризиса. Бывшие викинги и варяги, угрожавшие в прошлом Европе, сосредоточились на качестве жизни. Предпринимались попытки создания конфедерации или экономического союза скандинавских стран, однако более гибкой оказалась реальная региональная интеграция, сохраняющая тенденции к экономическому, культурному единству, и не препятствующая каждой стране выбирать свой путь взаимодействия с Евросоюзом, другими странами и группировками. На дорогах развиваются флаги четырех скандинавских стран (Финляндии, Швеции, Норвегии и Дании). Трудно вообразить, чтобы у восточноевропейских «братьев славян» одновременно вывешивались флаги России, Украины и Белоруссии.
Можно вывести формулу закономерности скандинавского благополучия: чем выше нравственный уровень народа, чем меньше в стране дворцов и олигархов, тем выше уровень и качество жизни в экологическом раю.
Вверх
«Геополитика сверхдержав»
