Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Европейская Япония
Владимир Дергачев, Валентина Балакирева 11.04.2009 10:38
В 2009 году будет отмечаться двухсотлетняя годовщина вхождения Великого княжества Финляндского в состав Российской Империи. По Фридрихсгамскому мирному договору Финляндия перешла от Швеции «в собственность и державное обладание Империи Российской» с широкими правами автономии, включая сохранение коренных законов и конституции. Если до выхода России к Балтийскому морю, бедная и малозаселенная Финляндия не представляла особого интереса для восточного соседа, то в настоящее время она стала важными российскими воротами в Европу. А что касается индекса качества жизни, то финны за два столетия абсолютно опередили своего соседа, занимают по данным Политического атласа современности 17 место в мире, тогда как Россия в результате цунами бездумной демократии совершила марш-бросок на 81 место. По индексу минимальных основ демократии финны вместе со шведами и скандинавами занимают почетные места, соответственно, с 6 по 8. А ставшее олигархическим государство Большой Трубы и Шоу-бизнеса по основам демократии вышло на уровне «передовых» африканских стран (93 место в мире), правда, впереди ЮАР.
Распад Советского Союза привел к упадку финско-советской торговли, осуществляемой исключительно через официальные каналы, и Финляндия оказалась неподготовленной к торговым (рыночным) отношениям со странами Запада. В результате произошел экономический спад, а уровень безработицы поднялся до 10 %. Но финны успешно преодолели последствия геоэкономической трансформации.
В экономике Финляндии выделяется электронная промышленность (концерн Nokia), металлообработка и машиностроение (судостроение). Концерн Nokia производит мобильные телефоны и телекоммуникационные системы, телевизоры и компьютеры. Финляндия занимает лидирующее место в мире по уровню использования Интернета.
Независимое государство Финляндия существует всего лишь в течение жизни трех поколений. В стране практически отсутствует разделение населения на бедных и богатых.
На фоне снижения конкурентоспособности европейской экономики Финляндия пять лет подряд лидировала в рейтинге Всемирного экономического форума. Финляндия с 2001 года вышла на первое место в мире по индексу глобальной конкурентоспособности. Ежегодный прирост ВВП за последние годы стал одним из самых высоких в мире (более 5 %).
Государство играет важную роль в построении информационного общества. Экономический кризис конца 80-х — начала 90-х годов в Финляндии был преодолен за счет эффективного использования информационно-коммуникационных технологий и экономической политики, направленной на включение в информационное общество всего населения страны. Финляндия по существу проигнорировала неолиберальные рекомендации Вашингтонского консенсуса, сохранив высокие налоги, активное участие государства в научно-технических программах, сохранила высокую долю государственность собственности и высокие социальные расходы.
В Финляндии незначительное социальное расслоение. Соотношение между доходами 20 % самых богатых и 20 % самых бедных граждан составляет 3, 6 раза, тогда как в США – 9 раз. Финляндия лидирует в мире по незначительному числу людей, живущих за чертой бедности (3, 8 %), тогда как в США этот показатель составляет 14 5, а в России — 25%. .
Финляндия является наименее коррумпированной страной в мире. По данным влиятельной неправительственной международной организации «Международная прозрачность», начиная с 1995 года, публикуются Индексы восприятия коррупции. С 2001 года Финляндия стала лидером среди наименее коррумпированных стран мира. Далее идут Новая Зеландия, Дания, Исландия, Сингапур.
В Финляндии нет специального закона о коррупции и контролирующего государственно органа. Особую роль играют этические нормы, от обвинения в коррупции не спасает высокое положение в обществе. В стране отсутствует практика политических назначений на государственные должности. Центральная и местные администрации состоят из профессиональных и материально обеспеченных чиновников, а не представителей партий.
Дальновидная политика финских властей заложила основу для трансформации аграрно-промышленного государства в страну высоких технологий. Была осуществлена государственная поддержка отечественного судостроения, специализирующегося на строительстве судов арктического класса и круизных лайнеров и машиностроения, ориентированного на изготовление оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, электротехнической промышленности, промышленности стройматериалов и дорожного строительства. Доля электронной и электротехнической промышленности в финском экспорте увеличилась за последние сорок лет с 1% до 26 %. Финляндия наряду со Швецией первыми в ЕС обеспечили выполнение инновационной стратегии Евросоюза, выделяя на научные исследования боле 3 % от ВВП.
Важным фактором экономического роста в Финляндии является соседство с Советским Союзом/Российской Федерацией, поставляющей энергетические и другие сырьевые ресурсы. После 1997 года Россия вновь стала крупнейшим внешнеторговым партером Финляндии. Наряду с энергетикой традиционно сотрудничество в химической и целлюлозно-бумажной промышленности (экспорт древесины). Но наблюдается тенденция снижения конкурентоспособности российских товаров на финском рынке. На развитие международной торговли отрицательно влияет традиционная российская беда (плохие дороги) и погранично-таможенная инфраструктура.
Развитие экономических связей отвечает долгосрочным национальным интересам двух стран. Наметились перспективы сотрудничества в сфере информационных технологий и нанотехнологий. Модернизация российского флота и перспективы добычи нефти на арктическом шельфе России закладывают прочный фундамент для взаимодействия в области судостроения, создания техники для разведки и добычи нефти и газа на арктическом шельфе. Правда, когда ухудшается экономическая обстановка в России, это рикошетом отзывается и в Финляндии. Но если отбросить эти, по всей вероятности, временные трудности, которые могут в 2008 году привести к 5-процентному спаду в финской экономике, в ближайшем будущем можно надеяться на экономический рост.
Вверх
«Геополитика сверхдержав»
