Обсудить статью в дискуссионном клубе
Третья Руина в истории украинской государственности
Владимир Дергачев
«Эх, не выпить до дна нашей воли,
Не связать нас в единую цепь!
Широко наше Дикое Поле,
Глубока наша Скифская степь!»
Максимилиан Волошин
В украинской истории есть явление, без представления о котором трудно понять современность. Руины — это периоды украинской контрреформации с междоусобной борьбой за передел собственности (польской, крымскотатарской, петербургской, советской) с упором на «многовекторную» внешнюю политику . В каждой Руине тактические задачи борьбы за власть и шкурные интересы украинской псевдоэлиты доминировали над стратегическими целями становления государственности. Каждая из Руин показывала неспособность элиты предложить народу консолидирующие цели, сопровождалась отказом власти от опоры на собственный народ, ориентацией на внешние силы и завершалась утратой государственностью.
Первая Руина, или постхмельнитчина, продолжалась более двух десятилетий после великого восстания 1648 года под предводительством Богдана Хмельницкого. Украинская знать и казаки вели борьбу за место вытесненной польской шляхты и ее собственность с опорой преимущественно на Османскую империю (крымских татар). Новоиспеченная элита стремилась войти во власть, чтобы вступить в качестве сотников и полковников в управление общественными землями и имуществом, постепенно трансформированными в личную собственность. Утрата консолидирующих целей и мародерство привели к разделу мятежной Украины между Россией и Польшей, что углубило раздвоенность украинского самосознания. В результате от «руины» татарской, турецкой, польской, московской и своей междоусобной народ уходил с Правобережной Украины на вольную Слобожанщину.
Вторая Руина после Центральной Рады, позвавшей «против большевистской орды немецкое войско», и Директории характеризовалась небывалой анархией и междоусобицей за передел царской собственности между «белыми», «красными», «зелеными», «жовто-блакитными» и «гуляй-полем», эмиграцией многих украинцев в дальнее зарубежье. Полиэтническое население Слободской Украины, Донбасса и Новороссии не признавало власти Центральной Рады, объявившей эти территории частью Украины. Об этом свидетельствует, в частности, движение повстанческой армии батьки Махно. Местное зажиточное крестьянство было на стороне белого или повстанческого движения.
Третья Руина началась в конце ХХ века после неожиданно свалившейся независимости, за которую, кроме небольшого количества диссидентов, никто не боролся . Третья контрреформация затянулась по вине Москвы («москалей»). Оказалось слишком много советского народного добра, и потребовалось время, чтобы его уничтожить, разграбить или припрятать в олигархических сундуках. Руина хотя и является замедленной, но и самой опасной в украинской истории. В опьяненной свободой олигархической, но бедной коррумпированной стране идет междоусобная борьба организованных партийных группировок (ОПГ) во главе с олигархами за добычу и за влияние в управление государством. Страна трудовых мигрантов оказалась на мировой периферии и уже не может существовать без внешних заимствований. От низкого уровня и качества жизни естественная убыль населения превышает число погибших на исторических отечественных полях междоусобной брани.
В отличие от предыдущих Руин, лидером «современной» украинской контрреформации выступает провинциальные националисты в союзе с олигархами, ставшие Пятой колонной Запада. В недавнем прошлом оранжевая власть взяла на вооружение галицкий национализм, характеризующийся подменой реальной географии мифологической. Впервые в украинской истории в качестве внешней разрушительной силы выступили и выступают Соединённые Штаты, которые в отличие от Османской империи имеют богатый опыт создания зон хаоса на Евразийском континенте и Арабском Востоке.
Бунт миллионеров против миллиардеров, по чьей-то глупости названный оранжевой революцией, отбросил страну назад. Власть, игнорируя геополитические, социокультурные и конфессиональные рубежи, одновременно устремилась в общеевропейский дом и к стратегическому партнерству с Соединенными Штатами. Если война в Ираке на долгие годы скомпрометировала американскую демократию на Большом Ближнем Востоке, то оранжевая революция успешно выполнила эту задачу в Восточной Европе. «Честная» оранжевая демократия больше напоминала пародию на «белое братство», только вместо богини Марии Дэви Христос на дорогостоящих рекламных щитах появились лики непорочной Марии Магдалины оранжевой революции, а партийцы в торжественных случаях облачались в белые одеяния с искусственным пурпурным сердцем на груди. Оранжевый Майдан показал, насколько близко проходит опасная граница раскола, тенденции к которому закладывались с первых лет самостийности.
Провинциальных националистов, присвоивших себе звание демократов, сменила партия крупного капитала. Придя к власти, она бросилась к очередному дележу добычи, забыв, что должна в первую очередь отвечать за государственное управление, а не за приумножение «шкурного» бизнеса.
Украина последовательно шла к Третьей Руине все годы независимости. Понятие «демократия» в соответствии со старой большевистской традицией использовалась и используется оппозицией в качестве булыжника (орудия пролетариата) в борьбе за власть. Если «оранжевую революцию» называли бунтом миллионеров против миллиардеров, то в основе нынешнего опасного «евроинтеграционного» затянувшегося спектакля называют бунт самостийных олигархов, прописанных на Западе, которые с помощь принадлежащих им центральных телеканалов пытаются всю страну поставить на дыбы, чтобы решить свои очередные «шкурные» проблемы.
На митинге «Сохраним Украину», состоявшемся в Киеве на Европейской площади, выступил премьер-министр Украины Николай Азаров: «Для меня как для премьер-министра Украина одна, и беда, что на востоке, что на западе, на юге и на севере — это общая беда. Не надо разделять Украину, не надо строить баррикады. Надо понимать, что у нас и цели и задачи общие… Когда мы принимали решение остановить ассоциацию (с Евросоюзом), мы думали о вас. Мы поняли, что подписание сделало бы нас банкротами. Нам надо восстановить торговые отношения с Российской Федерацией. И, наконец, после долгих переговоров мы договорились об устранении всех противоречий с Россией».
Украина уже дважды в прошлом теряла государственность и в третий раз подошла к последней черте. Необходимо вовремя остановиться.
Если Вам понравилась публикация на Портале «Институт геополитики», читайте новые статьи в моем электронном журнале «Геополитика. Геоэкономика. Геофилософия».
Третья Руина в истории украинской государственности
Киевский Майдан и Пятая колонна Запада
О последствиях «Вильнюсского саммита» и киевского Майдана. Кто виноват, и что делать?
Украина. Европейский тайм-аут
1 Орест Субтельный Украина. История. — Киев: Лебедь, 1994.
2 Владимир Дергачев Третья Руина. — Всеукраинская газета «День», №87, 19 мая 2001года
Владимир Дергачев Воспоминания о будущем украинской государственности. — Еженедельник «2000» № 3, 19 - 25 января 2007 года.
Вверх
«Геополитика сверхдержав»