Обсудить статью в дискуссионном клубе
Питирим Сорокин. Университеты. «Госпожа Удача продолжила улыбаться мне»
Владимир Дергачев 20.02.2022
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/.jpg
Сорокин — секретарь Александра Керенского и главный редактор газеты «Воля народа».
Единственным человеком, которого Питирим знал в Санкт-Петербурге, был его друг из коми-села Римье Павел Коковкин, переехавший в российскую столицу около двух лет назад. Он занимал угол комнаты в старом многоквартирном доме. Жильцы квартиры приняли нового постоялица, а за ужином земляк посоветовала повесить объявление на парадном входе в здание с предложением репетиторских и секретарских услуг по очень низкой цене. Это решение оказалось удачным, и Питирима уже на следующий день нанял репетитором к своим сыновьям, ученикам первого класса гимназии, конторский служащий центральной электростанции. В качестве платы за уроки была предоставлена возможность жить в комнате с учениками, вместе завтракать и обедать. Для начала освоения столицы был неплохо, репетиторские обязанности, имея угол и двухразовое питание, оставляли достаточное время Питириму для дальнейшего образования.
Из-за отсутствия денег он решил использовать возможность бесплатно поступить на Черняевские курсы, основатель которых господин Черняев был выходцем из Вологодской губернии и симпатизировал эсерам, а одним из преподавателей являлся его близкий друг философ, этнограф и писатель Каллистарт Жаков, первый из коми, получивший звание университетского профессора. К нему за помощью и отправился Питирим, заявив при встрече, что «приехал от коми народа к коми профессору».
Для поступления в университет ему был нужен аттестат зрелости, и профессор устроил земляка на Курсы. Таким образом, всего за два дня пребывания в столице благодаря добрым и отзывчивым людям «удалось найти жилье, хлеб насущный, поступить в вечернюю школу, чтобы продолжить образование». Как резюмирует Питирим Сорокин, «В эти дни непостижимым образом госпожа Удача, кажется, улыбалась мне».
Первый визит к профессору-земляку положил начало длительной и тесной дружбе с супругами Жаковыми, особенно помогавшими Питириму на протяжении первого года жизни в Санкт-Петербурге. Они также ввели его в круг философов, литераторов и людей искусства. Позже вместе с Жаковым Сорокин совершил несколько экспедиций по Печорскому краю, изучая этнографию коми народа.
В петербургской квартире Жаков ежемесячно проводил литературные вечера, собиравшие либеральных писателей, поэтов, студентов и политических деятелей. Частым гостем был Питирим Сорокин, который здесь впервые встретился и познакомился со своей будущей женой,интеллигентнойи красивой курсисткой Бестужевских высших женских курсов Еленой Баратынской, дочерью потомственного дворянина, земского врача. На вечерах гости пили чай с бутербродами, слушали музыку или литературные произведения, спорили на разные темы.
В статье «Моя жизнь с Питиримом Сорокиным», его супруга, Елена Баратынская, вспоминает, как во время одного из таких вечеров внезапно нагрянула полиция. В квартире провели обыск и составили список всех присутствующих. Жандармский офицер, проверив удостоверение её личности, задал вопрос: «Как получилось, что такая красивая молодая женщина оказалась в компании лиц, занимающихся подрывной деятельностью?» На это Елена в резкой форме ответила, что она предпочитает общество именно этих людей. В тот раз никого не арестовали, и после окончания вечера Питирим проводил девушку домой.
26 мая 1917 года Питирим Александрович и Елена Петровна поженились. Свадьбу, которую Сорокин назвал «революционным бракосочетанием», сыграли в перерыве между митингами и другими революционными мероприятиями. Короткая церемония венчания в церкви, полчаса на свадебный обед с друзьями — жених-эсер торопился на встречу с товарищем по партии, военным и морским министром Временного правительства Александром Керенским. Через неделю после венчания супруга отправилась в летнюю ботаническую экспедицию, а Питирим окончательно погрузился в революционный вихрь, был занят работой в газете и Исполкоме Советов крестьянских депутатов.
Три семестра вечерней школы (Черняевских курсов) со свободным посещением лекций и уроков значительно облегчили путь Питирима Сорокина к достижению университетского образования. Большинство преподавателей были профессорами, и их лекции мало отличались от их курсов в высших учебных заведениях.
В Санкт-Петербурге продолжилась дружба с Николаем Кондратьевым, с которым они вместе учились в церковно-учительской семинарии. Откуда несколько месяцев спустя после исключения Питирима «Кондратьева тоже вышибли за революционную деятельность. Зная о том, что я посещаю Черняевские курсы, он также приехал в Санкт-Петербург и был принят в школу с весеннего семестра 1908 года. Осенью того же года мы сняли комнату (вместе с еще одним коми студентом), и с тех пор мы с ним жили вместе на протяжении нескольких лет нашей учебы, в том числе и в университете. Впоследствии он стал известным и заслуженным профессором экономики и руководителем высокого ранга в министерстве сельского хозяйства, как в правительстве Керенского, так и при коммунистах. В советское время его несколько раз пересаживали из высокого кресла в тюрьму и обратно», пока он не погиб в сталинских лагерях.
Как воспоминал Питирим Сорокин о жизни в российской столице, «Мое умственное и духовное развитие шло не только за счет занятий на курсах, но и благодаря приобщению к великим ценностям, собранным в Санкт-Петербурге. В те годы я как губка жадно впитывал бессмертные достижения человеческого гения в науке и технике, философии и изящных искусствах, этике и праве, политике и экономике. Любой большой город накапливает не только пустые и ядовитые псевдоценности, но и огромное богатство универсальных, вечных и бессмертных ценностей мысли и духа… В этом смысле любой большой город дает человеку возможности и для развития, и для деградации, и для облагораживания».
Накопленные научные знания, более близкое знакомство с философией и революционно-социалистическими теориями показали Питириму Сорокину путь для создания нового мировоззрения. Первые годы в столице, включая учебу на Черняевских курсах, оказались весьма продуктивными для нравственного и умственного развития юноши из глубокой провинции, но для университетского образования необходимо было иметь свидетельство об окончании гимназии. В феврале 1909 года Питирим Сорокин выезжает в Великий Устюг, чтобы подготовиться к выпускному экзамену за гимназический курс. Живя в доме тети Анны и дяди Михаила, он мог заниматься, что обошлось значительно дешевле, чем в Санкт-Петербурге. Пробыв в Устюге несколько месяцев до и после экзамена, он сдал его в мае 1909 года «на все пятерки» (так он пишет в воспоминаниях). Вероятно, память с годами подвела, сохранилось свидетельство об окончании им экстерном Великоустюжской мужской гимназии, в котором записано:
«Дано сыну мещанина Питириму Александровичу Сорокину православного вероисповедания, родившемуся в Яренском уезде Вологодской губернии 23 января 1889 г., обучавшемуся в Хреновской церковно-учительской школе Костромской губернии в том, что он в мае и июне сего 1909 г. подвергался испытанию зрелости в Велико-Устюгской мужской гимназии и оказал на сем испытании нижеследующие познания:
В Законе Божием - отличные (5)
Русском языке с Церковно-славянским и словесности - хорошие (4)
Философской пропедевтике - отличные (5)
Латинском языке - хорошие (4)
Законоведении - хорошие (4)
Математике - хорошие (4)
Математической географии - хорошие (4)
Физике - хорошие (4)
Истории - отличные (5)
Географии с природоведением - отличные (5)
Французском языке - отличные (5)
Г. Великий-Устюг Вологодской губ. Июня 4-го дня 1909 года»
Обратим внимание, что в перечне дисциплин, две по географии. Это смотрится забавно на фоне современных телевизионных новостей, когда министр иностранных дел Великобритании Лис Трасс грозила Москве не допустить оккупацию Ростовской и Воронежской областей российскими войсками. Или, вспоминая незабвенную Джен Псаки (ныне пресс-секретаря Белого дома), отравлявшую в недавнем прошлом военные корабли к берегам Белоруссии.
Аттестат об окончание курса гимназии позволял поступать в любой российский университет на выбор, но оставалось еще одно препятствие, необходимо было получить «свидетельство о благонадежности», предоставляемое властями. В сентябре 1909 года вернувшись в столицу, Питирим Сорокин смог это сделать и после некоторых колебаний, решил поступать не в Санкт-Петербургский университет, а в недавно открытый Психоневрологический институт. Программа обучения в нем казалась более гибкой при высоком качестве профессорско-преподавательского состава. Институт предлагал интересующие его курсы лекций по социологии, читаемые двумя учеными с мировой известностью, — М. М. Ковалевским и Е. Де Роберти, тогда как в университете этой дисциплине не обучали. Студенты института казались Сорокину более активными и революционно настроенными и в основном были, как и он, выходцами из рабоче-крестьянских сословий. Это и определило выбор, осенью 1909 года Питирим стал студентом Психоневрологического института.
Вместе с Николаем Кондратьевым и его младшим братом они снимали комнату в старой квартире, где три другие комнаты занимали трое юношей-студентов, две курсистки с Бестужевских курсов и хористка Народного дома. Плата за жилье составляла всего несколько рублей в месяц. Обычной едой были чай с булкой и куском колбасы или сыра. Питание обходилось в 10-12 рублей в месяц, а всего на месяц хватало 25-30 рублей, что обеспечивало жизненное существование. Со временем доходы и материальный уровень улучшались. На следующий же год Питирим уже получал солидную стипендию в университете, затем стал ассистентом и преподавателем. Первоначальный скромный уровень жизни никоим образом не помешал, «наслаждаясь жизнью во всем ее богатстве, ощущать себя молодыми и полными сил».
Психоневрологический институт (ныне Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева) — старейшее в России научно-исследовательское и клиническое учреждение, организованное для научной разработки психологии, психиатрии, неврологии и других дисциплин, изучающих психику человека.
Несмотря на плодотворные занятия в Психоневрологическом институте, в конце первого года учебы Питирим покинул его и поступил в 1910 году в Санкт-Петербургский университет, где ему назначили стипендию за отличные и хорошие оценки в аттестате зрелости и на экзаменах в институте. Он вспоминал, «Этой стипендии хватало не только на покрытие платы за обучение, но и на жизненные расходы. Госпожа Удача продолжила улыбаться мне».
До революции 1917 года в университете не было ни факультета социологии, ни курса лекций по социологии. Несмотря на отсутствие официального признания этой науки, многие социологические проблемы обстоятельно рассматривались в лекционных курсах, посвященных праву, экономике, теории и философии истории, политическим наукам, криминологии и этнографии. Большинство таких курсов читалось на юридическом факультете, что и определило выбор Сорокина. Среди профессоров факультета, помимо Михаила Ковалевского, были Леон Петражицкий, один из самых великих ученый в области морали и права двадцатого столетия, Михаил Туган-Барановский, всемирно известный экономист, особенно много занимавшийся циклами деловой активности, проблемами социализма и теорией стоимости.
Студент Сорокин проявлял активность на семинарах, высказывал не только высокие оценки научного вклада учителей, но и критиковал слабые места их теорий, предлагал некоторые собственные конструктивные идеи, это производило на профессоров благоприятное впечатление. Оно только усилилось благодаря первым публикациям Питирима в солидных научных журналах и изданию третьекурсником первого основательного труда «Преступление и кара, подвиги и награда» (1913). В результате профессор Ковалевский предложил должность своего приватного секретаря и ассистента в исследовательской работе, а профессор Де Роберти - ассистента на его курсе и соредактора серии «Новые идеи в социологии». В то же время Петражицкий и Бехтерев пригласили Сорокина быть соредактором «Новых идей в правоведении» и «Вестника психологии и криминальной антропологии».
В 1914 году Питирим Сорокин окончил Санкт-Петербургский университет, имея диплом первой степени (бакалавра). По окончании университета ему предложили остаться при кафедре для подготовки к профессорскому званию. Хорошая стипендия, предоставленная на четыре года подготовки к степени магистра и званию приват-доцента, обеспечивала жизнь и давала возможность заниматься наукой. Поскольку социологии не было в списке университетских дисциплин, Сорокин после некоторых колебаний временно остановился на уголовном и конституционном праве.
Учеба в университет не помешала заниматься революционной деятельностью и как следствие в марте 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие династии Романовых, активный член партии эсеров Питирим Сорокин был арестован в третий и последний раз при царском режиме и посажен в камеру предварительного заключения. Он ранее навещал сидевших здесь профессоров, студентов и революционеров, их краткосрочные «отсидки» были нормой в те годы. Как вспоминал Сорокин, с заключёнными обращались прилично и гуманно, чего нельзя было сказать о жестоких и негуманных методах большевиков: «Царские тюрьмы можно назвать чистилищем в сравнении с адом коммунистических тюрем и лагерей». Через непродолжительное время он вышел на свободу из следственной тюрьмы и вернулся к прежним занятиям и полновесной жизни.
Приготовление к профессорскому званию в российских университетах примерно соответствовало аспирантуре в американских учебных заведениях. От молодых ученых не требовалось ходить на лекции и семинары, сдавать какие-либо экзамены или выполнять курсовые работы. Им было необходимо лишь сдать устный экзамен на степень магистра. Подавляющее большинство всех кандидатов на звание профессора должны были вначале сдать устный экзамен, а затем представить и успешно защитить магистерскую диссертацию. Только в очень редких случаях, когда выходящий на защиту магистерской диссертации ученый уже был хорошо известен, ему иногда присваивали сразу степень доктора, руководствуясь его значительными достижениями и выдающимися результатам. Так случилось с великим русским философом Владимиром Соловьевым. Получив степень, магистр мог поступить в любой университет в качестве приват-доцента и вести лекционный курс или семинар в своей области.
Зарплата лекторов из числа приват-доцентов была много ниже, чем у ординарных профессоров. Но если приват-доцент был выдающимся ученым и популярным лектором, он часто имел больше студентов, записывающихся на его курс, и, соответственно, больший доход, чем у менее знаменитого полного (ординарного) профессора. Из-за более жестких требований к кандидатам на степень магистра, чем требования к будущим докторам философии в Америке, большинство русских профессоров имели только магистерскую степень. Степень доктора присуждалась лишь выдающимся профессорам, чьи диссертации имели гораздо большее научное значение, чем магистерские диссертации. Диссертации на обе степени обязательно представлялись в виде значительных опубликованных работ, устный экзамен не предусматривался для докторской степени.
Питирим Сорокин рассчитывал в качестве диссертационной работы представить труд «Преступление и кара, подвиг и награда», опубликованный в 1913 году. Предварительные отзывы профессоров нескольких университетов были большей частью благоприятными. Для защиты была создана комиссия в феврале 1917 года. Но из-за русских революций (Февральской и Октябрьской) защита в 1917 году магистерской диссертации не состоялась. В 1918 году большевики отменили ученые звания и степени, но их присвоение было восстановлено в конце 1921 года. Как пишет Питирим Сорокин в воспоминаниях, он представил уже два изданных тома «Системы социологии» в качестве докторской диссертации. Они были изданы в 1920 году благодаря друзьям и сочувствующим его политическим взглядам и общественной позиции. В типографии тайно осуществили набор книги, подделали разрешение цензуры, отпечатали по несколько тысяч экземпляров каждого тома, а затем быстро распространили и распродали весь тираж. Когда власти узнали об издании, они распорядились конфисковать отпечатанные экземпляры, но было уже поздно. Чекисты пытались арестовать Сорокина и издателя, но они на время скрылись.
Социология вошла в число изучаемых в Петроградском университете дисциплин при Временном правительстве Керенского в 1917 году, а в 1919-1922 годах была образована кафедра социологии во главе с Питиримом Сорокиным. Специальная университетская комиссия одобрила его диссертационную работу и назначила 22 апреля 1922 года публичную защиту.
Дебаты на защите продолжались в общей сложности шесть часов и закончились тайным голосованием профессоров факультета. Диссертация была признана удовлетворительной необходимым требованиям, «многочисленная публика наградила диспутанта долго несмолкаемыми аплодисментами». Последующие события показали, что дата публичного диспута была выбрана удачно. Большевистская власть в сентябре 1922 года приняла решение выслать за границу ученых-гуманитариев, идеологических врагов режима. См.: «Философский пароход».
В комментариях социолога А. В. Липского к воспоминаниям Питирима Сорокина отмечается, что в 1922 году состоялась защита не докторской, а магистерской диссертации. Для всего мира ученый был и остается доктором социологии, его вклад в эту науку стоит трудов многих профессоров. Однако на самом деле он никогда не имел степени доктора наук. Но его авторитет в научных кругах в эмиграции был столь высок, что на эту формальность никто не обратил внимания. Со временем и сам ученый свыкся со своим новым статусом. Однако, через много лет в своих воспоминаниях «он решил исправить маленькой хирургической операцией ключевую цитату из опубликованного в 1922 году отчете о защите диссертации».
Одного таланта и образования недостаточно для восхождения по социальным лифтам. На своем жизненном пути Питирим Сорокин часто встречал добрых, отзывчивых и бескорыстных людей, которые способствовали его восхождению на мировой научный Олимп. И не случайно, как может для многих показаться, в зрелые годы он создает Гарвардский исследовательский центр по созидающему альтруизму.
Источники:
Питирим Сорокин Дальняя дорога. Автобиография. Предисловие и примечания социолога А.В. Липского. — М.: Московский рабочий; ТЕРРА, 1992. https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/234529-3-pitirim-sorokin-dalnyaya-doroga-avtobiografiya.html#book
Комментарии и примечания
М. Б. Глотов О несогласованности биографических данных российского периода жизни П. А. Сорокина: критический анализ. — https://ecsocman.hse.ru/data/2012/07/23/1265213954/Glotov.pdf
Питирим Сорокин. Американец с Русского Севера, крупнейший социолог двадцатого столетия
Питирим Сорокин. Малая Родина. Русский Север, «собор живой природы» и «Богом данной красоты»
Питирим Сорокин. Семинария. Смена мировоззренческих установок и первый опыт революционной деятельности
Питирим Сорокин. Университеты. «Госпожа Удача продолжила улыбаться мне»
Питирим Сорокин. Ломоносов двадцатого столетия, чудом не сгоревший в пламени революции и изгнанный из Отечества
Питирим Сорокин. Вынужденная эмиграция к вершинам мирового научного Олимпа. Гарвардский университет. Кузница миллиардеров и Нобелевских лауреатов
Питирим Сорокин. «Властолюбие — самый опасный порок». Пророк не в нашем Отечестве
Питирим Сорокин. Ближний семейный круг любви и альтруизма: университет в миниатюре
«Геополитика сверхдержав»