Обсудить статью в дискуссионном клубе
Карен Свасьян. Философ, давший современный пророческий диагноз Западу
Владимир Дергачев 05.05.2022
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/44/Karen-swassjan.jpg
Карен Свасьян является одним из самых ярких современных европейских философов, глубоко понимающим классическую немецкую философию. Его по праву можно считать и представителем геофилософии, предпринявшим проницательную попытку глубже понять наступившую глобальную геополитическую трансформацию мира (Запад – Восток). По его убеждению крайность Запада проявляется в пренебрежении традиции, истории и в безумном форсировании будущего.
Профессор, доктор философских наук Карен Аревич Свасьян (род, 1948, Тбилиси, Грузинская ССР, СССР) — европейский философ, или точнее советский, армянский, русский и немецкий философ, мыслящий и пишущий в основном на русском и немецком языках; историк культуры, переводчик и антропософ. Окончил Ереванский государственный университет, в 1993 году эмигрировал из Армении в Европу, живет и работает в швейцарском Базеле, читает лекции во многих европейских университетах. Из-за трансформации мышления в отношении Запада его иногда сравнивают с Александром Зиновьевым.
Карен Свасьян один из переводчиков, автор комментариев к двухтомному собранию сочинений Фридриха Ницше на русском языке (1990). Емупринадлежит блестящий перевод 1993 года первого тома и вступительная статья (мини монография) к фундаментальному труду «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории» немецкого философа Освальда Шпенглера (1880 – 1936)1, впервые изданного в 1918 году. Мыслитель связывал закат европейской цивилизации с углублением бездуховности общества, отставанием нравственного прогресса от технологического прогресса и с ростом мировых космополитных городов. Философ был сторонником культурно-исторической теории развития, отрицал прямолинейный прогресс. Один из основных лейтмотивов «Заката Европы» — единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Каждая культура есть «организм», обособленный от других ему подобных. Умирая, культура перерождается в цивилизацию массового общества или мертвую «протяженность», наполненную бездушным «интеллектом». Решающее влияние на формирование философских мыслей Шпенглера оказали труды Фридриха Ницше, особенно «Заратустра».
Шпенглер выделял восемь локальных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую и византийско-арабскую, западноевропейскую и культуру майя, предсказывал рождение русско-сибирской культуры. Ученый настаивал на познавательной непроницаемости различных культур, его историческая модель допускает развитие только в пределах данной культуры. Срок жизни культурного организма исчисляется в тысячелетие. В этом смысле окончательный «закат Европы» следует ожидать после 2200 года. Шпенглеровская полифония предупредительных сигналов переросла в миллионы жизней, заплаченных за построение земного рая. Философ попытался приблизиться к порогу духовного мира, к вратам истины, не доступным рационалистическому складу ума. «Закат Европы», написанный пророком в своем отечестве, остается одной из самых актуальных и в начале двадцать первого столетия.
***
Карен Свасьян предпринял наиболее проницательную попытку, чтобы глубже понять наступившую глобальную геополитическую трансформацию мира (Запад – Восток). По его убеждению крайность Запада проявляется в пренебрежении традиции, истории и в безумном форсировании будущего, то опасность Востока в наркотическом пребывании в прошлом, в традиционных религиозных и бытовых формах вчерашнего дня2.
Армянские корни философа позволили на примере своей Большой Родины увидеть «трагику метания между Западом и Востоком» Древней Армении, пережившей это задолго до России, ставшей её протомоделью. Несмотря на смертельный риск, Армения в течение веков не примкнула однозначно не к Византии или к Риму, к Персии или к Турции. Армянский народ проявил самобытность во всем, включая религию, архитектуру и алфавит. В XI веке это кончилось трагической утратой государственности. Только с XIX века Армения вновь дает о себе знать за счет появления русской Восточной Армении в отличие от Западной Армении, ориентированной на Францию, Англию и Америку. Если бы в XIX веке Армения не присоединилась к России, то её практически не было, как и в предшествующие века.
После распада Советского Союза Армения вновь оказалась в трагической ситуации стояния между Россией и Западом, обострённой проблемой существования нации как таковой. Выяснилось, что очень легко жить в условиях, когда тебе даруют университет и академию, театр, территории, электрификацию, масло и хлеб, заводы, гимн и конституцию... «И ты живешь, по большому счету не испытывая неудобств, живешь больше кажимостью, чем сущностью. ...И вот наступает время, когда все эти иллюзии рассеиваются. Возникает ситуация голого короля: платья сдирают с тебя, оставляя лицом к лицу с самим собой. И судорожные цепляния Армении за США или за Турцию, Иран или ту же Россию в том виде, в каком она есть сейчас, напоминают мне потуги утопающего, который хватается за каждую соломинку и который не может выдержать своей обнаженности». Армянам, вновь оставшимся наедине с собой, оказалось, очень сложно это пережить. В защищенности наносных форм можно было смело и мужественно махать кулаками. «Но реальность такова, что нацию не определяют ни количество людей, ни общий язык, ни территория. Нацию определяет наличие единой идеи. Нет идеи — нет нации». По мнению философа, национальной идее нет, не только в Армении, но и во Франции, Германии...
***
Карен Свасьян, многие годы живущий в Базеле, оценивает трансформацию современной Европы как свидетель, очевидец: «Давно уже нет того Запада. Нет той Европы, она испарилась. Очень трудно на эту тему говорить, потому что есть такой феномен, конечно, в несколько сюрреалистическом смысле: «человек мёртв, но он этого не знает». И поскольку он этого не знает, то продолжает, как ни в чём не бывало жить. А фундаментальные связи распались. Люди живут чисто механически, не рефлексируют. Просто живут «вперёд», не задумываясь над тем, что это такое. Это страшно»3.
Триумф Запада после распада СССР, конец истории и окончательная победа либерализма по наивному мнению американского философа со странной фамилией Ёсихиро Фукуямы оказались пустым звуком. Карен Свастьян до отъезда из Еревана в Европу застал эйфорию после развала Советского Союза. «Тогда либералы и в России, и на Западе несли ерунду, чистейшую, "оскорбительно ясную", как говорил Ницше. Они считали, что устранение Советского Союза — это их победа, но их поверхностное плоское сознание не вмещало того факта, что гарантия их успеха, процветания, жизненных плюсов как раз и лежала в СССР. Тогда был создан миф, что на Западе хорошо, а СССР — империя зла. Так эту "империю зла" им надо было лелеять как зеницу ока!»
Запад, оставленный наедине с собой, в 1945-м воевал с Гитлером, а оказалось, что и с Гегелем, у которого ему следовало бы поучиться. Например, тому, что тезис нельзя путать с синтезом. «Убрав Советский Союз, который европейцы считали антитезисом, они остались тезисом, совершенной односторонностью, но приняли этот тезис за синтез. И с 1991 года уже только пожинали плоды этой ошибки!» Друг Макса Вебера, немецкий лютеранский теолог и философ культуры Эрнст Трёльч сформулировал для многих неожиданную вещь: «Закат Европы» Шпенглера поспособствовал реальному закату Европы».
Карен Свасьян по-медицински устанавливает историю смертельной болезни Европы.
В новейшей истории, еще в первой половине XX века Европа была самодостаточной во всех сферах, от науки до искусства. Но после Второй мировой войны там оказались пришельцы — американцы, которые не понимали и не понимают Германии.
Карен Свасьян обращает внимание, что из всех европейских стран Россия больше всего была связана с Германией. С начала XIX века об этом свидетельствует и русская философия. Даже после двух разрушительных мировых войн «симпатии русской души к немецкому началу не исчезли». Такого отношения нет к французской культуре, хотя в России восхищаются её шармом, об англичанах вообще можно не говорить.
«Есть одна старая мысль, встречавшаяся ещё с Гердера, ученика Канта, (и Бисмарк её тоже повторял): настоящее будущее Европы принадлежит союзу германцев и славян. Гердер писал, что между немцами и французами — пропасть, в отличие от немцев и славян. И доказывал это в том числе языковыми фактами», говорящими об их глубинном родстве.
Недаром «коллективный Запад» непрерывно, с XIX века, боролся против возможного соединения Германии и России. А немцев после 1945 года уже нет как нации: «Коллективный Запад» переломил им хребет. На месте Германии какая-то пустота, своего рода вакансия…Германия стала политической марионеткой, а в духовном смысле она иссякла в результате хозяйничанья американцев». По мнению философа, в свою бытность премьер-министр Франции Жорж Клемансо дал лучшее определение США: «Америка перешла из варварства в декаданс, минуя культуру». «И сейчас это практически дикари, которые отличаются от папуасов лишь тем, что те втыкают палки в землю и танцуют вокруг них, а эти сидят на конференциях с ноутбуками. Эта субстанция невежества убила Европу. У неё не хватило сил противостоять ей духовно».
В Германии, рассуждает Карен Свасьян, сохранились интеллектуалы, осознающие необходимость встречного движения, создания трансъевропейского моста, но «они в загоне, они подпольщики». Их преследуют сторонники тотальной демократии и псевдосвободы.
«Победившая леволиберальная тусовка совершенно нетерпима к чужому мнению, нормальной дискуссии… Под знаком якобы терпимости они абсолютно нетерпимы. И их так называемый антифашизм — просто прикрытие для аморального жулья «с цепким инструментарием электронного контроля. Сквозь их неотроцкистский прессинг настоящим мыслителям не пробиться. Идёт настоящий погром европейской культуры!».
Философ убежден, что «скорее всего, придётся рассчитывать на влияние и помощь России. Только оттуда в Европу придёт спасение». Русский философ и поэт Владимир Соловьёв незадолго до смерти вспоминал свой юношеский разговор с отцом, который говорил ему, что, хотя погибла Римская империя, у неё появились наследники (готы и иные так называемые варвары), и из них как раз и возникла Европа. А сейчас, спрашивал Соловьёв, если Европа рухнет, кто придёт ей на смену — неужели гавайцы, которые съели капитана Кука?» Европу «некому заменить, кроме России…»
Карену Свасьяну принадлежат точные характеристики цунами бездумной демократии в современной России. С эпохи Петра Великого Россия была влюблена в Европу (там было во что влюбиться), однако российскому обществу был привит не очень хороший комплекс неполноценности. В последующие два века это набирало свою силу, а во второй половине двадцатого столетия это аукнулось, начиная со знаменитого хрущёвского лозунга: "Догнать и перегнать Америку!" (преимущественно по мясу и молоку). Речь шла сугубо о материальной цели, тогда как в прошлом для русской интеллигенции была притягательна европейская культура. И этот импульс догоняющего развития в России остался: «Но если надо догонять, значит, ты плетёшься сзади».
«Варвары, которые "настоялись" на всём цивилизованном, в определённый час выходят на первый план. И сейчас Россия должна задавать тон, чтобы мир понял: Третий Рим — не пустой звук». Надо понять, что на Западе наступила принципиально новая эпоха «постправды». Это последовательно и целенаправленно практикуется на «коллективном Западе» и в политики и в культуре, целенаправленно рассчитывая не на факты, а лишь на чувства и эмоции аудитории. Например, заурядное «дело Скрипалей» стало ярким примером сфабрикованного абсурда. И теперь, когда мир «учат» Великобритания, Германия, Франция, нужно понимать степень и уровень этого массированного наступления на Россию — когда вместо фактов и доказательств только "хайли лайкли". Карен Севастьян сослался на проницательный прогноз Ницше: «Еще сто лет газет, и все слова станут смердеть». И эпоха пиара, рекламы и лживой журналистики действительно наступила.Философ выносит вердикт: «России сейчас догонять некого и равняться не на кого. Это в XIX веке нам ещё было на кого равняться, да и то с натяжкой. А сейчас — не на кого».
Некоторые труды и интервью Карена Свасьяна, имеющие большое значение для геофилософии:
Фридрих Ницше: Мученик познания. — Фридрих Ницше, Соч. в 2 томах. Том 1. — М., 1990 (Вступительная статья).
Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Освальд Шпенглер: Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. — М., 1993 (Вступительная статья).
Европа. Два некролога. — М., 2003.
О конце истории философии, 2005.
Растождествления. — М.: Evidentis, 2006.
Человек в лабиринте идентичностей. — М.: Evidentis, 2009.
Карен Свасьян Россия и демократия. Час челеди. http://www.rvb.ru/swassjan/rastozhdest/04.htm
Карен Свасьян. Два интервью Дмитрию Фьюче (в Москве 28 мая 2005 года и в Базеле 20 февраля 2011 года). https://coollib.net/b/336891-karen-araevich-svasyan-dva-intervyu
Europa. Zwei Abgesänge. EM Edition Morel, Dornach 2018.
Европа во тьме. «Кому достанется Европа. «Запад не владеет собой…». Интервью философа Карена Свасьяна главному редактору телеканала День ТВ Андрею Фефелову. 11.03. 2022. https://zavtra.ru/blogs/evropa_vo_t_me
Геополитическая трансформация мира. Главные фронты в эпоху глобальной нестабильности и постправды
«Закат Европы» входит в решающую стадию
Карен Свасьян. Философ, давший современный пророческий диагноз Западу
1 Карен Свасьян Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Освальд Шпенглер: Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. — М., 1993 (Вступительная статья, с. 5 - 122).
2 Карен Свасьян Ориентация на Запад есть ориентация на безумие. Интервью опубликовано в газете “Новое Время”. 02.09.2000 http://www.karenswassjan.com/Interviews_orientation.htm
3 Карен Свасьян Европа во тьме.«Кому достанется Европа. «Запад не владеет собой…». Интервью главному редактору телеканала ТВ День Андрею Фефилову 11.03.2022. https://zavtra.ru/blogs/evropa_vo_t_me
«Геополитика сверхдержав»