logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

Новые статьи здесь

Другие статьи:
Европейский Союз после Brexit. Чем крепче поцелуи, тем меньше денег
Нешелковый путь Черноморья
«Европейская мечта» Украины
Утешительный проект «Восточного партнёрства»
«Восточное партнёрство». Финиш антиевропейского проекта Европы
Аджария. «Жемчужина Грузии». Бульдозером по геополитике
Мировая туристическая индустрия
«Золотая эра» китайско-британских отношений
Великий Морской Шелковый путь
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Иммануил Кант. Путешественник, открывший Великий океан, берега которого еще не удалось достигнуть никому
Западный геополитический форпост России
Почему провалился евроинтеграционный «Дранг нах Остен»?
Путешествие в никуда между Петербургом и Москвой
Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих Родину
Первая мировая религиозная война
Украина. Третья Руина. Национальна идея под кого залечь и её последствия
Взрывоопасная «серая зона» Европы
Российская «имперская» геополитика
Восточная Европа в эпоху глобальной нестабильности
Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Европейский Союз. Путь с вершины только вниз. Раскалённые рубежи Европы
Американская геополитика исключительности и «просвещенного» цинизма
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности. На главных фронтах
Болгария. От обороны Шипки до нового турецкого протектората?
Ближний Восток. Сирия. Турецко-сирийский вековой конфликт
Ближний Восток. Курдистан
Ближний Восток. Ирак. Последствия американской агрессии
Предательство арабов великими европейскими державами
Исламская цивилизация. Идеология панисламизма. Религиозный конфликт
Великая Антиохия. Форпост христианства. Родина имя «христиане»
Взрывоопасные геополитические проблемы Турции
Турецкая геополитика. Доктрина «ноль проблем с соседями» и Realpolitik
Украина. Страна трудовых мигрантов
«Прибалтийские тигры». Пешки и марионетки на геополитической шахматной доске
Молдова. Ассоциация с ЕС. Время подводить первые итоги
Профессор Владимир Дергачев. К 70-летию со дня рождения
Геополитические последствия кризиса в Греции
Республика Македония. Не признанная Грецией
Империя Александра Македонского. Глобальная геополитическая трансформация древнего мира

__________
Мировой геополитический цунами сепаратизма
Пиратская геополитическая технология «управляемого» хаоса
Вечера на Хуторе близ Европы и России
Геополитическая трансформация в Черноморском регионе
Проигранная битва за Мировой океан
Геополитика Мирового океана
Великий час океанов
Государство создают Властитель и Песня
Великая война. Первый смертельный инфаркт Европы
Афон. Монашеское государство Святой Горы
Невыученные уроки Крыма
Одесская Хатынь. Евроинтеграция по-украински
Демократическая «петля Анаконды» в степях Украины
Новый регионализм
Почему воскресла «Мертвая рука»?
Индия. Самая большая демократия мира
Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая
трансформация

Великие украинцы о выборе пути
Вирус национализма
Крымские рубежи вражды и мира
Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века

Главные геополитические события
Пелопоннес. Послание древних греков современному миру
Знание – геополитическая сила и стратегический ресурс государства
Почему при лучшем в мире президенте не прекращаются теракты?
Россия модернизирует вооруженные силы
Третья Руина в истории украинской государственности
Киевский Майдан и Пятая колонна Запада
Украина. Европейский тайм-аут
К новой системе региональной безопасности на Южном Кавказе
Великий кормчий
Города-призраки на службе китайской геополитики
Мировое нашествие китайцев
Аморальное стремление к «богатому пузу» Запада
Смертельные обширные инфаркты Европы
Европейский протекторат Америки
Когда наступит «Закат Европы»?
Призрак коммунизма бродит по Европе
Почему Запад и Россия сходят с ума по-разному?
Геополитическая трансформация Латинской Америки Венецианская «империя» силы духа и духа наживы>
Гибель мировой секретной империи
Секретная сверхдержава
«Патриоты», обокравшие Россию
Красная Африка. «Кровожадный» неоколониализм Китая
Американский ангел хаоса на Африканском континенте
Обед в корчме на политическом кладбище
Словакия. Страна успешной «европеизации»
Страна вечной евроинтеграционной беременности
Постсоветская Балтия. Куда испарились балтийские тигры?
Кавказ. «Солнечное сплетение» Евразии
Возможен ли евразийский брак по любви или несчастью?
Евразия в поисках Евразийского Союза
Центральная Азия на евразийских рубежах вражды и мира
2012. Главные геополитические события
Партия как рулевой криминально-коррумпированной власти
Кризис российской государственности
Чрезмерное торжество российской «модернизации»
Украина в новой геополитической архитектуре мира
Восточная Европа в новой геополитической архитектуре мира
Многопартнерская геополитика Турции
«Элита в законе». Обольщение богатством
Стратегическое бездорожье России
От лампочки Ильича к олигархическому капитализму, которому Россия «до лампочки»
Имперская геополитика. Великий час мировых империй
__________
Меткая стрельба мимо утраченных целей
Системный кризис. Смертельные ошибки советской власти
Падение советской сверхдержавы. Пророк не в нашем отечестве
Зона коммунизма. Университетский Храм науки и образования
Великий час сверхдержавы. Рождение наукоемкой индустрии
Великий час сверхдержавы. Тайны Атомного проекта
Великий час сверхдержавы. Союз советской власти и фундамен-тальной науки
Архитектура послевоенного мирового порядка.
Советская геополитика. Пакт Молотова – Риббентропа
Геополитические броски за горизонт. Всемирная революция
Великая Победа. Жестокий прагматизм жесткого времени (III)
Великая Победа. Логика и психология войны (II)
Великая Победа. Сила духа (I)
«Ангелы» оранжевого бунта и раскольники канонического православия
Великая смута. «Чернобыль души»
Почему Россия не Скандинавия?
Европейская Япония
Королевство коммунистического быта
Великий государственник (к 280-летию со дня рождения императрицы Екатерины Великой)
Мировая война за души людей Головокружение от одиночества сверхдержавы
Крушение мифа о сказочном Евраленде
Натовские мечты Голопузенко
Великий путь «Слезы Аллаха»
Мазепа. Европейский рыцарь или проклятый лях?
«Человек века» о выборе пути, «дикой и возбуждающей» украинизации
Как «не стать подстилкой для других наций»? Последний гетман Украины о выборе пути
Завещание бессмертного Гоголя
Главный геополитический ресурс России
Истоки кризиса украинской государственности
Борьба националистов за «жизненное пространство» советской Украины
«Украинский прорыв» к дефолту государственности. Третья Руина
Черноморский остров Змеиный в зеркале геополитики
Пути преодоления дефолта украинской государственности

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Бессмертный Дракон Поднебесной. Трижды закалённая силой духа держава1

Владимир Дергачев

https://i.pinimg.com/originals/ eabb.jpg

 

Владимир ДЕРГАЧЕВ БЕССМЕРТНЫЙ ДРАКОН ПОДНЕБЕСНОЙ. ТРИЖДЫ ЗАКАЛЁННАЯ СИЛОЙ ДУХА ДЕРЖАВА. — Международный «Молдавский журнал международного права и международных отношений» (на английском, молдавском и русском языках). 2024, №1, с 32 – 48. URL: https://rmdiri.md/assets/archive/2024-1-3.pdf.
Vladimir DERGACHEV IMMORTAL DRAGON OF THE HEAVENLY. A POWER THREE TIMES TEMPERED BY FORCE OF SPIRIT.
Vladimir DERGACHEV DRAGON NEMORAL AL IMPERIULUI CELEST. O PUTERE DE TREI ORI CALITĂ DE FORȚA DUHULUI. —  Revista Moldovenească de Drept Internaţional şi Relaţii Internaţionale Nr. 1 (Vol. 19), 2024.

 

Особенность долголетия Поднебесной
Западные ангелы Смерти
Трижды закаленный силой духа Китай
Социализм с китайской  спецификой на конфуцианском фундаменте
Великий поход к возрождению китайской нации
Уроки китайского
Литература

— В чем состоит управление государством?
— Это когда достаточно еды, оружия и есть доверие народа.
Можно исключить оружие и еду.
Когда ж народ не верит, то не устоять.
Конфуцианская мысль

«Китай... может преподнести миру дар. Этот дар
будет счастливым соединением западного динамизма
с традиционной китайской  стабильностью».
Арнольд Тойнби

 

Геополитическую трансформацию мира и смещение мировых полюсов развития с Запад на Восток  ведет к возрождению восточных цивилизаций. Это не только взлет китайского Дракона, но и других  азиатских регионов, в которых когда-то существовали могучие империи и мировые города.


Современный Китай — это Великий океан людей, его волны накрывают Вас с первых минут  пребывания на древней земле. Символом могущества Поднебесной   является Дракон,  а Дракон-черепаха — символом богатства. В китайских мифах и легендах особенно почитается и тигр, олицетворяющий силу, воинскую доблесть, властолюбие, суровость, отвагу и свирепость.


В зарубежных СМИ в отношении КНР ошибочно вместо «державы» используют термин «сверхдержава». Смысл величия Китая содержится в иероглифе «Поднебесная». Сверхдержав может быть несколько, а Поднебесная — одна. Сверхдержавы могут копировать друг у друга модель развития, а у Поднебесной в этом нет необходимости.

 
Великая китайская держава-цивилизация является самой протяженной во времени, её возрождение происходит на основе сочетания мировых достижений и местных культурно-исторических традиций, богатого философского наследия. В Поднебесной сохранились уникальные  древние рукописные книги, предназначенные  к трансляции смысловой  информации не только в линейном связанном виде, но и в электронной версии  гипертекстуального (нелинейного) интерактивного труда.


Многочисленные мониторинговые  зарубежные поездки  убедили автора, что, несомненно, чужой опыт  модернизации и преобразований нужно знать, но необходимо  помнить, что это опыт других государств. Но не будем торопиться, а последуем  мудрому совету  древней китайской пословицы: «Достоинствам  — подражать, на недостатках  — учиться».


Особенность долголетия Поднебесной


Главная особенность  последней из оставшихся древних цивилизаций — здесь  границы культуры, религии и государства в основном совпадают. История Китая — единственный в своем роде пример более или менее непрерывного развития державы-цивилизации  на протяжении четырех тысячелетий. В культурологическом аспекте  понятие  «китайцы» эквивалентно не «немцам» или  «французам», а западноевропейцам в целом. Блистательная культура средневекового Китая возникла на  развалинах  древнего мира, как западная цивилизация сформировалась на фундаменте античности. Условный термин «китайцы» перешел в русский язык с несколько  измененным   звучанием от названия одного из монгольских народов  киданей, завоевавших  частично Поднебесную.


Китай — последняя классическая империя с этнически разнообразным населением. Китайцы (ханьцы) составляют 94 %  общей численности населения при сравнительно небольшом удельном весе  народов других национальностей, среди которых уйгуры, монголы, тибетцы, маньчжуры, корейцы и группа народов, говорящих на тайских языках. Китайский народ сложился  в долине Великой реки Хуанхэ на рубежах  речного,  лесного и степного ландшафтов, заселяет, в основном, Великую Китайскую равнину. Другие народы, численность которых значительна по европейским масштабам — более 70 млн.  человек, расселены на  западе, севере и юге. Величина китайского  суперэтноса  всегда являлась гарантом его сохранения. Когда Поднебесная становилась добычей иноземцев,  попытка покорить страну заканчивалась ассимиляцией  победителей, их китаизацией в образе жизни и мировоззрении.


Мировоззрение  и менталитет традиционной китайской  цивилизации  сложился и стал  нормативным эталоном два тысячелетия назад, когда Земля только что облучилась  первыми лучами христианства, а ислам  еще не родился, и изменился с тех пор  незначительно. Стратегический геополитический ресурс Китая  заложен в  силе духа и стабильности исторической традиции,  в имманентной ориентации  на Великий порядок,  основанный на социальной гармонии и справедливости. В этом и заключается главный урок  китайского

 
Китай внес исключительный вклад в развитии философии,  истории, математики, географии, архитектуры, военного дела, литературы, изобразительного искусства, медицины и водного хозяйства. В древнюю эпоху китайцы первым в мире осуществили «зеленую революцию», повысив урожайность кукурузы,  риса и проса. Китайский шелк и фарфор выступал в качестве конвертируемой валюты (золота) и пользовался исключительной популярностью в мире.


Великий мыслитель  Конфуций, Учитель Кун (Кунцзы, 551 — 479 гг. до н.э.) является  основателем  китайской государственной религии - конфуцианства2. В 1503 году он был причислен к лику  святых.  Государственный культ  Конфуция просуществовал  с 59 года н. э. до 1928 года. Его фундаментом были  древние письменные документы, составившие шесть  книг конфуцианского канона. Почетное место здесь занимает «Книга Перемен», где в  комментариях к гексаграммам  содержатся  наиболее древние  сведения по натуральной философии  и истории древнего Китая. 


Конфуций — единственный  мыслитель древнего мира,  семейную усадьбу которого  можно посетить современному человеку. Стоит только  на бескрайней Великой Китайской равнине отыскать  городок Цюйфу, где философ прожил  большую часть своей жизни. Сохранилось самое древнее в мире родовое кладбище (Лес Конфуция),  где похоронены Учитель Кун и его потомки (более 100 тыс. представителей рода!). Но еще более удивительным,  кроме кристаллизованных  в местном ландшафте памятников материальной  и духовной культуры,  является непрерывность семейной традиции Конфуция. В коммунистическом Китае  ныне здравствует семьдесят  восьмое  поколение  великого мудреца. Конфуцианство играет исключительную роль  в духовной жизни Китая, Японии, Южной Кореи, Сингапура и Тайваня, способствует  научно-технической революции в восточных обществах.


Конфуцианские идеи  человеческого общения и согласия способствуют  расширению  творческих горизонтов общества и эффективности высоких технологий в постиндустриальную эпоху. В свою очередь конфуцианство опиралось  на «Книгу перемен», в которой  за тысячелетие  до жизни великого китайского  философа  разнообразие  внутреннего и внешнего мира человека  сводилось  к определенным правилам, помогающим ориентироваться в жизни.


Один из истоков  долголетия китайской цивилизации, прошедшей  через тысячелетия взлетов и падения,  был заложен в  стратегии «праведного Пути». Прислушаемся к голосу  китайских предков из глубины веков.

 
Всякое приумножение, как трактуется в «Книге перемен», может привести к  переразвитию, то есть  переходу через край. Стремление подняться выше  положенных возможностей  приводит к утрате того, что может быть достигнуто. Чтобы не потеряться в такой ситуации, необходимо большое напряжение внутренней правдивости, на которой должно быть обосновано всякое высказывание. Чтобы найти эту внутреннюю правдивость, следует исходить  из самого себя.  Требуется «победа» над самим собой. Добродетельный человек ищет причину неудачи не в цели, а в себе, дорожит старыми знаниями и постоянно приобретает новые. Низкий человек, наоборот, старается приобрести как можно больше известности, почета, званий и должностей.


Поколения людей рождаются и умирают, а китайское государство  живет тысячелетиями, выступает гарантом  преемственности. Поэтому отдельный человек  никогда не являлся  высшей ценностью. Отличительная  китайская традиция — представление о человеке как частице более крупной и важной общности — семьи, рода, клана, нации и государства. По Конфуцию, для того чтобы была гармония в государстве, необходима гармония в семье, а для  этого должна быть гармония в каждом человеке. Именно в отношении к личности  заключается  одно из самых  важных различий между китайской и западноевропейской цивилизацией.  В китайской традиции  нет твердого ядра своего «я», открыто  отстаивающего  свои личные интересы. Если на Западе  с традициями индивидуализма приоритет  принадлежит становлению гармоничного человека,  то в  Китае  доминирует приоритет  государства над конкретным отдельным человеком.


В условиях, когда значительная  часть миллиардного населения живет натуральным хозяйством  государство обязано быть сильным. Культ государства и его приоритет над личными интересами способствовал  формированию традиции идеала  человека социального долга, основная обязанность которого  — приносить пользу державе. Естественно, всегда встречаются люди, которые в первую очередь не забывают  о себе. Главное заключается в том, что традиция человека  социального долга доминировала в обществе. Не случайно, что в Азиатско-Тихоокеанском  регионе отмечают трудности  деловых контактов с постсоветскими странами, где наблюдается дефицит людей социального долга, а во власти часто доминируют физические лица, чьи личные «шкурные» интересы  выше государственных.


Единство китайской цивилизации основывается на гуманитарной образованности и иероглифической письменности, отсюда  истоки конфуцианских традиций сосредоточенности на важном деле и уважение к интеллекту. Только система   экзаменов и  их успешная сдача открывала Путь в императорском Китае к государственной  службе. При этом очки  считались  знаком отличия высшего достоинства.  Человек с ученой степенью обязан был носить очки, даже если  обладал превосходным  зрением.


Среди великих китайских изобретений  наряду с компасом,  бумагой, порохом особо  следует выделить  экзамен на чин и первые публичные школы, где преподавалось  шесть традиционных «искусств» — письмо, счет, ритуалы, музыка, стрельба из лука и езда на боевой колеснице. На государственную службу отбирали  благодаря экзаменам самых образованных и добродетельных китайцев. 


В подходах к общественному развитию отмечаются существенные различия между европейцами и китайцами. Динамичная, взрывная европейская модель, особенно «зарекомендовавшая» себя у восточных братьев-славян, когда требуется «до основанья мир разрушить», неприемлема в условиях государства-цивилизации.


Сосредоточенность перед важным делом,  прежде чем отравиться в Путь — характерная черта  китайской традиции.  В Запретном городе в Пекине  дорога к императорскому  дворцу вымощена булыжниками, что заставляет смотреть  под ноги и сосредоточиться,  а не витать мыслями в  облаках.  Эта традиция  укоренилась в Европе при сооружении   мемориалов «Неизвестного солдата». Путь к ним  часто укладывается  плитами, между которыми сохраняются поросшие травой  зазоры,  требующие при  движении  внимания к ритуалу.


Сосредоточенность требуется и в других важных делах. Неотъемлемая часть  китайской философии — прием пищи палочками, позволяющими  сосредоточиться на еде, что способствует пищеварению и,  в конце концов,  экономии продуктов питания за счет их лучшего усвоения. В условиях демографического  океана людей, это не забава, а суровая необходимость. Тогда как  европейцы могут позволить  другую более расточительную технологию приема пищи, есть ложкой, и одновременно читать газету.


В Поднебесной сложилось свое понимание Времени. Китайское ощущение времени незнакомо европейцам, оно здесь течет плавно и медленно. Когда человек живет под знаком тысячелетий государственности, связан с культом почитания предков, и необходимостью иметь потомков, у него нет нужды торопить время. Куда спешить, если все равно ты принадлежишь вечности.


Если на Западе «деньги — время», то конфуцианская традиция толкует время как постепенность: «чем больше спешки, тем труднее достичь цели».


В деловом мире приоритет отдается не временным  выгодам  фирмы, а государственным  интересам. Эти социокультурные особенности и традиции учитываются  при   деловых контактах. Здесь китайский коллективизм противостоит  европейскому индивидуализму.  Если европеец предан своей компании, то китаец считает  главной своей обязанностью  приносить  пользу державе, а не временным  выгодам  фирмы. Поэтому часто во время деловых переговоров,  восточный партнер предлагает заключить  сделки по  закупке сырья и оборудования,  необходимых стране, а не данному предприятию.


Традиции умеренного развития проявляются в отношении к качеству продукции и техники. На Западе качество продукции оценивается стандартами и нормами, а в Китае  качественно все, что может использоваться по назначению, например старые машины и паровозы.


В Китае важной этической нормой  утверждения своего социального статуса  является фактор «сохранения лица». В гостиницах для иностранцев   часто можно наблюдать следующую  картину. Молодая китаянка, служащая  отеля,  выполняет обязанность  носильщика  чемоданов и других вещей. Галантный европеец безуспешно пытается оказать её помощь, которая расценивается как  «потеря лица» служащей при исполнении  своих обязанностей. 


Существует  пропасть в представлениях о  деловой «семье» на Западе и Китае, где семнадцатиюродная тетя является близкой родственницей. Европейцу  не хватит  фантазии, чтобы представить  потенциальную мощь  такого семейного клана.


Как бы китаец не прожил жизнь, его главный долг перед предками — забота о продолжении рода, родить здорового сына. Кто бы ты ни был, — простой смертный, старый солдат или  Сын Неба. Поэтому  неудивительно, что в императорском маньчжурском Китае одним из главных «министерств»  была Палата  важных дел. Главный управляющий  Палаты (евнух) отвечал не за международные отношения, а осуществлял контроль за  «политику»   потомства и тщательно контролировал взаимодействие  императора с женами и наложницами. Он играл определяющую роль в преемственности власти.  Чистота престолонаследия превыше всего, здесь не может быть случайностей.  Проблема преемственности власти актуальна и для современных правовых государств.  Но где сегодня найдёшь «демократических» евнухов, приближенных к корыту власти, чтобы они об этом заботились?


Согласно китайской традиции, исключительную коммуникационную роль в становлении  государства играет музыка. Послушайте, что поют граждане государства, и Вы можете определить в нем социальный климат. Возможно, что впервые на эти функции музыки обратили внимание в  Древнем Китае.  Во всяком случае, Конфуцию приписывают слова: «Ум образовывается чтением од, характер  воспитывается  правилами поведения, окончательное  же образование дает музыка». Музыка относилась к шести видам  искусств, обязательных для  владения  образованных людей. 


Английский философ Фрэнсис Бэкон  считал, что Европа вышла из средневековой темноты благодаря китайским изобретениям компаса, бумаги и книгопечатания. Как свидетельствуют макроэкономические показатели, с X века до начала XV века валовый внутренний доход на душу населения Китая  был выше, чем в Европе. На протяжении  нескольких последующих  столетий Поднебесная  оставалась самой большой  экономикой в мире (её доля в мировом ВВП в 1820 году достигала 33%).


Западные ангелы Смерти


Самое протяженное во времени держава-цивилизация прошла не только  через взлеты, но и падения. Наиболее ощутимый и коварный удар был нанесен «цивилизованным» Западом. С Первой Опиумной войны (1839 – 1842) из-за технического отставания и политического кризиса власти (переворотов и коррупции) почти столетие  до 1949 года Китай подвергался  агрессиям зарубежных  держав и огромным контрибуциям.  Произошла утрата национального суверенитета и общественных благ, в результате доля Поднебесной  в мировой экономики сократилась до 5%.


Европейские державы во главе с Британской империей для преодоления дефицита торгового баланса с Поднебесной  посадили китайцев на наркотическую иглу. Как следствие, произошла депопуляция населения, которое сократилось  за период с 1851 по 1874 гг. на 73 млн. человек — с 452 млн.  до 379 млн., из которых 120 млн. стали наркоманами.  На бывшей Великой державе был поставлен крест. В результате наркотизации китайцев, в приморских провинциях к 1840 году наркоманами стали  почти 90% мужчин в возрасте до сорока лет. В 1895 году британский консул в Китае вынес окончательный приговор: «Пока Китай остается нацией наркоманов, нам не стоит бояться того, что эта страна превратится в серьезную военную державу, так как эта привычка высасывает жизненную силу из китайцев»3. На покупку опиума китайцы тратили такое количество серебра, что оно почти исчезло из оборота. Платить налоги стало практически нечем, государственная казна опустела. Чиновники погрязли в коррупции. Бродяги и нищие составляли приблизительно 40 млн. человек или примерно 10 % от населения Поднебесной. Они продавали своих  малолетних детей. Разорившиеся крестьяне становились  членами «Триад» и других  мафиозных группировок. Поднебесную  потрясло  восстание тайпинов, требовавших  создание «небесного государства» на идеалах равенства во главе с «младшим братом Иисуса Христа». В ходе гражданской войны  погибло  более 20 млн.  человек. «Опиумные» войны и движение тайпинов вскрыли слабость китайского государства. Маньчжурская правящая династия пыталась осуществить  реформы, направленные на индустриализацию и  модернизацию Китая. Однако в чрезмерно коррумпированном государстве капиталистические отношения развивались медленно4.

 
Трижды закаленный силой духа Китай

 

Прошло больше столетия, чтобы преодолеть не только последствия смертельного объятия Запада, но и радикальные эксперименты КНР.  Современная геополитическая мощь Китая,  геополитика Пути и Стены,  основываясь на интегральной мощи государства, включает наряду с политической стабильностью, военной, экономической, технологической мощью, главную составляющую — силу духа5 и Великий порядок в душе.  В этом отношении Поднебесная является трижды «закаленным» государством — закаленным конфуцианством, буддизмом и коммунистической идеологией социализма с китайской спецификой.


Воспетый Конфуцием идеал  меритократии (элиты качества)  указывает  путь  активного переустройства общества. С его именем китайская традиция связывала  исключительный пиетет к грамотности и «книжной учености». Именно Конфуций впервые в истории Китая открыл частную школу, где изучались практические философские проблемы  нравственности и управления. И в современной Поднебесной возрождена традиция почитания образования и учености.


Благодаря конфуцианству китайский аристократизм отличался от  японского и европейского. Китайская  государственная элита  формировалась не на принципах благородства крови, а  на принципах  «самой чистой морали». Конфуций был убежден, что управлять государством должны  самые образованные и добродетельные люди, от этого выиграют и люди физического  и умственного труда. Отсюда важная китайская традиция — ответственность  национальной элиты, объединяющей  государственных деятелей и интеллектуалов, перед обществом. Не случайно, что после разрушительной «культурной революции» китайская элита  выделила  из своих рядов Дэн Сяопина, а не что-то среднее между Емелькой Пугачевым и Гришкой Распутиным. «Великий архитектор китайской реформы» Дэн Сяопин подтвердил  древнюю традицию: реальная власть  обусловлена  не занимаемым  местом, а личностью. Отсюда феномен Дена, не имевшего  в эпоху Больших перемен официального руководящего поста  в Коммунистической партии Китая.


***
Важной составляющей Силы духа современного китайского общества  является буддизм. Он стал проникать в Китай на рубеже новой эры по Великому Шёлковому пути из Центральной Азии  и Индии. Первыми распространителями буддизма были купцы и монахи-миссионеры. В 68 году в столице Поднебесной (Лояне)  был воздвигнут первый буддийский храм. Существенный прогресс в распространении буддизма произошел в IV веке, когда он завоевал благосклонность императорского двора. Успеху религии способствовала обстановка смутного времени и кризис традиционной китайской идеологии. В государствах Южного Китая буддизм  был воспринят как китайская традиция  «отрешения от мирской суеты».


Бронзовая 34-метровая статуя Большой Будда возведенная в начале 90-х годов на острове Ланьтоу в Гонконге,   символизирует  свободу совести, гармонию  между человеком, природой и религией. Это самая крупная в мире бронзовая статуя сидящего Будды. Трехлицая статуя богини Гуаньинь высотой в 108 метров  в Санья (южной островной провинции  Хайнань)  была сооружена в 2005 году и является четвертой по высоте среди памятников  в мире.


***
Наряду с буддизмом и конфуцианством, ставшим на века государственной религией, необходимо отметить роль еще одного традиционного учения — даосизма, включающего элементы религии и философии. В его недрах рождались новые идеи, вдохновлявшие  китайских учёных, политиков и писателей. Этот культ материализовался  в священных горах Поднебесной, значение которых  трудно переоценить для китайской мифологии. Особенно  распространено паломничество на самую священную гору Тайшань (Восточная гора Восхода) в провинции Шаньдун.  Гора обладает исключительной культурно-исторической значимостью и входит в число пяти священных гор даосизма, считается  местом обитания даосских святых и бессмертных. Самый высокий пик  высотой 1545 метров называется Пиком Нефритового Императора. Священная гора ассоциируется с восходом солнца, рождением и обновлением. Храм на вершине горы посещают многочисленные паломники. Много столетий назад на вершине горы стоял Конфуций и согласно легенде изрек мудрую мысль: «Мир очень мал». В древнем Китае согласно сложившемуся ритуалу на вершину поднимались китайские императоры, чтобы совершить подношение Земле и Небу. Только со строительством храма Земли и Неба в Пекине эта традиция была прервана. Но любая власть  не зависимо от цвета  рано или поздно желает получить мандат Неба на правление Землей. И каждый смертный может совершить восхождение  на священную вершину и, возможно, испытать  чувства благоволения  и созерцания. На вершину горы Тайшань неоднократно поднимался Великий кормчий Мао Цзэдун.


Социализм с китайской  спецификой на конфуцианском фундаменте

 

Коммунистическую идеологию исповедует крупнейшая в мире Коммунистическая партия Китая (90 млн. членов КПК), взявшая курс на гармоничное развитие на основе социализма на конфуцианском фундаменте. Это предусматривает постепенный переход от гармонии  личности к гармонии семьи, общества и государства. Китай строит конфуцианский социализм, формально называемый «социализмом с китайской спецификой».

 
Это в Европе бродил призрак коммунизма, а в Китае коммунистические идеи заложены в одном из течений древнекитайской философии. Признано считать, что руководящей идеологией в Китае  является не советский догматизированный, а   китаизированный марксизм. Однако если учитывать древнюю китайскую философию, то европейский марксизм предстанет плагиатом на идеи,  высказаны китайскими мыслителями более двух тысяч лет назад.


В начале 60-х годов во время «большого скачка» один из коммунистических вождей Дэн Сяопин (1904—1997) спровоцировал дискуссию среди руководителей Компартии Китая.  Он высказал тогда товарищам по партии «крамольную» мысль: «Неважно, какого цвета кошка, черная или белая, важно, чтобы она  ловила мышей. Неважно, социализм или капитализм, важно, чтобы экономика развивалась, народ жил хорошо». «Культурная революция» обрушила тяжелый удар на  его семью. Старший сын, не  в силах вынести издевательства, выбросился из окна и остался калекой. Мао реабилитировал Дэна, дав ему следующую характеристику: Дэн Сяопин занимался делами и совершал ошибки, «он мягок, как хлопок, но по  своей натуре острый, как игла». 


В 1979 году Дэн Сяопин объявил о необходимости  строительства конфуцианского социализма, формально названного «социализмом с китайской спецификой»6, он стал «Великим архитектором китайских реформ», основанных на постепенной конвергенции капитализм и социализма под руководством Компартии. Один из немногих в мировом коммунистическом движении, доказавший, что реальная власть обусловлена не занимаемым местом, а личностью. На протяжении последнего десятилетия своей жизни Дэн был, пожалуй, одним из самых могущественных людей в мире, распоряжавшийся судьбой миллиардного народа. Он не имел никакого официального статуса в государстве, был почетным президентом китайской ассоциации игроков в бридж. Отказавшись от партийных постов, сохранил исключительный авторитет, Он обладал огромной и непонятной  для коммунистического мира властью, где как, правило, власть  связана  не с личностью, а с занимаемым местом7. Почему именно  этот человек  аккумулировал китайские  традиции и смог  сформулировать понятные  стратегические цели? 


Дэн Сяопин не обладал  характерным  для советской номенклатуры  образованием — смесь технического с «высшим» партийным. В отличие от новоявленного российского Емельки Пугачева (Ельцина) Дэн имел типичный  для  цивилизованного мира конца двадцатого века общекультурный образовательный уровень. Воспитанный на традициях конфуцианства, он получил  высшее образование  в Китае,  во Франции и Советском Союзе. Это позволило  ему понять  особенности и этнокультурные различия трех разных цивилизаций, чтобы  сформулировать  принципы строительства современного общества с китайской  спецификой — конфуцианский социализм. По версии американского журнала  «Time» Дэн Сяопин дважды назывался «человеком года» (1978, 1985).


В отличие от России Китай не пошел по пути неолиберального фундаментализма, а отдает предпочтение сильному государству, контролирующего приоритет материально-технологического импорта над социокультурным. Социалистическая плановая экономика постепенно трансформировалась в государственно-регулируемую рыночную. Благодаря народному движению семейного подряда, поддержанного политическим руководством, удалось решить продовольственную проблему, несмотря на высокий прирост населения. Всего 8% орошаемых земель планеты кормит 20% ее населения. Несмотря на неудавшиеся эксперименты с выбором стратегии «большого скачка» и «культурной революции», Китай последовательно реализовал концепцию «опоры на собственные силы», позволившую избежать вмешательства международных финансовых институтов в макроэкономическую политику.


Современный могучий Китай не претендует на членство в «клубе»  семи ведущих держав мира, где на дополнительной «табуретке» некоторое время сидела экономически слабая и коррумпированная Россия. Традиционные представления о Поднебесной как центре мира не позволяют опускаться  до уровня  «варваров» из окружающего мира, а когда геополитическая  мощь  Китая станет неоспоримой, все само собой станет на свои места. Коммунистическое руководство  постоянно подчеркивает, что Китай развивающаяся страна, находящаяся на первой стадии строительства социализма. Являясь лидером третьего мира, Пекин успешно укрепил свои экономические позиции в Африке и Латинской Америке. 

 
***
Китайские реформы возникли на почве, взрыхленной «культурной революцией», а в Советском Союзе почва была утрамбована стабильной системой «развитого» социализма8. В отличие от СССР, где политические реформы предшествовали  экономическим и закончились геополитическим самоубийством государства, Китай  успешно осуществил экономические преобразования, направленные на  формирование «средне зажиточной семьи» с китайской спецификой. В отличие от демократической России, взявшей курс  на создания потребительского  общества по западному образцу, коммунистический Китай приступил к очередному этапу эпохальных реформ, в центре которых не только семья со «среднем» уровнем «зажиточности», но определённым нравственный уровнем.


На Западе задают резонный вопрос, не появится ли китайский «буревестник общечеловеческих ценностей», который «успешно» доведет до самоубийства коммунистический Китай? Можно однозначно сказать, что не появится. Китайская цивилизация за тысячелетия своей истории выработала иммунитет против заимствований в духовной сфере. И если появится китаец, который только подумает о «заимствованиях», он будет объявлен государственным преступником. В Китае не возможно такое распространенное явление на постсоветском пространстве, когда руководители государства выступают в качестве агентов влияния («шестерок») Запада.

 
Китайцы  выступают против европоцентризма и американизма, направленных  на  «вмешательства во внутренние дела» под  лозунгом борьбы за «права человека», трактуя их как  элементарное право на  кров и пищу. Их раздражает самодовольная уверенность американцев в  превосходстве  принципов  западной демократии и культуры. В Великом Китае, чьи реформы стали  для многих примером для подражания, немыслимо, чтобы  иностранцы  учили китайцев жить и работать. В конце 80-х годов в Пекин, после событий на площади Тяньаньмэнь, из Москвы с официальным визитом прибыл российский лидер Михаил Горбачев и начал учить китайское руководство демократии и призывать к перестройке в общественной жизни. Где теперь советская держава и тот «буревестник»?


На пути строительство социализма с китайской спецификой борьба с коррупцией стала для власти ключевым моментом  в завоевании народной поддержки, так как по мере роста её масштабов уменьшается авторитет руководителей КПК.


***
Перефразируя  мысль знаменитой китайской «Книге перемен», государство создаёт  правитель и певец, а общность  формируется песней, в современном Китае важнейшим из искусств на службе коммунистической идеологии является кино.  Китайский кинематограф снимает фильмы, прославляющие образованность человека, ценность семьи и любви. Например, исторические фильмы  «Конфуций» (2010) о жизни великого мыслителя, «Участь женщины» и многие другие.

 
Коммунистический Китай, не отказавшийся в отличие от России от своего прошлого, взял на вооружение и выброшенные продукты советской эпохи. Лучшим фильмом всех времен для китайского народа (четверти населения Земли) является советский фильм «А зори здесь тихие». Картина многие годы почти ежедневно транслировалась по одному из государственных телевизионных каналов. В китайской традиции существует незыблемый приоритет сильного государства над человеком. Поэтому жертвенность девушек и молодых женщин, предназначенных природой для продолжения рода, но отдавших жизнь за отечество, является высшим проявлением любви к Родине. К  90-ой годовщине Великой Октябрьской революции по заданию руководства Компартии Китая снят многочасовой  сериал с тем же названием с российскими актерами. В отличие от Голливуда, где сложилась традиция с пренебрежением показывать «варварский» образ советского солдата, китайский фильм пронизан такой трепетной любовью к России, которая не снилась московским  псевдодемократам, систематически поливающим грязью свою Родину.

 

Великий поход к возрождению китайской нации

 

Китайская Народная Республика была провозглашена  в Пекине 1 октября 1949 года. Сегодня наряду с Индией это крупнейшее по численности населения государство в мире (1,35 млрд. человек или 22 % населения Земли), занимает третье место в мире по площади после России и Канады. Эпохальным событием стала Программа долгосрочного развития Китая, принятая в 2017 году на 19 съезде КПК. Съезд, руководствуясь марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина, важными идеями тройного представительства, научной концепцией развития, идеями Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи, объявил о Великом походе, содержанием которого становится «китайская мечта о великом возрождении китайской нации»9.


Коммунистический Китай, не забывший драматическую отечественную историю, стал  крупнейшей экономической державой мира (с учетом ВВП по паритету покупательной способности) и крупнейшим инвестором в мире. ВВП (2021, номинал) КНР составляет $18,1 трлн. (пока 2-е место в мире), что более чем в два раза превышает размер ВВП Японии, занимающей в недавнем прошлом по этому показателю второе место в мире. За пять лет до пандемии ВВП Китая вырос почти в 1,5 раза. Социализм с китайской спецификой сочетается с частный производством, дающим 70% ВВП государства. С начала 80-х годов Китай на протяжении многих лет демонстрировал фантастические темпы роста от 8 до 15 % в год, является крупнейшим в мире владельцем валютных резервов. Китай вышел на второе место по военным расходам и численности миллиардеров.  Средняя продолжительность жизни китайцев выросла с 67,9 года в 1981 году до 76,5 года в 2016 году. По данным берлинского Института изучения Китая только с 2000 по 2016 годы коммунистический Китай вложил в страны Европейского Союза около 100 млрд. евро в виде прямых инвестиций и стал крупнейшим собственником на родине капитализма. Поднебесная выходит на передовые позиции по многим направлениям научно-технического прогресса. В 2003 году  в космос  была запущена ракета с  первым китайским тайконавтом (космонавтом), а  в 2021 выведена на орбиту китайская орбитальная станция и Поднебесная может стать мировым лидером в освоении космоса.  По промышленной мощи Китай так же стал сверхдержавой, производя  половину мирового производства стали, больше автомобилей, чем Соединённые Штаты и Япония вместе взятые, значительную долю продукции  электроники.  Китай, опередив Европейский Союз, стал крупнейшей мировой державой по объему внешней торговли, вышел на первое место в мире по объему экспорта. Главный внешнеторговый партнер Китая — Соединённые Штаты.


В Китае насчитывается 340 млн. пользователей Интернета, и в Народно-освободительной армии созданы самые эффективные в мире киберподразделения. Поднебесная реализует самые масштабные в мире  инфраструктурные проекты.  Олимпийские игры - 2008, на которые было израсходовано $27 млрд.,  и ЭКСПО-2010 являются  свидетельством возрастающего международного авторитета Китая.  За последние десятилетия улучшилось качество жизни. По индексу гуманитарного развития и продолжительности жизни страна находится на среднемировом уровне, что является большим достижением, учитывая гигантскую численность населения. Прошедшие три десятилетия  называются «золотым веком» китайской цивилизации.


Поднебесная на фоне далеко не успешной трансформации России и большинства постсоветских стран  совершила феноменальный скачок в будущее. Она единственная  из великих держав, имеющая долгосрочный план развития до середины ХХI века.


Новоиспеченные «буревестники демократии» — президенты, ханы, султаны —   из постсоветских стран отравляются в Пекин в основном за кредитами и предпочитают не распространяться об успехах коммунистического режима. Некоторые из них стремятся к стратегическому партнерству с Китаем, подразумевая под этим симметричное равновеликое и взаимовыгодное сотрудничество на основе «братской дружбы народов». Но надо знать, что китайцы, наоборот, трактуют «стратегическое партнерство» как ассиметричное понятие, подразумевающее  неравенство между старшим и младшим братом. Исходя из самой сущности  китайского государства-цивилизации  (Срединного государства, взаимодействие Поднебесной и «варваров»). За десятилетия существования коммунистического Китая только при Иосифе Сталине Советский Союз  рассматривался как  «старший брат». Поэтому в «стратегическом партнёрстве», России и постсоветских стран с КНР, можно рассчитывать только на роль сырьевого  китайского протектората. 

 
Великое возрождение  китайской нации — это Вам не национальная идея демократической России 90-х годов — стать частью «богатого пуза»  Запада. Это не провальная российская стратегия «удвоения ВВП», которая не затронула ум и сердца российских граждан, не зажгла созидательного пламени человеческой энергии. Поезжайте в Китай, и Вы увидите это пламя без коммунистических резолюций.


Стратегия «китайской мечты» к столетию КПК (2021) окончательно покончила с бедностью и вывела китайцев на уровень «средней зажиточности», а к столетию образования КНР (2049) превратит Китай в мощную современную мировую державу.


Путь к великому возрождению китайской нации заложен в тысячелетиях её истории со всеми взлетами и падениями10. И в будущем Поднебесная будет развиваться по собственному пути, входит в новую эпоху под руководством Компартии. Как подчеркнул товарищ Си Цзиньпин: «Мы по-прежнему находимся и еще длительное время будем находиться на начальной стадии социализма, остается неизмененным и международный статус Китая как самой большой в мире развивающейся страны».


На международной арене Китай продолжает политику открытости. Международная безопасность не может быть достигнута играми с нулевой суммой и ни одна страна не может себе позволить действовать исключительно из собственных интересов. Китай предлагает Западу «альтернативную систему ценностей – коллективизм вместо индивидуализма, гармонию вместо конкуренции, сосуществование вместо доминирования – и ставит гораздо более высокие задачи, чем рост экономической и военной мощи Китая».


Ограничительный десятилетний период  пребывания у власти коммунистического лидера был введен в 1992 году Дэн Сяопином, и по этому правилу власть в Поднебесной менялась уже дважды. На юбилейном 20 съезде КПК в 2022 году  этот принцип был нарушен. Вернется или нет Китай к автократической системе управления партией и государством, покажет ближайшее будущее.


Если в недавнем прошлом был заложен толерантный китайский духовный фундамент, то сегодня каждый житель Поднебесной, независимо от вероисповедования и степени благосостояния, гордится мощью своего государства,  и подавляющее большинство поддерживает коммунистическое руководство. Естественно, у огромного государства есть многочисленные проблемы (социальные, демографические, экологические и др.). Серьезным вызовом для Китая может стать проблема смены поколений, что в значительной степени остановило поступательное движение Японии к мировому лидерству.  Актуальны и негативные последствия демографической проблемы старения населения. 
Современный Китай в отличие от Восточной Европы стремится избежать крайностей в подходах к вестернизации. Он не отказывается от своей истории, какой бы горькой она не была и не пытается бездумно заимствовать достижения Запада.  


В 20-е годы при советской власти были уничтожены многие царские памятники и на их пьедесталах водрузили  красных вождей и героев, но в 50-е годы дошла и до них очередь. С помощью бульдозеров  крушились пьедесталы  отцу народов товарищу Сталину. Дурной пример заразителен и сегодня «демократическая» Европа сносит памятники советским воинам освободителям.  Форпост цивилизованного мира (Украина) зачистила территорию от памятников тоталитаризма, напоминающих патриотам о процветающей советской Украине. Не отстают и Соединённые Штаты Америки,  самое правильное государство мира, снося памятники героям гражданской войны и отцам основателям Божьего Града на Земле. 


Китайская Народная Республика длительное время «наращивала экономические мускулы»  и настало время идти вовне не только с товарами, но и капиталом. Архитектор китайских реформ Дэн Сяопин оставил своим преемникам завещание: «Всегда сохранять холодной голову, проявлять сдержанность, не принимать активного участия в международных спорах и никогда не действовать поспешно». Но время не стоит на месте.  Китай стал мировой державой и является крупнейшим покупателем американских долговых обязательств. Коммунистический Китай, участвуя в международных институтах, находящихся преимущественно под патронажем Запада, создает новую архитектуру мироустройства на основе стратегии Великого Шелкового пути, включая экономическую зону евразийского маршрута и возрождения Великого Морского пути.  Успешно функционируют Шанхайская организация сотрудничества (ШОС),  Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и БРИКС, которые пользуются возрастающей популярностью в странах Азии, Африки и Латинской Америки.  Создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Шанхайская международная биржа золота. Поднебесная успешно вступает в высшую стадию  социализма с китайской спецификой.


Уроки китайского


Еще раз  ответим на вопрос, почему Китай  совершил неожиданный для многих рывок в будущее на рубеже третьего тысячелетия? Наследие древней китайской философии творчески используется  для решения современной  геополитической задачи — воссоединения в единых границах  государства-цивилизации на основе постепенной конвергенции  социализма и капитализма, преодоление  идеологических догм. За особые заслуги  перед отечеством в коммунистическую партию принимают  наиболее отличившихся капиталистов. Легистская политика инноваций и открытых дверей умело сочетается с  конфуцианскими традициями уважения к интеллекту.


Отличительная  китайская традиция — представление о человеке как частице более крупной и важной общности — семьи, рода, клана, нации и государства. В Поднебесной  доминирует приоритет  государства над конкретным отдельным человеком.


Китайской цивилизации путем падений и взлетов удалось выработать модель контактов на суперэтнических рубежах, основанную на сочетании открытости материальных коммуникаций с внешним миром и ограничений для заимствований в духовной сфере. Современный Китай, несмотря на неоднозначны прогнозы западных экспертов, демонстрирует единство геополитических и экономических целей.


Китайская геополитика традиционно измеряется военно-политической, экономической и технологической мощью. Трижды закалённой силой духа  Китай (конфуцианство, коммунистическая идеология или конфуцианский социализм с китайской спецификой и буддизм)  создают невиданную в истории консолидируемую национальную мощь в Великом походе к великому возрождению китайской нации. Соединенные Штаты  Америки с двухсотлетней историей не обладают таким историческим богатством, выглядят наивными дилетантами в своем стремлении сохранить мирового господство.

 
Уроки китайского объясняют успех на пути к благоденствию отказом от слепого заимствования чужого опыта и творческим использованием местных культурно-исторических особенностей, исключительно успешной капитализацией главного богатства — гигантского человеческого ресурса. Трудолюбивый народ, не утративший способности сосредоточиться на важном деле и на умении радоваться жизни, с оптимизмом смотрит в будущее. Как говорит китайская пословица, «чтобы собрать плоды — надо дать им созреть».


«Золотой век» цивилизации бывает непродолжительным – в Древней Греции исчислялся несколькими десятилетиями. В недавнем прошлом авторитетные западные аналитики прогнозировали, что  Япония станет первой сверхдержавой.  Но смена поколений привела к замедлению  экономического роста, а природная стихия (цунами) и техногенная катастрофа на атомной электростанции окончательно выбили  страну Восходящего солнца из борьбы за мировое лидерство.
В начале 90-х годов многие аналитики прогнозировали вслед за Советским Союзом распад последней империи — Поднебесной. Но прогнозы не оправдались, а коммунистический Китай продемонстрировал фантастические темпы экономического роста и модернизации. Поэтому  прогнозы  о распаде Китая умолкли,  но появились другие —  рост благосостояние неизбежно приведет к требованию свобод. Если это будут свободы по-российски — с безбрежной свободой коррупции и безнаказанностью, то это представляет угрозу китайской государственности. Но пока Китаю это не грозит, большую опасность представляет смена поколений. Проводимая в недавнем прошлом демографическая политика «одна семья — один ребёнок» в будущем преподнесет неприятные демографические сюрпризы. Эта политика уже привела к утрате мировой демографической мощи, лидером стала Индия.

 
Некоторые постсоветские государства  почти три четверти века притоптались  на пороге пока  еще «богатого пуза» Евросоюза, утратив часть территории и граждан, погибших в военных конфликтах или  отправившихся за призрачным счастьем на чужбину. Французский мыслитель Николя де Шамфор предупреждал: «Счастье вещь нелегкая: его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти где-нибудь в ином месте».


Знаменитый английский историк Арнольд Тойнби писал, что стать частью другой цивилизации аморально  для народа, избравшего этот путь. Он обратил внимание  на  следующие исторические различия. Восточные общества не испытали  западного религиозного фанатизма. И если в  истории японского общества  отмечались  крайности в подходах к вестернизации, то  Китай этого избежал.  Поэтому он ищет  срединный путь,  способный соединить  добродетели традиционного  образа жизни, отвергнув  его пороки, с позитивным  в прошлом опытом модернизации Запада. Но традиционный путь в сочетании с  индивидуальным  образом жизни  может создать негативное  напряжение в обществе, расколоть его на привилегированный и эксплуатируемый класс: «Если коммунистический Китай сумеет одержать  победу в этой социальной и  экономической борьбе, он может преподнести миру дар... Этот дар будет  счастливым соединением  современного  западного  динамизма с традиционной  китайской  стабильностью» 11.

 
Литература

Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. — М.: Наука, 1983.
Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. — М.: Наука, 1989.
Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л.:Гидрометеоиздат, 1990.
Дергачев Владимир Падение и взлет Китая. — Одесса: Судоходство, 1996.
Дергачев Владимир — Падение и взлет китайского Дракона. — Аналитический и образовательный интернет-портал «Институт геополитики».  http://dergachev.org/anons/23.html
Дергачев Владимир Великий Шелковый путь. — Журнал «География в школе, 2001, № 8.
Дергачев Владимир Великий китайский порядок. – в кн.: Дергачев В. А. Цивилизационная геополитика (Геофилософия), Киев: Вира-Р, 2004.
Дергачев Владимир Геополитика Пути и Стены. — В кн.: Дергачев В. А. Геополитика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Дергачев Владимир Особенности китайской геополитики. — Международный журнал «Вестник аналитики», 2008, № 2.
Дергачев Владимир Китайская империя. — Имперская геополитика. — Аналитический и образовательный интернет-портал «Институт геополитики профессора Дергачева», 2010.
Дергачев Владимир Западные ангелы Смерти. – Аналитический и образовательный интернет-портал «Институт геополитики»  http://dergachev.org/geop_events/131011-2.html
Дергачев ВладимирВеликий поход к великому возрождению китайской нации
и геополитические вызовы
. — Аналитический и образовательный интернет-портал «Институт геополитики профессора Дергачева», 2017.
Дергачев Владимир Дэн Сяопин. Великий архитектор китайских реформ и модернизации. — Аналитический и образовательный интернет-портал «Институт геополитики профессора Дергачева», 2018.
Дергачев Владимир Мао Цзэдун. Великий кормчий с безудержной силой воли и духа, живший в мире борьбы, лишенном человеческого сострадания.— Аналитический и образовательный интернет-портал «Институт геополитики профессора Дергачева», 2023.
Дергачев ВладимирДолгий и тернистый путь к современной китайской геополитике. — Аналитический и образовательный интернет-портал «Институт геополитики профессора Дергачева», 2023.
Древние китайцы в эпоху  централизованных империй. — М.: Наука, 1983.
«Жэньминь жибао» («Народная  ежедневная газета»). Интернет-сайт на русском языке.
Исторический след: Почему КПК может? — М.: Новый мир, 2011.
Катасонов Валентин О трёх путях экономического развития Китая. https://www.fondsk.ru/news/2018/04/16/o-treh-putjah-ekonomicheskogo-razvitia-kitaja-45956.html
Конфуций. Уроки мудрости. — М.:Эксмо-Пресс; Харьков: Фолио, 1998.
Конфуций. Я верю в древность. — М.: Республика, 1995.
Косырев Дмитрий Китайский тридцать седьмой. — http://www.izvestia.ru/news/374819
Панцов Александр Мао Цзэдун. — М.: Молодая гвардия, 2007 (ЖЗЛ).
Кузык Б. Н., Титаренко М.Л. Китай – Россия 2050: стратегия соразвития. — М.: Институт экономических стратегий РАН, 2006.
Магазета. — Интернет-газета на русском языке (Шанхай). — http://magazeta.com/
Малявин В. В. Китайская цивилизация. — М.: АСТ и др., 2003. 
Малявин В.В. Конфуций. — М.: Молодая гвардия, 1992.
Нестеров В. США обрели «старшего брата». —  http://www.fondsk.ru/news/2011/01/20/ssha-obreli-starshego-brata.html
Официальный сайт агентства Синьхуа . — http://russian.news.cn/
Панцов А. В. Мао Цзэдун. — М.: Молодая гвардия, 2007 (ЖЗЛ).
Китайский информационный Интернет-центр. —  http://russian.china.org.cn/
Сайт «Новости Коммунистической партии Китая» http://russian.cpc.people.com.cn/
Си Цзиньпин О государственном управлении. — Пекин: Издательство литературы на иностранных языках. 2014. 613 с.
Сидихменов В. Я.  Маньчжурские  правители Китая. — М.: Наука, 1985.
Тойнби А. Дж. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1991.
Чжан Вэньму Логика подъема великих держав. – Геополитика и безопасность № 1(13) — СПб, 2011.

ДЕРГАЧЕВ Владимир Александрович, профессор, доктор географический наук. Главный редактор, автор и владелец Интернет-портала «Институт геополитики».  http://www.dergachev.org
Мобильный +38 097 25 38 128 (WhatsApp, Viber, Telegram) E-mail: admin@dergachev.org

 


1 Представленная статья выполнена в рамках авторского проекта «Геополитическая и геоэкономическая трансформация мира», реализуемого на портале «Институт геополитики». URL: http://www.dergachev.org.

2 Конфуций. Я верю в древность. — М.: Республика, 1995.

3 http://www.za-nauku.ru/index.php?

4 Владимир Дергачев Западные ангелы Смерти. – Аналитический и образовательный интернет-портал «Институт геополитики»  http://dergachev.org/geop_events/131011-2.html

5 Еще в первой поездке в Китай в начале девяностых годов автор обратил внимание на созидательную энергетику китайцев, которую невозможно «увидеть» в  информационном пространстве СМИ или Интернета. Её можно ощутить только при непосредственном соприкосновении с современной китайской действительности.  

6 Владимир Дергачев Дэн Сяопин. Великий архитектор китайских реформ и модернизации. — Аналитический и образовательный интернет-портал «Институт геополитики профессора Дергачева», 2018.

7 Дергачев Владимир Дэн Сяопин. Великий архитектор китайских реформ и модернизации. — Аналитический и образовательный интернет-портал «Институт геополитики профессора Дергачева», 2018.

8 Степин В.С. Философия и образы будущего. — Вопросы философии. 1994, № 6.

9 Владимир Дергачев Китайская стратегическая инициатива «Один пояс — один путь».— Аналитический и образовательный интернет-портал «Институт геополитики».  http://dergachev.org/geop_events/220517-01.html

10 Дергачев Владимир  Падение и взлет китайского Дракона. — Аналитический и образовательный интернет-портал «Институт геополитики».  http://dergachev.org/anons/23.html

11 Тойнби А. Дж. Постижение  истории. Перевод с английского, — М.: Прогресс, 1991.

 

Добавить в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ