Обсудить статью в дискуссионном клубе
Древнеиндийская империя Маурьев от войн к идеологии ненасилия. Буддийские университеты Таксила и Наланда, подаривший миру «Ноль»
Владимир Дергачев 25.10.2024
https://tourpedia.ru/wp-content/uploads/2018/06/.jpeg
Средневековые руины древнеиндийского университета Наланда.
Кровопролитная война, открывшая путь к идеологии ненасилия
За тысячу лет до имитации Болонской процесса в высшем образовании
Космополитическая Таксила
Буддистский монастырский университет Наланда, подаривший миру «НОЛЬ»
Сюань-Цзан. Таинственный китайский толстяк-монах и путешественник
В истории Древней Индии и зарождения буддизма особое место занимает античная империя Маурьев, впервые консолидировавшая разрозненные и часто враждующие между собой мелкие княжества.
Кровопролитная война, открывшая путь к идеологии ненасилия
Империя Мау́рьев (322—187 гг. до н. э.) в древней Индии со столицей в Паталипутре (современная Патна) с населением в 40 млн. человек была крупнейшим политическим образованием, существовавшим в Индостане, занимала площадь более 5 млн. кв. км. Впервые в Южной Азии имперское централизованное устройство государства с военно-политической мощью позволило создать безопасность и экономическое могущество — расширить торговлю и коммерцию, и производительное сельское хозяйство на обширной территории. До этого на Индостане существовало множество королевств с междоусобными войнами.
Империя Маурьев (250 г до н.э.), пунктирная линия на востоке — граница прежних македонских владений полководца Александра Великого.
Династия Маурья построила Великий колесный путь, известный как Уттарапатха (Северная дорога,) вдоль Инда и подножий Гималаев от Бенгалии и Индийского океана на север. Он стал одной из старейших и самых протяженных сухопутных магистралей, соединившей индийский субконтинент с Центральной Азией. Этот важнейший торговый маршрут шел вдоль реки Ганг от Бенгальского залива, затем пересекал Индо-Гангскую равнину, проходил через Пенджаб, а затем попадал в Бактрию, откуда пути расходились по Центральной Азии и далее. Дорога впоследствии пересеклась с зарождающимся Великим шелковым путем и обрадовала Великий Евразийский коммуникационный крест, сыгравший революционную роль во взаимодействии цивилизаций Востока и Запада.
Амбициозный и агрессивный император Ашока (около 272—232 до н. э.) был блестящим полководцем, стремился объединить разрозненные княжества Индостана, и был близок к окончательной победе. Но в 261 году до н. э. завоевание небольшой, исповедующей индуизм Калинги, расположенной на юго-востоке у Бенгальского залива, оказалось судьбоносным событием. Говоря современным языком, это была ограниченная по масштабам специальная военная операция (СВО), задача которой заключалась в объединении индуистского мира, зачистки местных радикальных националистов и демилитаризации небольшого княжества. Император был абсолютно уверен, что его армию будут встречать с цветами и с «хлебом солью» (рисовыми лепёшками). Была одержана победа, императорская армия зачистил до основания территорию так, что она со временем окончательно обезлюдела и заросла джунглями. Одним словом это была блестящая победа, но какой ценой. В результате войны погибло около 100 тыс. военных и мирных жителей, в том числе — 10 тыс. солдат императорской армии, сотни тысяч людей лишились крова. После этих событий, император Ашока начал испытывать угрызения совести и принял историческое решение – обратился к буддизму, учение которого призывает к отказу от войны и насилия. Фактически впервые в мировой имперской практике правитель трансформировал политику расширения границ с помощью военного насилия к «мягкой силе», внедрения «правильного» государственного устройства не через завоевания, а дипломатию и идеологию ненасилия. Император стал внедрять буддизм в государстве и отправлять миссионеров распространять учение просветления по миру.
Со временем по Великому шелковому пути буддизм вместе с христианством и другими религиями проник в Поднебесную. Китайская цивилизация, испытывающая циклическую смену имперских эпох с распадом на враждующие мелкие княжества, отдала предпочтение буддизму, ставшему одной из мировых религий. Китайские монахи, преодолевая невероятные трудности пути, совершали паломничество в Индию, в том числе в древние буддийские университеты в Таксиле и Наланде.
Многим образованным гражданам на Западе эти восточные университеты не известны.
За тысячу лет до имитации Болонской процесса в высшем образовании
Оксфорд, Кембридж, Болонья… — хорошо знакомы громкие имена европейских университетов, которые возникли в Средневековье. Особенно у братьев славян после развала СССР полюбился Болонский процесс, когда выяснилось, что можно вместо одного диплома продавать два — бакалавра и магистра. А как обстояли дела с образованием в далёком прошлом, преимущественно на Востоке?
В Вавилоне («вратах богов»), одном из крупнейших городов (около 150 тыс. жителей) и культурных центров древнего мира со знаменитой Вавилонской башней и висячими садами детей из богатых семей обучали в школах клинописи и другим наукам. Школы начали появляться в начале 2-го тысячелетия до н. э., когда шумерский язык стал выходить из употребления, и появилась необходимость учить ему будущих писцов. Тогда же стали появляться литературных произведений на этом языке.
На юго-востоке Европы в Древней Греции в 387 г. до н. э в пригороде Афин начала действовать самая знаменитая высшая школа античного мира «Академия», основанная великим древнегреческим мудрецом и педагогом Платоном (427 – 347 гг. до н. э.). В школе изучали не только философию и историю, но и математику, которая, по его мнению, помогала освободить ум от чувств и воспитать будущего мыслителя.
Самым знаменитым учеником Платона был Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), основавший в 335 г. до н.э. собственную школу – Ликей, которой и руководил последние 12 лет жизни. Уже после его смерти школу посещало до 2 тыс. слушателей, тогда как в Афинах, крупнейшем греческом полисе, насчитывалось 20 тыс. граждан. Хотя к началу II в. до н. э. Ликей пришел в упадок, он был закрыт только в конце III в. н.э., просуществовал около 650 лет.
Академия и Ликей стали классическими моделями высшей школы античности. По их образцу были организованы все крупные интеллектуальные центры греко-римской эпохи, а методы преподавания, стали основными для средневековых университетов Европы
Космополитическая Таксила
На стратегическом перекрестке крупных торговых путей, включая Великий колесный путь на север в Центральную Азию и караванный путь через труднодоступные перевалы Гималаев в Китай, возник величественный город античности Таксила (ныне в Пенджабе в 30 км к северо-западу от Равалпинди, Пакистан) у подножия Гималаев и Памира, недалеко от берегов Инда. Благодаря географическому положению процветала его экономика и культура. На санскрите он назывался Такшашила (принц змеиного племени), на языке пали – Таккашила, на китайском — Чу-ча-ши-ло. Греки знали город под названием Таксила, а римляне — Таксилла. Им правили правители империй Маурьев, Кушан и Гупта. Кушаны первыми выпустили золотые монеты, отражавшие экономическое процветание региона. Таксила (Такшашила) была столица древнего индийского народа гандхаров, наиболее крупным и богатым городом на севере Индостана. После персидского завоевания она стала столицей самой восточной сатрапии державы Ахеменидов.
Не удивительно, что именно здесь, на перекрестке международных торговых маршрутов, возник уникальный центр знаний. Космополитическая Таксила стала знаменитым учебным центром из-за своего географического положения у северо-западных «ворот» Индостана. Здесь преподавали выдающиеся буддийские мыслители, здесь были обнаружены одни из самых ранних изображений Будды. Прах Гаутамы Будды, согласно некоторым буддийским текстам, был помещен в ступу в Таксиле. Во II веке уже в Сасанидской империи город особенно расцвел как центр буддийских монастырей, здесь пересекались караваны из Северной Индии и Центральной Азии. В этот духовный очаг, несмотря на долгий, трудный и порой опасный путь стремились паломники из дальних стран, включая Сирию, Вавилон, Грецию и Китай.
В период с I по V вв. н. э. Таксила достигла своего апогея, стала крупным религиозным центром не только индуизма, но также буддистов и джайнов, священные писания которых повествуют об космополитическом светском городе, посещаемым людьми разных национальностей и религий.
Древняя религия джайнизм (санскр., «победитель») появилась в Индии приблизительно в IV—VI веках до н. э. Основателями учения считаются представители второй по значимости (после брахманов) варны древнеиндийского общества, состоящей из владетельных воинов, из которых выбирались раджи. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 5—6 млн. приверженцев в Индии, а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в других регионах мира. Джайнистские библиотеки — старейшие в Индии. На рисунке — современный символ джайнизма.
Космополитическая Таксила славилась всемирно известным древним университетом, сохранились руины его старых зданий. Историки отмечают необычную особенность учебного заведения без специальных помещений для занятий и определенных правил преподавания. Возможно, это был не просто город-университет, а уникальный энергетический международный центр обмена знаниями, которые циркулировали и передавались самыми эффективными способами.
Сюда приезжали учиться иностранные студенты из дальних стран. Минимальный возраст абитуриента с начальным образованием составлял 16 лет, и только треть из них могли сдать вступительный экзамен в университете. Образование было открыто для всех слоев общества, бедные, но способные студенты, освобождались от уплаты за обучение. Преподавалось более 60 предметов, включая математику, языки, философию, астрономию и военное дело, имелась огромная библиотека и астрономическая обсерватория. Это был мозговой центр будущих правителей держав.
Многие паломники из Китая, Месопотамии, Шри-Ланки, Вавилона и других регионов Индии посещали знаменитый университет, включая вавилонских, греческих, сирийских ученых, страстно увлеченных углубленным изучением знаний. В университете встречались и обогащали знаниями друг друга выходцы из многих держав с разной культурой и языками. Это было место культурного обмена, нашедшего отражение в искусстве и традициях античной эпохи. Университетская школа скульптуры были сплавом местного и греческого мастерства.
Университет древней Таксилы начинался как ведическое учебное заведение, особенно известное наукой, особенно медициной, и искусством, преподавались религиозные и светские предметы, астрология и мастерство стрельбы из лука. Высоко систематизированная ведическая модель обучения помогла создать наряду с Таксилой крупные образовательные центры в Наланде и Викрамашиле. В этих университетах преподавали не только ведические тексты и ритуал, но и различные дисциплины, такие как лингвистика, право, астрономия и логика. Роль Таксилы как центра знаний усилилась во времена империи Маурьев и греческого правления (индо-греков) в 3-м и 2-м веках до н. э.
Это не был университет в современном смысле, поскольку преподаватели могли не иметь официального членства в определенных колледжах, в отличие от более позднего университета Наланда в Бихаре. В число известных преподавателей в университете Таксилы, входят: Панини, великий индийский грамматик V века до н. э.; Чанакья, влиятельный премьер-министр основателя империи Маурьев; Кумаралата, основатель философской школы буддизма, причисляемой к хинаяне, привлекавшей студентов из Поднебесной.
Университет подарил миру известных ученых в области медицины, лингвистики, истории. Здесь учились будущие правители держав. Будда мог находиться под влиянием опыта и знаний, приобретенных некоторыми из его ближайших последователей в Таксиле. Возможно, несколько современников и близких последователей Будды учились в Таксиле, а именно: король Пасенади из Косалы, близкий друг Будды; Бандхула, командующий армией Паседани, Чандрагупта Маурья , будущий основатель империи Маурьев; Ангулимала, близкий последователь Будды; Дживака, придворный врач и личный врач Будды; Чарака , индийский «отец медицины» и другие.
Великий полководец Александр Македонский, впечатленный увиденным великолепием, взял с собой многих местных ученых. Космополитизм Таксилы просуществовало около 200 лет, пока в V веке город не был разрушен белыми гуннами. Незадолго до этого события его посетил китайский монах Фасянь, а монах Сюань-Цзан застал Таксилу уже в развалинах. Они оставили ценные воспоминания о своих путешествиях в Индию.
При нынешнем скромном населении трудно представить, что это место когда-то было античным центром университетского образования. Его золото и другие артефакты можно встретить в музеях европейских государств. Единственное оставшееся богатство Таксилы – нетленное время. В настоящее время древние руины – одни из самых значительных археологических памятников Азии, они отражают разные стадии в развитии города, который находился под влиянием Персии, Греции и Центральной Азии, а с V в. до н.э. до II в. н.э. был крупным буддийским центром образования.
Ступа, воздвигнутая по приказу императора Ашоки в III в. до н. э.
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/196516/pub_
Буддистский монастырский университет Наланда, подаривший миру «НОЛЬ»
Университет Наланды. Предполагаемая реконструкция по раскопанным остаткам 5-й ступы, VI век н.э.
Знаменитый буддийский монастырский комплекс и культурно-образовательный университет Наланда, существовал на протяжении тысячи лет, в нем обучались, работали, преподавали многие выдающиеся буддийские философы Индии и зарубежных стран, съезжались многочисленные паломники. Среди них были прославленные на Востоке учителя и ученики. Ценные описания культового места оставили известные китайские и корейские буддийские паломники.
Наланда находится в северо-восточной Индии (штат Бихар) в 90 км к юго-востоку от древней столицы Индии, Паталипутры (ныне Патна) вблизи Бодхгайи, главного места паломничества буддистов, где Будда достиг просветления.
Точная дата основания университета неизвестна, но некоторые историки называют III век до н.э. Расцвет Наланды пришёлся на эпоху империи Гупта (IV—VI века). Университету принадлежали учебные здания, 6 храмов и 7 монастырей, в огромной библиотеке хранилось около 9 млн. книг. Здесь преподавало сотни высокообразованных ученых из разных стран, включая Персию и Китай, училось до 10 тысяч студентов. В течение тысячелетия университет Наланда являлся самым значимым учебным центром в древнем мире не только по философии Махаяны и Хинаяны, но также по таким наукам как медицина, логика, астрология и многим другим.
Обучение разделялось на общее начальное (с 6 лет) и высшее специальное. Наряду с буддийским каноном, изучались индуистские и джайнские тексты; широко практиковались публичные диспуты, ставшие традиционным институтом индийской культуры.
Наланда была фактически первым международным университетом, в котором велось систематическое обучение по буддийской программе «великих книг пяти наук»: грамматика и лексикография, искусства и ремёсла, медицина, логика и философия. Изучались и так называемые малые светские науки: поэтика, стилистика, синонимика, музыка с танцами и астрология. В Наланде и других индийских буддийских монастырях впервые на регулярной основе стали изучать и преподавать медицину и оказывать врачебную (нередко бесплатную) помощь нуждающимся. Распорядок монашеской жизни в Наланде впоследствии был заимствован тибетскими и монгольскими монастырями.
В 1193 году тюркская (турко-афганская) армия разрушила и уничтожила Наланду. Здания и Великая библиотека, хранящая священные и редкие книги, горела в течение нескольких месяцев. Это событие нанесло катастрофический удар по буддизму в Индии. Многие буддийские монахи, спасаясь от преследований, бежали на Тибет, где в 1351 году открыли новый религиозный образовательный центр под тем же именем. Современный тибетский буддизм сформировался благодаря деятельности учителей из Наланды еще в IX—XII веках. Они сформулировали принципы Махаяны, которые в дальнейшем вошли в основу дальневосточного буддизма.
Одним из самых ярких достопримечательностей Наланды является ступа, сооружённая в честь родившегося и умершего в этой местности Шарипутры (568 – 484 до н.э.), ученика Будды Гаутамы, второго после учителя по глубине и широте мудрости.
В начале двадцать первого столетия по инициативе нескольких стран было запланировано восстановление Наланды как международного учебного центра. Сохранились руины университета, ставшие местом паломничества. Современный человек не может, не восхитится их великолепием.
https://i.ytimg.com/vi/uzn-qynoN-c/maxresdefault.jpg
https://tourpedia.ru/wp-content/uploads/2018/06/.jpg
https://tourpedia.ru/wp-content/uploads/2018/06/.jpg
В июне 2024 года премьер-министр Индии Нарендра Моди открыл новый кампус университета Наланда в Раджгире (штат Бихар) на территории знаменитого древнего Университета с богатым наследием. Основанная королем Гуптовской империи, Наланда стала маяком интеллектуального совершенства, и рожденные здесь знания и учения оказали глубокое влияние на развитие человечества, внесли существенный вклад в современную науку и технологии. Именно в Наланде было разработано понятие «ноль» под руководством знаменитого астронома Арьябхаты. Древний университет признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
В Индии цифра «ноль» именовалась санскритским словом śūnyaḥ («пустота»; «отсутствие») и широко использовалась в поэзии и священных текстах. Без нуля была бы невозможна изобретённая в Индии десятичная позиционная запись чисел. Первый символ для нуля обнаружен в индийском манускрипте от 876 г. н. э. От индийцев через арабов, называвших цифру 0 ṣifr (отсюда слова цифра, шифр, и итал. zero, ноль), она попала в Западную Европу. В империи Майя, существовавшей на полуострове Юкатан примерно с 300 года до н. э. по 900 год н. э., жрецы использовали ноль только для календарных нужд в системе счисления почти на тысячелетие раньше индийцев.
В средние века одним из важнейших религиозный и образовательный центров буддийской (махаяна) учёности наряду с Наландой был буддистский университет Викрамашила в исторической области Магадхе. Университет существовал в течение VIII—XII веков, состоял из семи монастырей, 6 храмов и библиотеки, которая насчитывала свыше 9 млн. книг. Он пользовался популярностью среди учёных Индии, Китая и Персии, но в 1193 году разграблен тюрками-мусульманами, что повлекло окончательный упадок буддизма в Индии.
Сюань-Цзан. Таинственный китайский толстяк-монах и путешественник
Китайский буддийский монах Сюань-Цзан, («Таинственный толстяк», 602—664) был философом, путешественником и переводчиком времён династии Тан, родился в семье учёных, Он известен семнадцатилетним путешествием в Индию, где учился и общался со знаменитыми буддийскими мастерами, в частности в монастыре Наланда.
Сюань-Цзан доставил в Поднебесную из Индии 657 текстов одного из буддийских канонов на санскрите. Получил поддержку императора и организовал большую школу переводов в Чанъане, привлекая к работе многочисленных учеников из Восточной Азии. Он лично перевёл на китайский язык 1330 сочинений. В результате деятельности его школы переводов на Дальнем Востоке была основана буддийская школа Фасян, которая распространилась в Японии.
В 646 году по заданию императора монах завершил книгу «Путешествие в Западный край [во времена] Великой Династии Тан», которая переведена на многие языки, включая русский. Позднее во время династии Мин на сюжет его путешествия был написан знаменитый роман «Путешествие на Запад», вошедший в число классических сочинений китайской литературы и до сих пор популярный во всём мире. Японский сериал «Путешествие на Запад» (1978—1980) в двух сезонах по 26 серий, также известный как Monkey Magic.
Чтобы сохранить священные буддийские книги и статуи, привезенные из Индии, Сюань-Цзан предложил императорскому двору построить пагоду. В 652 году в эпоху династии Тан появилась Большая пагода Диких гусей. Знаменитый буддистский монах поселился в этом храме, он потратил 19 лет на перевод 74 частей Сутры и придал буддистское направление храму.
https://img.tourister.ru/files/3/0/1/1/4/2/2/5/clones/870_654_fixedwidth.jpg?t=1721779200028
Литература
Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. — М.: «Наука», 1985. 758 с. (СПб., 2001).
Джон Кей История Индии. Эпопея в пять тысяч лет…. — М.: АСТ, Астрель, 2011. 761 с. https://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/%27%27Istoricheskaya_biblioteka%27%27.
Монастырь Наланда, буддийский университет древней Индии. URL: https://tourpedia.ru/nalanda/
Великий час Индостана
Древнеиндийская империя Маурьев, от кровопролитной войны к идеологии ненасилия. Буддийские университеты Таксила и Наланда, подаривший миру «Ноль»
«Река жизни». Великий имперский (колёсный) путь
Мировая супердержава-призрак Кушаны, бесследно растворившаяся в истории
Великие Моголы. Величайшая империя Востока, возникшая случайно
Публикации автора об Индии на портале «Институт геополитики»
и в иллюстрированном журнале «Ландшафты жизни»:
Индия. Самая большая демократия мира
Индийская цивилизация. Срединный путь «страны мудрецов»
Бангалор. Столица индийского чуда
Индийский штат Гоа
Малабарский берег купцов и пиратов
Афанасий Никитин. Великий путешественник по воле судьбы
«О, баядера, о, прекрасный цветок!»
Золотой век Португальской Индии
Апостол Индии и местной инквизиции
Старый Гоа. Рим Востока
Виджаянагар. Великая империя, поглощённая царством обезьян
Древний Хампи
Город Победы. Индийский ренессанс империи Виджаянагара
Храм Вирупакши. Символ величия империи
Храм Вирупакши. Натуралистические скульптурные рельефы
Храм Виталы. Каменная колесница. Поющие колонны
Великий Шелковый путь на евразийских рубежах вражды и мира
Особенности торговли на Великом шелковом пути. Еврейские купцы и хождение евреев в Поднебесную
Звездный час Согдианы и Хорасана. Средневековые университеты (медресе),
не продающие дипломы и звания
Почему бессмертный Дракон Поднебесной не покорил Европу,
и Китай оказался под династиями степных «варваров»?
«Геополитика сверхдержав»