Обсудить статью в дискуссионном клубе
Мировая супердержава-призрак Кушаны, бесследно растворившаяся в истории
Владимир Дергачев 25.10.2024
https://static.wikia.nocookie.net/berserk/images/6/69/Kushan_army.jpg/. Энциклопедия БЕРСЕРКОВ («Берсерк» — популярный японский комикс в жанре темного фэнтези).
Кушанские боевые слоны (тяжелые танки раннего средневековья), сопровождающие передвижной дворец императора Канишки.
Великая империя-призрак
Кочевники против кочевников
Греко-буддизм эллинизированных кушан-кочевиков
Великий кушанский правитель
Фундамент экономической мощи империи — Евразийский коммуникационный крест
Буддизм. Государственная религия Кушанской империи
Столица Кушанской империи и Ступа Канишки Великого с мощами Будды
Путь с вершины могущества в небытие. Почему великая империя пала? Тайна Пакс Кушана
В начале новой эры на Земле на евразийском континенте доминировали четыре мировых империи (Римская, Кушанская, Парфянская и Поднебесная). Население Римской империи достигло 65 млн. человек (160 г. н. э), из них 11 млн. составляли рабы, занятые в средиземноморских латифундиях и надомной работе в крупных городах. Численность населения китайской империи Хань составляла 56 млн., а Парфии — 20 млн. человек. В эпоху расцвета (105—250 годы н. э.) население Кушанской империи составляло 60 млн. или 20 % населения Земли. Тогда в Индостане проживала почти половина населения Земли (140 из 300 млн. человек).
Великая империя-призрак
Кушанская империя или царство (I — III века н. э.) была основана на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии кушанами или кочевым индоиранским народом тохаров, пришедшим с территории нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района. Кушанская цивилизация, основанная на греко-буддизме, оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив достижения многих народов. Кушанская империя по своему могуществу была сопоставима с Римской империей, Парфией и Поднебесной, но почти не оставила после себя следов материальной культуры. Об этой великой двухсотлетней империи знают преимущественно историки. Для сравнения СССР (Советская империя) просуществовал всего 69 лет, с 1922 по 1991 годы. Территория Кушанского царства на рубеже новой эры
Кушанская империя в континентальной Азии около 100 г. н.э.
Факт существования огромной Кушанской империи был осознан историками не ранее середины XIX века. Хронология и история восстановлены преимущественно по сохранившимся монетам, китайским летописям (в частности «История империи Поздняя Хань»), а также отдельным индийским и греческим свидетельствам. По поводу имён царей и хронологии продолжаются споры.
Кушанская империя стала одной из крупнейших мировых держав, охватывающей значительную часть Центральной Азии, территорию современного Афганистана, большую часть Пакистана и север Индии.
Государство имело дипломатические связи с Римом, Персией и Китаем. В 87 году кушаское посольство было отправлено ко двору китайской империи Хань, но было убито на обратном пути. В отместку в 90 году кушанское войско атаковало Кашгар, где правил ханьский наместник.
В отличие от возникшей в средневековье Монгольской империи, образованной кочевниками, и объединившей Великую Евразийскую степь, Кушанская империя вопреки всему объединяла территории от Аральского моря до великих рек Инд и Ганг, равнины и горы, степи и пустыни, оазисы, плодородные долины Ферганы и Инда.
Долина Инда является колыбелью цивилизаций Хараппы, Мохенджо-Даро и других полисов из древнейших городских поселений в мире. Возникнув 5300 лет назад, они существовали и процветали более тысячелетия, прежде чем климат стал меняться. И в результате местное население начало уходить, а их родину заняли древние арии. Несмотря на большую длину, Инд является в восемь раз менее полноводным, чем Ганг (3180 км против 2700 км), и находится на 54 месте в мире по водоносности. Инд питается в большей степени от ледников и меньше зависит от прихода муссонов, река снабжает водой наиболее засушливую область субконтинента. Благодаря реке исторический регион Пенджаб является исключительно плодородным для земледелия в отличие от южной пакистанской провинции Синд, где дождей практически нет.
Географические размеры Кушанской империи сделали её плавильным котлом разнообразных культур и религий. Особо густонаселёнными были долина Ганга и Ферганская долина – сложная по этническому составу и самая плодородная в Средней Азии. Она представляет собой межгорную впадину, через которую проходил один из западных маршрутов Великого шелкового пути.
Ударной силой кушанской армии многочисленная кавалерия и боевые слоны (тяжелые танки средневековья). Каждое воинское подразделение состояло из нескольких сотен всадников и лучников. В баталиях использовались военных рабы и пленные солдаты вражеских армий, вынужденные сражаться за кушан. Широко применялись пушки, осадные башни и галеры. Передвижной дворец императора (верховного главнокомандующего) сопровождала стража на боевых слонах. Кушанской армия отличалась жестокость при завоевании Срединных Земель и уничтожала города, на развалинах которых строились новые.
Пришедшие неизвестно откуда кочевники, огнем и мечом потеснив местных правителей, создали империю, которая через три с половиной столетия почти бесследно растворилась в истории. Загадочная древняя сверхдержава осталась в памяти соседей на маршрутах Великого шелкового пути и создала удивительную рубежную культуру, где эллинизм соединился с буддизмом.
Историки впервые узнали об этом царстве лишь в середине XIX века, когда несколько владельцев европейских нумизматических коллекций обратили внимание на эллинистические монеты с выбитыми на них именами царей неизвестного Кушана. Археологи вскоре установили, что это огромная по протяженности держава, населённая многочисленными народами, носителями разных культур, образовалась к югу от Амударьи на развалинах Греко-Бактрийского царства — восточного осколка империи Александра Македонского.
Со временем установили приблизительную хронологию Кушанского царства. В 176-160 годы до н.э. произошло изгнание из бассейна реки Тарим в Синьцзяне на запад племени юэчжей, которые около 135 года до н.э. обосновались в Бактрии и на рубеже новой эры образовали царство. Примерно с 127 по 147 года оно достигло наибольшего расцвета, превратившись в могучую империю при правлении Канишки Великого. В 138 году римский император Антонин Пий принимает бактрийских (кушанских) послов. Около 240 года установилась вассальная от Сасанидского Ирана власть Кушаншахов на части кушанских земель. А еще через век было основано государство Кидаритов, впоследствии ушедшее в небытие после вторжения «белых» гуннов.
Кочевники против кочевников
За три века до начала новой эры Поднебесная (Империя Цинь) в борьбе с главным врагами сюнну (грозными кочевниками евразийских степей), прибегала к помощи тактических союзников. Поначалу китайцам успешно помогало кочевое племя гуйшуанами (отсюда позднее «кушаны»), входившее в конгломерат кочевых племен юэчжи. Однажды взаложники к юэчжи попал принц из племени сюнну, при этом его отец не только не боялся гибели наследника, но даже надеялся, что он будет убит. Но сыну удалось бежать из плена, лишить жизни коварного родителя и покорить племена юэчжи. Но некоторым из них удалось бежать от мести из западных пределов древнекитайского мира и перейти восточные рубежи греческого мира. Постепенно «люди луны» (так часто переводят название «юэчжи») продвигались все дальше на запад и вторглись в Бактрию. Её относительно достоверная история начинается с захвата этих земель персидским царем Киром, затем без особого труда Александр Македонский превратил ее в провинцию своей империи. Позже эта территория отошла к военачальнику Александра Селевку. Наконец, около 225 года до н. э. его наследники, селевкиды, выделили Бактрию в Греко-Бактрийское царство, завоевавшего и земли севера Индии (долину Инда).
Сложилось впечатление, что великая империя Александра возродилась на Востоке, но ненадолго.
Примерно к 135 году до н. э. один из народов юзчжи («кушаны»), уже владел землями Бактрианы на севере нынешнего Афганистана, в Узбекистане и Таджикистане. Вскоре кочевые завоеватели Бактрии принялись активно возводить крепости на руинах разрушенных городов. Китайский посол сообщает императору Поднебесной, что «Большое Юэчжи» представляет собой мощное кочевое царство с населением около 400 тысяч человек, а столица кушан походила на гигантский караван-сарай.
Греко-буддизм эллинизированных кушан-кочевиков
Следующие сведения о кушанах появляются только после 40 года н. э., когда их вождь принял титул «царя всех кушан» и поместил свою ставку в долине Кабула. И подобно другим варварским народам, кушаны-кочевники эллинизировались, завоевав более высокоразвитую цивилизацию.
Кушаны, жившие с греческим населением до III века приняли многое из жизни бактрийцев и создали собственную уникальную рубежную культуру. Послы китайской династии Хань безуспешно склоняли кушан к новому союзу с Поднебесной. Новое царство оказалось слишком далеким от Китая и его интересов, чтобы ввязываться в старые конфликты. К правителям кушан постепенно переходит посреднический контроль на главных маршрутах Великого шелкового пути, и казна пополняется беспрерывными богатыми пошлинами, взимаемыми с бесчисленных караванов.
Богатство привело к экспансии кушан, они завоевали северную Индию и южный Пакистан, принадлежавшие прежде парфянам. В 180 году до н. э. сын греко-бактрийского царя Эвтидема Деметрий скрылся в глубине Индийского субконтинента, где основал Индо-Греческое царство, которому всего через полторы сотни лет предстояло пасть под натиском кушан.
Физическое присутствие греков на Востоке вело к неизбежному смешению идеологий и культур. Многие греки обращались в буддизм. Но если на рубеже новой эры эллины сошли с исторической арены, то этого не произошло в культуре, где сформировался своеобразный сплав греко-буддизма.
Это направление процветало до V века на современной территории Афганистана, Пакистана и в северо-западных районах Индии — в западных областях Джамму и Кашмира. Правители Кушанского царства оказали огромное влияние и на развитие буддизма, особенно махаяны, перед тем, как это учение распространилось по Центральной и Северо-Восточной Азии, а с I века н. э. — в Китае, Корее и Японии.
Начало греко-буддизма в Индии было положено еще Александром Македонским (356—323 годы до н. э.), которого в завоеваниях сопровождали философы. Эти мыслители в течение тех полутора лет, что армия находилась в Индии, активно общались с «голыми философами» субконтинента — в результате чего родились исключительно буддийские по духу тезисы: «Ничто не существует в действительности, человеческой жизнью управляет привычка», «Нет ничего, что было бы само по себе больше того, чем это», «Происходящее с человеком не является плохим или хорошим, а наше отношение к этому — лишь сон».
В Греко-Бактрийском и Индо-Греческом царствах были и двуязычные указы, и созданные по эллинскому образцу администрации, монеты и алфавит, позаимствованный теми же кушанами. А еще в некоторых буддийских божествах отчетливо отобразились «черты» греческих богов.
В своеобразной кушанской форме греческое искусство дошло даже до Китая и Японии, но прежде оно перемешалось с индуистским и буддийским. Еще до греков в Бактрии преобладал зороастризм, который кочевники-юэчжи тоже восприняли. После продвижения на север Индии и поддержки, которую их правитель Канишка Великий оказал махаяне, это учение дополнило основной канон буддизма новыми текстами, подняв Будду до высокого статуса, создав вокруг него пантеон полубожественных последователей альтруизма, посвятивших себя спасению людского рода, достижению личного совершенства и окончательного знания.
Кушанская империя отличалась сочетанием разнообразных культурных и религиозных влияний на рубежах Востока и Запада эллинистических, персидских и среднеазиатских традиций. Это ярко отразилось в изобразительном искусстве, архитектуре, литературе и религии. Главной особенностью империи была её религиозная свобода, здесь мирно сосуществовали все известные религии мира. Пантеон богов Кушана включал языческих богов Древнего мира, но самой популярной религией был буддизм.
Древняя буддийская ступа Ахин Пош («покрытое железом место») и монастырский комплекс в окрестностях Джелалабада, (Афганистан) датируемый примерно 150-160 гг. н. э., во времена Кушанской империи. Ступа содержала монеты кушанских и римских императоров, была впервые раскопана в 1879 году. В ходе раскопок были обнаружены останки колоссальной статуи Будды из глины, покрытой штукатуркой, у входа в главные ворота, со ступнями длиной 58 см.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/dc/.jpg
Великий кушанский правитель
Кушанский царь Канишка Великий (годы жизни, приблизительно 63 – 125 гг.) был одним из величайших правителей древнего мира, взошел на престол сорокалетним и правил с 103 по 125 год. Возможно, он был зороастрийцем, но прославился как покровитель буддизма, при нём в 110 году в Кашмире прошёл Четвёртый буддийский собор, что содействовало усилению позиций буддизма на Индийском субконтиненте и Центральной Азии. При нем Кушанское царство достигло наивысшего расцвета, превратившись в великую империю со столицей в Пешаваре (древнее название Пурушапура). Держава включала значительную часть Центральной Азии (Бактрия и юго-восток Согдианы с Бухарой и Самаркандом), Ферганскую долину, часть Восточного Туркестана (бассейн Тарима, современный Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР с Яркендом, Хотаном и Кашгаром), современные Афганистан и Пакистан, а также северную Индию. Кушанская империя была оплотом греко-буддизма и кроме духовной сферы, обладала военно-политической и экономической мощью сверхдержавы древнего мира. Благодаря Канишке утвердилась особая традиция в греко-буддийском искусстве и архитектуре. На монетах той эпохи попадаются изображения из индуистской, буддистской, греческой, зороастрийской и даже шумеро-эламитской мифологии.
Величайший среди кушанских царей-императоров Канишка правил около 30 лет начиная с 127 года. При нем кушаны овладели Кашгаром, Яркендом и Хотаном, став могущественным народом Средней Азии и заняли все культовые форпосты, связанные с буддизмом — главной объединяющей идеологией многонационального государства.
Первый царь Герайос, назвавший себя «Кушаном» на монетах (1-30 гг. н.э.) Справа — золотая монета с изображением Канишки Великого, императора Кушанской империи во времена ее расцвета.
http://www.cngcoins.com, ancient-origins.net
Фундамент экономической мощи империи — Евразийский коммуникационный крест
Кушанская империя была создан в эпицентре Евразийского коммуникационного креста, на перекрестке маршрутов Великого шёлкового пути Восток – Запад и Север – Юг. Фактически в двадцать первом столетии в результате глобальной геополитической трансформации Запад - Восток формируется аналогичный евразийский коммуникационный каркас (Евразийский крест). Его основу составляет китайский суперпроект «один путь – одна дорога» (новый ВШП Восток – Запад) и международный транспортный коридор Север Юг (Россия, Иран, Индия).
Большие и малые кушанские города были связаны дорогами и караванными путями. Объединявшая их развитая внутренняя и внешняя торговля составляла экономический фундамент Кушанского государства. Торговля велась сухопутная и морская — через западные порты Индии. Доминировала торговля с Римской империей и прежде всего с ее восточными провинциями. Сухопутная дорога шла на север, в Бактрию, и далее в Китай. Кушанские торговцы достигали Александрии Египетской, важнейшего торгового порта Средиземноморья.
В Рим экспортировались пряности, благовония, драгоценные камни, слоновая кость, сахар. Большое значение имела торговля рисом и хлопчатобумажными изделиями. Транзитом из Китая шли шёлк, кожи и другие изделия. Из Рима импортировались ткани, одежды, изделия из стекла и драгоценных металлов, статуи и различные вина. В большом количестве ввозилась золотая и серебряная римская монета, клады которой часто встречаются на территории Кушанской державы. Римское золото использовалось кушанами также для чеканки собственных монет. В торговле с Поднебесной особенно высоко ценились лошади из Ферганы. Кушаны получало крупные доходы в результате взимания таможенных пошлин. При раскопках дворца царского наместника в Баграме была обнаружена сокровищница, заполненная ценными товарами из Рима, Индии и Китая, которые собирались в качестве пошлины с проходивших караванов.
Кушанское царство превратилось в огромную империю, занимавшую территорию от Индии и Хотана до юга Узбекистана и Афганистана. Строились новые города, развивались ремесла и устанавливались торговые связи с Индией, Китаем и Римской империей. Широкий размах принял международная транзитная торговля, способствовавшая укреплению Великого шелкового пути.
Из Средней Азии в Поднебесную везли шерстяные ткани, ковры, украшения, лазурит и породистых лошадей из Ферганской долины. Из Китая доставлялись шелковые ткани, железо, никель, меха, чай, бумага и порох. Путь в Индию был назван «висячим перевалом» из-за высоких труднодоступных гор.
Из Индии вывозили пряности и благовония.
Через Иран с Сирией торговый путь шел в Рим, где китайский шёлк ценился на вес золота. Главный маршрут проходил через Дуньхуан, Турфан, Кашгар, Ош, Андижан, Коканд, Самарканд, Бухару и Мерв (современный город Мары в Туркменистане), где Великий шелковый путь разветвлялся. Одна ветвь вела через Хорезм на Волгу, в Восточную Европу. Таким образом, товары из Китая, Индии и Средней Азии достигали Руси — Киева, Новгорода, а позже и Москвы, где на рынке был особый, как его называли, «индийский» ряд, где торговали в основном восточные, индийские купцы. Другой маршрут шел через Балх и земли современного Афганистана в Индию. Третий направлялся к Багдаду и далее к Средиземному морю. Здесь товары перегружались на корабли и попадали в Египет, Византию, Италию.
Кроме основных коммуникаций Великого шёлкового пути существовали караванные тропы. «Золотой» путь в Сибирь, названный так из-за сказочных богатств Кураминских и Алтайских гор, а также реки Зарафшан, шёл к поселениям рудокопов и стоянкам кочевников. Это был путь в Сибирь, проходивший через Фергану по побережью озера Иссык-Куль. Существовал «серебряный» путь, по которому шли караваны с серебром из Средней Азии через Хазарский каганат, Булгарское государство — в Киевскую Русь и далее в Европу. Серебро шло на чеканку монет. Судя по находкам серебряных монет (дирхемов) на территории Руси, Балтии и Центральной Европы, они вывозились и как деньги, и как товар. Торговля в основном была меновая, деньги служили лишь единицей счета. Купцы оценивали свой товар в определенную сумму и меняли его на другой товар такой же стоимости.
Кушаны унаследовали развитое сельское хозяйство Бактрии, основанное на поливном земледелии, что благоприятствовало высокой плотности населения, значительная часть которого проживала в городах.
Способность империи контролировать ключевые торговые пути способствовала её процветанию и сыграла решающую роль в передаче идей и товаров между различными цивилизациями. С караванами на Запад и Восток по Великому шелковому пути шли купцы, дипломаты, искатели лёгкой наживы и приключений, ремесленники и земледельцы, а также паломники — пилигримы.
Буддизм. Государственная религия Кушанской империи
Особенно много бродило по караванным путям буддийских монахов, служителей культа Будды, распространявших религию. Постепенно буддизм из Индии проникает вдоль Великого шёлкового пути в Среднюю Азию, где археологами значительный центр буддизм был обнаружен во II в. н.э. в Северной Бактрии, при раскопках в Термезе. Здесь находились храмы, посвященные Будде. Отсюда религия распространилась по всему региону и стала государственной в Кушанской империи.
Затем по караванным путям буддизм постепенно достиг Китая, а затем Японию, Юго-Восточную Азию и Индокитай. Особенно прочно он укоренился в Китае и Японии. Главная роль в распространении буддизма принадлежала Великому шелковому пути. Буддизм был не единственным учением на этом маршруте, по нему распространялись зороастризм, несторианское христианство и манихейство. Несторианцы бежали в Среднюю Азию и Китай от преследований, которые начались, когда их толкования христианских сюжетов были объявлены православной церковью в Сирии ересью. Православные считали, что Иисус был рожден человеком, а затем уж стал мессией (Христом). Китайцы называли христианство «учением света» и отличали его от зороастризма, который они обозначали как «учение огня». В Китае зороастризм не получил широкого распространения и оставался религией чужеземцев. Манихейство, «учение о двух принципах», имело в противоположность этому большой успех. Оно сочетает в себе элементы зороастрийских и христианских религиозных представлений. Характерным также является строгий дуализм, утверждаемый двумя непримиримыми принципами Добра и Зла. Запрещенное в Персии в III в., манихейство прочно обосновалось в Согдиане, а начиная с VIII в. нашло многочисленных сторонников в Средней Азии среди уйгуров. Период его расцвета длился вплоть до Х века. Отношение китайцев к манихейцам большей частью зависело от их отношений с уйгурами, а они, в свою очередь, были жизненно важными для функционирования торговли на Великом шёлковом пути. После Х века манихейство в западной части Центральной Азии было окончательно вытеснено исламом, а в восточной части — буддизмом.
На Великом шёлковом пути осуществлялась не только миграция религий, параллельно шёл активный культурный взаимообмен, в том числе письменности и музыки. Средняя Азия выступала не только посредником, но и активным участником музыкального взаимообогащения народов.
Политическая обстановка, сложившаяся в регионе на рубеже античности и раннего средневековья, в результате которой Средняя Азия, Восточный Туркестан и Северная Индия вошли в государственное объединение Кушанской империи (I— III вв.), а затем Тюркский каганат (VI— VII вв.), способствовала установлению наиболее тесных контактов с Востоком. В раннем средневековье усиливается этническая и культурная общность народов Средней Азии, укрепляются связи с Поднебесной империей.
Распространив свое влияние по всему Индостану, кушаны расширили регулярную торговлю с портами Персидского залива. К концу I века н. э. им принадлежали огромные территории от Арала до Ганга и Восточного Туркестана. Начинается эпоха наивысшего могущества и благосостояния Кушанской империи. Особенно важным для обогащения кушан стало завоевание долины Инда, где
земля неслыханно плодородна, а населения достаточно для успешного ее возделывания.
Купцы из Римской империи добирались до портов в низовье Инда, где можно было приобрести драгоценные камни, тонкие хлопчатобумажные ткани, отличные шерстяные ковры, благовония всех видов, сладости, перец, имбирь и черную соль.
Государство кушан продолжало расширяться преимущественно вдоль основных маршрутов Великого шелкового пути на юг и северо-восток, были захвачены территории современного Пенджаба и части Афганистана, прежде не покорившиеся кушанам.
Столица Кушанской империи и Ступа Канишки Великого с мощами Будды
Столицы Кушанской империи менялись в соответствии с её стратегическими и административными целями расширения. Первоначально основанная в Каписе (современный Баграм, Афганистан), столица позже была перенесена в Пурушапуру (современный Пешавар, Пакистан), что указывает на расширение империи на юг.
В настоящее время Пешавар («город человека», 3,6 млн. жителей, 2010) — административный центр провинции, финансовая, экономическая, политическая и культурная столица приграничного Пакистана, важнейший центр пуштунского населения. Пуштуны поселились здесь ещё в 1-м тысячелетии до н. э., со временем поселение Пурушапура стало важным центром буддистской культуры, наряду с Кандагаром и Кабулом.
На протяжении многовековой истории город являлся торговым центром на древнем Шёлковом пути, на рубежах различных культур. Найденный неподалёку манускрипт Бакшали, является древнейшим из примеров решения математических задач по нахождению квадратного корня различных чисел (датируется началом II века до н. э.).
В 159 году до н. э. город был захвачен царём Греко-бактрийского царства, а после его гибели под ударами кочевников-юэчжей вошел в состав Индо-греческого царства. Взаимодействие греческой, буддистской и индуистской культур породило рубежный феномен греко-буддизма. Благодаря выгодному географическому положению и разумной политике царей, Пурушапура процветала, и в конце I века н. э. насчитывала около 120 тысяч жителей, входила в десятку крупнейших городов мира.
В 127 году кушанский царь Канишка Великий перенёс в Пурушапуру столицу империи. Город стал крупнейшим центром буддистской теологии, привлекая множество паломников от Средней Азии до Явы и от Кореи до Шри-Ланки. Любопытно, что большая часть горожан при этом были индуистами, а многие из кушанской знати — зороастрийцами. Возможно, здесь в самом высоком здании в древнем мире, в Ступе Канишки (II век н.э.) когда-то хранились священные буддийские реликвии. Шкатулка, найденная на месте ступы и содержащая реликварий Будды, ныне хранится в Пешаварском музее, а ранее реликварий был в Мандалае (Бирма).
Ступа Канишки — один из выдающихся памятников буддийской архитектуры Кушанской империи. От неё сохранились только развалины, а её подробное описание дают китайские паломники-буддисты.
Построенная в честь кушанского правителя ступа превышала высоту 128 м (по другим данным 210 м.) и могла быть равна или превосходить по высоте пирамиду Хеопса. Со ступой связано много буддийских легенд и предсказаний. Была разрушена мусульманскими завоевателями в Средневековье и к настоящему моменту не сохранилась.
В начале ХХ века археологи открыли основание знаменитого храма и определили, что его площадь составляла около 90 кв. м и была покрыта драгоценными камнями. Они обнаружили в камере под ступой позолоченный реликварий, который считают принадлежащим Канишке Великому. Археологи нашли три фрагмента костей, которые кушаны считали принадлежащими Будде. Ныне сам реликварий находится в Пешаваре, его копия — в Британском музее, а предполагаемые останки Будды англичане, занимавшиеся раскопками, отправили в 1910 году в Бирму, где их было проще охранять.
Вероятное первоначальное появление первой ступы II век н.э. Шкуатулка в ступе Канишки Великого, который изображен на стенке реликвария в окружении иранских богов Солнца и Луны.
Длинная надпись на реликварии сделана греческим художником Агесилаем — «управителем работ государя Канишки в монастыре Махасена». На крышке изображен Будда на лотосовом пьедестале, ему поклоняются Браха и Индра, а по краю крышки — летят гуси, которые символизируют души, покидающие круг сансары. У некоторых из них в клювах греческие венки победителей.
Последователи принца Сиддхартхи Гаутамы бродили по Индии и Бактрии еще за несколько веков до появления здесь кушан. Однако в деле государственного признания и поддержки этой религии решительный шаг был сделан только при Канишке. Истинную славу этот правитель, обозначенный на монетах как «Царь царей, Канишка Кушанский», обрел пожилым, по античным меркам, человеком, вступив на престол сорокалетним. К этому возрасту он как буддист уже состоялся.
Больше всего документальных сведений об этом правителе сохранилось в китайских источниках. Он отдавал все свободное от государственных забот время изучению сутр и с этой целью ежедневно приглашал к себе нового монаха для бесед об учении Шакьямуни. В ходе этих бесед правитель уяснил — представители разных школ понимают свою веру совершенно по-разному и компромисса в трактовках не видят. И тогда Канишка принял судьбоносное решение: созвать собор самых выдающихся теоретиков буддизма, дабы навести между ними мосты. В результате отбора делегатами стали 500 человек, которые и прибыли в Кашмир. Царю не удалось добиться поставленной цели. Разговор привел к окончательному распаду религии на два основных течения, существующих до сих пор — Большую колесницу (махаяну) и Малую (хинаяну). Сам государь заявил себя сторонником последней — хотя бы потому, что согласно хинаяне полноценным буддистом может быть любой человек, а не только ушедший от мира монах. Но вот государственное покровительство он предпочел оказать махаяне, ибо счел, что именно это учение подойдет его подданным как нельзя лучше.
Власть империи явно нуждалось в религии, при которой все ее граждане, занимаясь тем, что мы сегодня назвали бы «общественной деятельностью», превратились бы в единую культурную и духовную силу. Союз «алтаря и трона» дал махаяне возможность прочно встать на ноги, а кушанам — расширить сферу своего политического влияния не только в собственной державе, но и далеко за ее пределами.
Впрочем, историчность собора при Канишке до сих пор не доказана. Зато бесспорным фактом является то, что во второй половине II столетия, то есть сразу после правления кушанского реформатора, буддистские миссионеры хлынули на восток, в первую очередь в Китай, где это учение расцвело пышным цветом. И все они были приверженцами махаяны.
Что до земель самого Кушанского царства, то там массового обращения населения в буддизм как раз не получилось. Несмотря на поистине грандиозные масштабы храмового строительства, на повсеместную организацию монастырей, которые деятельно поддерживали Канишка и его наместники, в той же Бактрии, например, прочно удерживались и местные культы.
Государь навел порядок в денежной системе, велев выпускать монеты с легендой только на бактрийском языке. До этого не соблюдалось строгого канона (чеканили и двуязычные персидско-греческие монеты и индусские). Собственно, кушанская письменность для передачи слов языка тохарской группы использовала греческий алфавит с добавлением буквы «ш».
Путь с вершины могущества в небытие. Почему великая империя пала? Тайна Пакс Кушана
Кушанская империя была эпицентром торговли на древнем Шёлковом пути, соединившим Восток и Запад. Два века мира и процветания подарили истории великую империю Пакс Кушан, представляющую загадку, её идентичность во многом остаётся тайной. Основной версией является происхождение кушан из Таримской впадины, племенной конфедерации юэчжи. Некогда им пришлось покинуть свою родину на северо-западе современного Китая и двинуться на запад в Бактрию, вытесняя по мере продвижения другие народы. В результате контактов вдоль караванных путей восток – запад и север – юг образовалась крупная держава с централизованной властью. Географически территории Кушанской империи охватывали стратегические и разнообразные земли Средней Азии и северной Индии с плодородной долиной Инда. В состав империи входили Бактрия (часть современного Афганистана, Таджикистана и Узбекистана), Гандхара (часть современного Пакистана и восточного Афганистана) и другие территории.
Империя стала могучей, начиная с 90-х годов н.э., и во время правления Канишки Великого (с 127 по 151 гг. н.э.) достигла своего расцвета. Она стала плавильным котлом разнообразных культур и религий на Великом шелковом пути и его главных маршрутах. Контроль ключевых торговых маршрутов способствовал её процветанию и взаимообогащению других великих держав.
Кушанская империя (ок. 30 – ок. 375 н.э.), объединившая лучшие достижения Запада и Востока, создала рубежную греко-буддистскую культуру. Её правители последовательно следовали греческим культурным идеям и иконографии, затем греко-бактрийской и индуистской традициям, и, наконец, покровительствовали буддизму. Особая заслуга в этом принадлежит императору Канишки Великому, использовавшего в своем пантеоне и элементы зороастризма. Кушаны сыграли выдающуюся роль в распространении буддизма в Центральной Азии и Китае, положив начало двухсотлетней эпохе относительного мира, который иногда называют «Мир Кушана». Столицы Кушанской империи со временем менялись, отражая стратегические и административные цели, в том числе расширения на юг.
Кушаны, возможно, первоначально использовали греческий, а затем бактрийский язык в административных целях.
Кушанская империя была в эпицентре торговых отношений между Римской империей и Поднебесной. Правитель Канишка отправил свои армии к северу от Каракорума. Прямая дорога из Гандхары в Китай более века оставалась под контролем кушан, поощряла путешествия через Каракорум и способствовала распространению буддизма махаяны в Китай. Династия Кушан имела дипломатические контакты с Римской империей, Сасанидской Персией, Аксумской империей и династией Хань в Китае.
Почему же она исчезла, практически не оставив следа? Историки не всегда обращают внимание на климатические изменения в Евразии, природную цикличность усыхания и увлажнения Великой Евразийской степи. Кушанскую империю образовали кочевники, их миграцию и экспансию вызывали не только конфликты с соседними племенами, но и климатические изменения (усыхание степи).
Римский климатический оптимум охватывал время с 250 года до н. э. до примерно 400 года н. э. Мягкий климат способствовал процветанию крупных империй. Именно на этот период приходится максимальное расширение Римской империи. Затем наступило похолодание, его минимум пришелся на 536 год н.э. Причиной считается извержения крупных вулканов или падение на Землю крупного астероида. Тусклый солнечный свет, частые сильные ливни, наводнения, массовый голод из-за неурожаев описывается в летописях очевидцев. В Восточной Азии не хватало тепла в зимнее время, как на крайнем севере, и не удивительно, что народы стали переселяться в теплые места.
Великое переселение народов IV—VII веков было инициировано главным образом вторжением кочевых племен гуннов в Римскую империю и на Юг. Одним из ключевых событий явились указанные выше климатические изменения раннего Средневековья, но катализатором миграций стало завоевание Европы гуннами за 160 лет до этого события. Под ударами гуннов Римская империя была ослаблена и фактически разбита на два государства. Великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а впоследствии и религиозными конфликтами между германскими племенами и романизированным оседлым населением.
В результате нашествия степных племён и климатических изменений Великий шёлковый путь и его важные маршруты, жизненно важные для процветания, претерпел изменения, что негативно повлияло на экономическую мощь империи кушанов. Вторжения кочевников еще больше дестабилизировали благосостояние империи. В результате после эпохи расцвета Кушанская империя около 225 года впервые распалась по полунезависимые королевства, вместе с закатом Римской империи, с которой шла интенсивная торговля по ВШП.
На земли Бактрии и Северной Индии вторглись войска иранских Сасанидов. К концу века кушаны потеряли власть и над своими землями в долине Ганга. Впоследствии на короткий срок власть над основными территориями бывшей империи стала принадлежать династии Кушаншахов, ставших вассалами Сасанидов и получившие «ярлык» на царство. В IV веке во взаимоотношения Сасанидов и Кушаншахов вмешались индийцы-гупты. Кто-то из отчаявшихся позднекушанских князей вошел с ними в союз, чтобы как-то сопротивляться Кушано-Сасанидскому царству.
Наконец, в середине IV века в Балхе кушаны создал недолговечное царство, но могущества предшественников они не достигли и в следящем веке пришел им конец, когда в Среднюю Азию хлынула очередная волна кочевников «белых» гуннов-эфталитов. Наступил окончательный финал великого Кушанского царства. Третью величайшую империю античности в отличие от императорского Рима и китайской державы Хань судьба несправедливо похоронила её на века в глубинах времени.
Отсутствие исторических кушанских текстов способствовало быстрому забвению великой империи. Основным источником изучения кушан являются сочинения соседей, прежде всего древних китайцев.
***
В Узбекистане при раскопках конца 1950-х — начала 1960-х годов открыли остатки дворца первых кушан, возведенного в традициях Бактрии. Здесь обнаружили колонны и главный зал с портретами правителей, настенными росписями, глиняными скульптурами, изображавшими придворные и батальные сцены, праздничные процессии.
Аяз-Кала на севере Узбекистана использовалась Кушанской империей в качестве гарнизона.
Фото: Adobe Stock
А в афганском Сурх-Котале в 1951 году открыли холм с остатками святилищ. Он состоит из трех храмов огня, расположенных на вершине священного колодца у подножия монументальной лестницы. Главный храм, посвященный Канишке Великому, был окружен стеной с башнями и колоннадой.
Литература
Зеймаль Кушанская хронология (материалы по проблеме). – М. 1968.
Людмила Боровкова Кушанское царство (по древним китайским источникам). — М.: Институт востоковедения РАН, 2005. — 312 с.
Лев Гумилев Гетерогенность увлажнения Евразии в древности. Ландшафт и этнос. — Вестник ЛГУ, 1966, № 6, выпуск 1, с. 62 – 71 и №18, выпуск 3, с. 81 – 90.
Динара Дубровская Империя-призрак: как и почему бесследно исчезло Кушанское царство. – «Вокруг света», 2008, № 6 (текст частично обновлен в октябре 2022).
Владимир Дергачев Великое переселение народов и гибель Римской имперской сверхдержавы. – Аналитический и образовательный интернет-портал «Институт геополитики». URL: http://dergachev.org/geop_events/260221-01.html.
Великий час Индостана
Древнеиндийская империя Маурьев, от кровопролитной войны к идеологии ненасилия. Буддийские университеты Таксила и Наланда, подаривший миру «Ноль»
«Река жизни». Великий имперский (колёсный) путь
Мировая супердержава-призрак Кушаны, бесследно растворившаяся в истории
Великие Моголы. Величайшая империя Востока, возникшая случайно
Публикации автора об Индии на портале «Институт геополитики»
и в иллюстрированном журнале «Ландшафты жизни»:
Индия. Самая большая демократия мира
Индийская цивилизация. Срединный путь «страны мудрецов»
Бангалор. Столица индийского чуда
Индийский штат Гоа
Малабарский берег купцов и пиратов
Афанасий Никитин. Великий путешественник по воле судьбы
«О, баядера, о, прекрасный цветок!»
Золотой век Португальской Индии
Апостол Индии и местной инквизиции
Старый Гоа. Рим Востока
Виджаянагар. Великая империя, поглощённая царством обезьян
Древний Хампи
Город Победы. Индийский ренессанс империи Виджаянагара
Храм Вирупакши. Символ величия империи
Храм Вирупакши. Натуралистические скульптурные рельефы
Храм Виталы. Каменная колесница. Поющие колонны
Великий Шелковый путь на евразийских рубежах вражды и мира
Особенности торговли на Великом шелковом пути. Еврейские купцы и хождение евреев в Поднебесную
Звездный час Согдианы и Хорасана. Средневековые университеты (медресе),
не продающие дипломы и звания
Почему бессмертный Дракон Поднебесной не покорил Европу,
и Китай оказался под династиями степных «варваров»?
«Геополитика сверхдержав»