Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Россия модернизирует вооруженные силы
Владимир Евсеев, директор российского Центра общественно-политических исследований
Развертывание тактических ракет России на границах НАТО и обращение президента Владимира Путина к Федеральному собранию, в котором он изложил военную стратегию страны, может быть признаком наращивания вооруженных сил России.
12 декабря 2013 г. в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ президент Владимир Путин отметил, что «мировое развитие становится все более противоречивым и более динамичным. В этих условиях возрастает историческая ответственность России». Несколько дней спустя, Россия подтвердила, что развернула тактические баллистические ракеты возле своих границ с НАТО, способные поражать цели до Германии. Такой стратегический шаг России происходит в условиях усиления в мире военно-политической, экономической и информационной конкуренции, что, в частности, требует от Москвы не только сохранения, но и усиления военного потенциала.
Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, создаваемая США глобальная система противоракетной обороны (ПРО) является составной частью национального наступательного потенциала, так как по мере ее наращивания эффективность ответных действий со стороны вероятного противника (как бы мы этого не хотели, но Россия таковым продолжает считаться) будет существенно снижаться.
Особую опасность представляет то, что боевые корабли НАТО, оснащенные системой управления ракетным оружием «Иджис» с ракетами-перехватчиками SM-3, стали входить не только в Северное, но и Норвежское море. Это создает потенциальную угрозу для российских ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН).
Так, при удалении последних на расстоянии до 1 тыс. км и стрельбе в западном направлении существует потенциальная возможность перехвата российских баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и их боеголовок американской системой ПРО морского базирования. Причем к 2015 г. вооруженные силы (ВС) США планируют закупить 112 ракет SM-3 Block 1A и 226 ракеты SM-3 Block 1B для девяти американских крейсеров и двадцати восьми эсминцев. На каждом из указанных боевых кораблей может размещаться 20-30 противоракет SM-3.
Во-вторых, на этап практической реализации начинает выходить американская концепция «обезоруживающего мгновенного глобального удара». Это может иметь негативные последствия, как для региональной, так и глобальной безопасности ввиду появления существенной непредсказуемости в дальнейшем развитии событий. В частности, США заканчивают разработку и к концу 2017 г. могут принять на вооружение гиперзвуковые неядерные высокоточные системы, предназначенные для нанесения ударов в течение всего одного часа на дальность до 8 тыс. км. Такие системы морского базирования будут находиться в районах боевого патрулирования американских атомных подводных лодок стратегического назначения, а начальный (активный) участок полета их носителей будет осуществляться по баллистической траектории. Принципиально они способны использовать и ядерное боевое оснащение. Как следствие, каждый старт подобной системы будет приводить к срабатыванию российской системы предупреждения о ракетном нападении, что создает потенциальную опасность для обмена ядерными ударами.
В-третьих, США по-прежнему ощущают эйфорию от собственного военного превосходства. Яркий пример этому – последние события в Сирии, когда решение о начале региональной войны с непредсказуемыми последствиями принималось исходя из национальных интересов США и их ближайших союзников без тщательного анализа имевшихся фактов по применению вблизи Дамаска химического оружия. Подобное, с еще более тяжелыми последствиями возможно и в отношении Ирана даже при президенте Хасане Роухани.
Учитывая вышеизложенное, президент Путин был вынужден заявить: «Ни у кого не должно быть иллюзий относительно возможности добиться военного превосходства над Россией. Мы этого никогда не допустим. Россия ответит на все эти вызовы: и политические, и технологические». И, действительно, последнее развертывание ракет Искандер-М вблизи границ стран-членов НАТО только подтверждает это заявление.
Более того, в 2013 г. на боевое дежурство Ракетных войск стратегического назначения было поставлено два полка, оснащенных ракетными комплексами (РК) РС-24 «Ярс» мобильного базирования. В 2014 г. планируется закупить еще 22 РК этого типа с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, прикрытых комплексом средств преодоления ПРО.
Осуществляется разработка новой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) шахтного базирования стартовым весом порядка 100 т. К 2020 г. она должна полностью заменить снимаемые с вооружения РК Р-36М2 «Воевода» и УР-100Н УТТХ. В качестве головного разработчика новой МБР выступает Государственный ракетный центр им. В.П. Макеева (г. Миасс Челябинской области), а изготовителя ракет – Красноярский машиностроительный завод.
Продолжается строительство РПК СН проекта 955 (955-А) типа «Борей». В конце 2013 г. головной корабль этого класса – «Юрий Долгорукий» и первый серийный корабль – «Александр Невский» вошли в состав военно-морского флота, третий корабль – «Владимир Мономах» проходит заводские испытания, а четвертый корабль – «Князь Владимир» находится на этапе строительства. К 2018 году планируется увеличить количество кораблей указанного типа до восьми РПК СН. На их вооружении стоят твердотопливные БРПЛ «Булава», каждая из которых способна нести 6 боеголовок вместе с комплексом средств преодоления ПРО.
С целью устранения значительного отставания от США в информационной сфере в России приступили к созданию глобальной системы разведки и выдачи целеуказания для различных ударных систем. Для этого наращивается соответствующая космическая группировка, формируется сплошное радиолокационное поле и существенно увеличивается количество средств воздушного наблюдения, в том числе за счет беспилотных летательных аппаратов. Все это позволит ВС РФ работать в едином информационном пространстве и реальном масштабе времени.
Постепенно меняется и система комплектования ВС. В частности, до 220 тыс. человек возросла численность рядовых и сержантов контрактного состава. В результате, уже осенью 2012 г. на 10% был сокращен призыв в армию. Не отказываясь от отсрочек для призыва студентов, будет изменена система военной подготовки в вузах. Так, все студенты получат возможность пройти в ходе учебы и последующего военного сбора воинскую подготовку и получить военную специальность. Этот механизм позволит готовить нужное количество резерва по наиболее востребованным, прежде всего техническим воинским специальностям, не призывая их в ВС.
Таким образом, в складывающихся условиях Россия вынуждена пойти на наращивание своего военного потенциала. Во многом это обусловлено тем обстоятельством, что США вольно или невольно создают для нашей страны значительную неопределенность в отношении развития собственных ВС. При этом Москва не собирается участвовать в новой гонке вооружений, но готова технически ответить на новые вызовы для ее национальной безопасности.
Статья опубликована на английском языке на сайте «Russia Direct» от 17.12.2013 г.
Оригинал: http://www.russia-direct.org/content/russia-wants-its-military-be-second-none
Вверх
«Геополитика сверхдержав»
