Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Набившие оскомины обвинения России в имперских амбициях
Владимир Дергачев 18.02.2013
Чтобы занять достойное место в современном мире государства активно используют интеграционные процессы. Но как только Россия заявила о намерениях создания Евразийского экономического союза, раздался традиционный вой на Западе и среди провинциальных националистов в ближнем зарубежье. Любые интеграционные инициативы России воспринимаются за рубежом как возрождение имперских амбиций России. При этом зачастую производится много шума из ничего. Например, бывший госсекретарь США, не разобравшись с тем, что речь идет только о евразийской экономической интеграции, заголосила о недопустимости возрождения имперского Союза.
Будущее евразийской интеграции будет зависеть в первую очередь от российско-украинских отношений1. Уход Украины в «самостийный» дрейф остается самым болезненным для русского национального самосознания2. Несмотря на постоянные конфликты в двухсторонних отношениях отмечается симметричность процессов демократизации и рыночной трансформации. В результате бездумной демократизации, примерено, равновелики в России и на Украине «успехи» в парламентаризме — полумёртвая Российская дума и буйная Верховная Рада. Правда, оппоненты России считают, что на Украине больше свободы слова, особенно по пятницам, когда идет нескончаемый телесериал, где главные роли играют «слуги народа» с известным результатом.
Перестроечный анекдот про свободу слова. Тузик встречает Шарика и спрашивает его мнение о советской Перестройке. Шарик отвечает, что теперь хозяин разрешает лаять на кого угодно и когда угодно.
— А почему ты не радостный, спрашивает Тузик.
– Лаять мне разрешили, а держат на поводу и самое главное — миску с едой отодвинули.
Россия и ставшая самостийной Украина продемонстрировали в 90-е годы общие тенденции деиндустриализации. И в России и на Украине в значительной степени разрушена советская технологическая пирамида. Из реальной экономики за последнее десятилетие ушло преимущественно на «базары» в России примерно 3 млн., а на Украине 1,1 млн. инженеров, конструкторов, технологов, квалифицированных работников и рабочих.
Крупный капитал в России и Украине имеет криминально-коррупционную природу происхождения, включая капитал вошедших во власть организованных преступных группировок и «выдающихся» деятелей партии власти. В результате дикой приватизации, в России и на Украине де-факто утратили контроль над ведущими отраслями. Большинство стратегических предприятий России и Украины не являются отечественными и зарегистрированы в оффшорах. В оффшорах находится до 70% российских производственных активов. Кому в действительности они принадлежат, остается тайной за семью замками.
Несмотря на опасное социальное расслоение в России и на Украине мировой кризис ознаменовался появлением рекордной численности миллиардеров. По версии журнала Forbes (2010) в списке самых богатых людей планеты 101 россиянин и восемь украинцев.
Евразийский Союз может стать эффективным проектом при наличии государства - лидера, обладающего не только экономической мощью, но привлекательной социально-политической моделью. Российская власть завершила в 90-е годы формирование модели олигархического коррумпированного государства, не притягательной для евразийских народов. В результате произошло столкновение рыночного и религиозного (исламского) фундаментализма . Преодолеть который кремлевская власть не сможет, если не победит рыночный фундаментализм с пропастью социального неравенства.
Вместе с тем, в последние годы посткризисная трансформация выявила наметившиеся различия в экономической политике России и Украины. Наиболее характерной тенденцией посткризисной трансформации России в отличие от Украины стала политика новой индустриализации, особенно в энергетической, металлургической и машиностроительной отрасли. Начали появляться реальные точки инновационного роста. В постсоветском пространстве только России, несмотря на финансовые трудности 90-х годов, удалось сохранить мощный научно-технический потенциал. Об этом свидетельствуют успехи в ряде фундаментальных исследований, где получены результаты, имеющие мировое значение.
Интеграция с Украиной остается последним шансом восстановить геополитическое пространство Восточной Европы во главе с Россией, укрепляет российский статус великой державы и позволяет за счет кооперации сохранить мощный военно-промышленный потенциал.
Запад неоднороден в оценках российской истории. Советская сверхдержава, по мнению английского историка Джеффри Хоскинга, была внутренней колонией, эксплуатирующей в первую очередь русских: «Номинальные правители империи — русские — на деле оказались рабочим скотом и пушечным мясом имперской экспансии». Советская мощь была куплена ценой колоссальных жертв со стороны русского народа. В «империи наоборот» номинальная метрополия ущемлялась и дискредитировалась в пользу периферии, а русское ядро – в пользу этнических меньшинств. Поэтому не случайно, советская идентичность, носителем которой были в первую очередь русские, не смогла сохранить единство сверхдержавы. Так же как и существовавшая в начале двадцатого столетия имперская идентичность3.
Кремлевская власть, чтобы избежать обвинений в имперских амбициях, боится акцентировать внимание на титульной нации России — русском народе. Но как показывает история, главным для лидера интеграции является наличие не только военно-политической и экономической мощи, но уровень культуры, образования и науки, отношение к титульному народу и языку.
1 Vladimir A. Dergachëv Il divorzio tra Russia e Ucraina. — GEOPOLITICA, vol. I, no. 1 (Primavera 2012) VENT’ANNI DI RUSSIA (Рим, Италия).
2 Дергачев В. Вечера на Хуторе близ Европы. — Литературная газета, 20-26 февраля 2002 г.
3 Цит. по: Татьяна Соловей, Валерий Соловей Несостоявшаяся революция. — М.: Феория, 2009.
Возможен ли евразийский брак по любви или несчастью?
Набившие оскомины обвинения России в имперских амбициях
Украинские националисты перевыполнили геополитическую задачу Запада
«Чемодан без ручки» между Зоной, Союзом и китайским протекторатом
Союз нерушимый республик свободных?
«Геополитика сверхдержав»
