Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Украинские националисты перевыполнили геополитическую задачу Запада
Владимир Дергачев 18.02.2013
В отличие от постсоветских стран Балтии Украине пришлось строить государственность практически с нуля в условиях цивилизационного (конфессионального и социокультурного) разлома. И самостийное государство состоялось, правда, коррумпированной демократии. С ограниченным суверенитетом и преимущественно «внешним управлением», процессами деинтеллектуализации и деиндустриализации. Политика этнонационализма, проводимая «оранжевой властью, не только не приблизила светлое будущее, но скомпрометировал зарождающуюся демократию и формирование гражданского общества.
Украинские провинциальные националисты, присвоившие себе с помощью Запада звания непорочных демократов, уже выполнили стратегическую геополитическую задачу Запада во главе с Соединёнными Штатами по дистанцированию самостийного государства от России. Россия пока остается великой державой, а Украина оказалась на мировых задворках. Украина была на 25 месте в мире по ВВП (наминал) на душу населения (среднеевропейский уровень), а стала по данным Ежегодника ЦРУ на 111 месте. Украинская власть, независимо от цвета, декларирует европейский выбор и одновременно сделала все возможное, чтобы дистанцироваться не только от России, но и Евросоюза.
По макроэкономическим показателям Украина уверенно вошла в мировой клуб ведущих государств мировой периферии, вместе с центральноафриканскими странами и Папуа-Новая Гвинея. Украина, бывшая в прошлом развитой советской республикой, стала государством мировой периферии — Четвертого мира – с жирной «элитой в законе» и бедным населением. Номинальный ВВП (2011) — $160 млрд., что в пересчете на душу населения ниже среднемирового. И в 2 раза ниже, чем в России, Белоруссии и Казахстане, Литве, Латвии и Эстонии, Азербайджана и Туркмении. После падения ВВП в 2009 году на 15 % рост в 2010 году составил 4,3 %. Украина не восстановила уровень промышленного производства 80-х годов и сельскохозяйственного производства 70-х годов. По уровню коррупции и низкой конкурентоспособности экономики Украина занимает лидирующее место в Европе и мире. За два десятилетия Украина опустилась с 9 на 90 место из 138 в мировом рейтинге по развитию информационно-коммуникационных технологий, уступив Перу и Пакистану. Совокупный внешний долг Украины составил $110 млрд. или 85% ВВП (2010). Растет отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, что неизбежно приведет к нехватке валюты в стране и падению курса гривны.
Ниже уровня бедности живет 35 % украинского населения (больше, чем в Молдове и Туркменистане). Крупномасштабная безработица привела Украину в группу мировых лидеров по экспорту трудовых ресурсов. За пределами страны в 2012 году работало по официальным данным около 5 млн. украинских трудовых мигрантов, в том числе в России более 2 млн., в США, Италии и Польше примерно по 0,5 млн., Испании и Чехии по 0,2 млн. человек. В 2010 году трудовые мигранты инвестировали в отечественную экономику $5 млрд., а зарубежные страны — всего $4,7 млрд., из них 22,5 % прямых инвестиции из ЕС поступило за счет оффшорных компаний, зарегистрированных на Кипре и принадлежащим украинским олигархам.
После провозглашения независимости Украины в оффшоры были выведены активы большинства стратегических предприятий, в первую очередь металлургических. Новыми частными владельцами заводов государственная власть используется преимущественно для выбивания преференций. К настоящему времени украинское государство потеряло почти полностью контроль над отечественной металлургией.
Суммарные капиталы олигархов составляют по разным оценкам от пяти до десяти государственных бюджетов. Утверждённая на 2013 год расходная часть госбюджета Украины составляет всего $4,5 млрд., из них расходы Министерства социальной политики — свыше $1,1 млрд., на Национальную академию наук Украины — $39 млн., содержание тюрем — $37 млн. Существует министерство «сборной солянки» — образования, науки, молодежи и спорта Украины. Главным из искусств и наук в самостийной Украине является футбол и личная безопасность VIP—персон.
Что это за государства, в котором хронически нахватает денег на медицину, науку, образование, но содержится армия телохранителей в 300 тыс. человек? Эта вооружённая группировка в 1,5 раза превышает численность армии, а в ближайшем будущем разрыв увеличится в три раза. Нашлись деньги на фильмы, в которых «мочили в сортире» советскую историю Украины. Нет только ресурсов, чтобы догнать и перегнать советское прошлое по макроэкономическим показателям.
Дистанцирование Украины от России сопровождалось многократно озвученным политическим курсом вхождения в ЕС на основе уже несуществующего сценария «дружбы народов». Забыв при этом, что отношения в новом геополитическом пространстве строятся не только на политическом расчете, а на прагматическом фундаменте экономической целесообразности. Одновременно, в Восточной Европе, опасаясь крепкого «славянского братства», Украина свернула сложившиеся экономические связи и в результате страна оказалась в «серой зоне» европейского континента.
Но, несмотря на это, завершился процесс европейской интеграции по-украински, или как более корректно выразиться — имитация европейской интеграции уже привела Украину к евродеградации. Самостийная «элита в законе» интегрировалась в Евросоюз по сантехническим стандартам, а миллионы граждан по стандартам гастарбайтеров.
Как говорят в Одессе, «хотеть не вредно». Приведу диалог героев одного популярного фильма: «Хочешь большой и возвышенной любви? — А кто её не хочет». Люди хотят жить как в Европе, но на своей родине. Поэтому многие сделали евроремонты в своих домах и квартирах. Но евроремонт страны (модернизация дорог, реформа ЖКК, медицины и образования) должна была организовать государственная власть, но она эту задачу не выполнила. В Балтии (бывших советских республиках) благодаря ЕС осуществлён евроремонт всех новых независимых государств. Но из-за политики местных националистов исчезли рабочие места с достойной человека оплатой.
Самой большой трагедией Украины является отсутствие национальной элиты развития, для которой государственные интересы были бы выше корпоративных, радикально националистических и личных «шкурных». Не сформировались партии европейского типа. Вместо них созданы организованные партийные группировки (ОПГ), в которых доминируют представители крупного бизнеса, коррумпированные политики и чиновники, которые придя к власти, осуществляют «эффективный» бизнес на государственных ресурсах. Эта «элита в законе» реализует модель экономики безудержного потребления. Что является надежным гарантом, что в обозримом будущем не будет создана экономика с сильными стимулами к саморазвитию и привлекательности для иностранных инвесторов. Наблюдается абсолютное нежелание политической элиты взять на себя ответственность за произошедшую деградацию в обществе (включая науку, образование и медицину) и в экономике.
Главная задача украинских олигархов – получить легитимность на Западе, куда через оффшоры выведены активы стратегических предприятий. Как это ни парадоксально, но правящая Партия регионов или партия крупного капитала в большей степени зависима от Белого дома, чем проамериканская «оранжевая власть», так как активы и счета олигархов находятся на Западе. И чутко прислушивается к мнению «Вашингтонского обкома», стремящегося не допустить интеграционные процессы в Восточной Европе и усиления российского ВПК за счет кооперации с Украиной.
Соединённые Штаты проводят последовательную политику, чтобы не допустить усиления имперских амбиций России за счет Украины, которую рассматривают в качестве своей «пятой колонны» в Европе. Вашингтону есть, что сказать украинской власти, чтобы она сделала «правильный» выбор между Россией и Западом. Было бы наивно считать, что счета самостийных олигархов в западных или оффшорных банках не контролируются спецслужбами США или Великобритании, например, на Британских Виргинских островах, или на Кипре, или на экзотических островах Океании. Поэтому на вопрос, могут ли США арестовать зарубежные счета украинских олигархов и выдающихся деятелей партии власти в случае, если те поведут неправильную с точки зрения американского Госдепа политику, высокопоставленный американский дипломат ответил: «Должен заметить, что представители украинской власти весьма чувствительны к нашим высказываниям и пожеланиям. То есть мы можем поднимать определенные вопросы с уверенностью в том, что будем услышаны»1 . Соединённые Штаты не допустят усиления «имперских» амбиций России за счет кооперации с Украиной в ракетостроении и самолётостроении. Поэтому мечты о современных западных технологиях остаются в области буйной фантазии провинциальных националистов.