Обсудить статью в дискуссионном клубе
Османская империя. Воспоминания о Блистательной Порте
Владимир Дергачев
Геополитическая модель евразийской Османской империи принципиально отличалась от Древней Греции и Римской империи. Здесь голос Континента доминирует над голосом Моря. В этом отношении османы наряду с русскими являются преемниками Тюркского каганата и Монгольской империи. Геополитический ландшафт Османской империи — это пространство степи-океана, рубежи которого выходят к средиземным, внутренним и окраинным морям двух океанов.
Продвижение османов на север ограничивалось не только природными границами степи, но и религиозными традициями. Согласно Корану мусульманин должен дважды молиться — на рассвете и через два часа после захода солнца. При непродолжительных северных летних ночах это приводит к расстройству здоровья.
|
Османская империя и восточные соседи в 17 – середине 19 века
Воодушевленный историей «завоевателя пространства» Александра Македонского, турецкий султан Сулейман Великолепный загорелся идеей создания мировой империи на основе объединения земель и народов Востока и Запада. Однако султан потерпел неудачу с осадой Вены, а вторая попытка взятия дунайской столицы в 1863 году навсегда подорвала престиж османских турок в качестве непобедимой нации. Вместе с тем Османская империя отличалась исключительным долголетием — существовала шесть столетий, из них четыре века продолжалось господство над православными христианами. И это на фоне эфемерности многих держав, созданных степными завоевателями. Империя западных гуннов, ураганом пронесшихся по Европе, распалась со смертью Аттилы. Авары всего несколько десятилетий господствовали над славянскими племенами и были уничтожены Карлом Великим. Длительное господство османов объясняется Арнольдом Тойнби особенностями империи, созданной степными кочевниками.
|
Автор: Seha Islam (Турция) http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/00/SunsetOverTheBosphorus1.JPG
Степь и море дают простор для передвижения, являются природным фундаментом транспортных коммуникаций. Торговые караваны бороздят пространство степи как флотилии морских каравелл. Кочевники всегда находятся перед вызовом степи. На ментальность кочевника оказывает сильное воздействие особенности хозяйственного уклада. Земледелец выращивает и потребляет хлеб. Кочевник в отличие от земледельца не может осуществить непосредственную утилизацию растительный продуктов. Основа степной экономики — животноводство. Скудная и грубая растительность степных угодий пригодна только для животных, дающих человеку молоко, мясо и шкуры для одежды. Такая непрямая утилизация степной растительности стимулировала развитию у кочевников ума и воли. Кочевник в соответствии со временами года должен постоянно искать в степи корм для скота и перемещаться через немалые расстояния вместе с семьей и имуществом. Суровые природные условия не только развили у кочевников самообладание, физическую и нравственную выносливость. Они превратили их в рабов степи — вечных узников климатического и вегетационного циклов. Резкое изменение климата (засуха) или внешний вакуум, образовавшийся в результате надлома или распада земледельческого общества, выталкивали кочевника из степи. И здесь на других землях появлялся великий соблазн победителя — «подарить» покоренным народам свои правила поведения. Одним словом, пастухи переквалифицировались в пастырей и ... терпели крах. У них не оказывалось помощников, с помощью которых можно было управлять поданными по испытанной и привычной для них схеме.
Модель степного общества включает не только пастуха и стадо, но и животных, исполняющих роль помощников человека (собака, верблюд и лошадь), требующих в отличии, например, от овцы и коровы не только приручения, но и обучения. Османы управляли империей с помощью обученных рабов, что и стало залогом мощи режима. Претендующие на трон сыновья султана женились только на рабынях. Как в степи кочевник выращивал новую породу от лучших представителей стада, так и турецкие падишахи воспитывали своих детей от специально отобранных женщин-рабынь. На оттоманской системе рабства формировалась и государственная элита. Проблем с «материалом» не было — существовал обширных рынок рабов. В Средиземноморье совершались регулярные рейды вдоль берегов Западной Европы, а крымские татары совершали набеги от Причерноморья до Польши и Московской Руси. Среднегодовой вывоз рабов из Крыма в Стамбул достигал двадцать тысяч человек.
На этой степной философии был заложен крепкий фундамент государственного устройства Османской империи, что особенно проявилось в формировании привилегированного сословия.
Иван Айвазовский Вид Константинополя при лунном освещении (1846).
Литература
Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм {XV-XVIII вв.), том 3. - М.: Прогресс, 1992.
Дергачев В.А. Расцвет и гибель империй. Блистательная Порта. – В кн. Цивилизационая геополитика (Геофилософия). – Киев: ВИРА-Р, 2004.
Кинросс Лорд Расцвет и упадок Османской империи/Перевод с английского М.Пальникова. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1999.
Лоуренс Т.Э. Перемены на Востоке. — Иностранная литература, 1999, № 3.
Имперская геополитика. Великий час мировых империй
Римская империя
Китайская империя
Византийская империя
Монгольская империя
Османская империя. Воспоминания о Блистательной Порте
Восточная элита качества
Гибель империи
Генуэзская «империя»
Венецианская «империя»
Испанская колониальная империя
Португальская колониальная империя
Японская империя
Британская империя
Российская империя
Австро-венгерская империя
Советский Союз
«Геополитика сверхдержав»