Публицистика:
«Элита «в законе» Третья Руина Этот путь проходит через совесть «Гражданство неизвестной родины» «Большой скачок» в Европу Расколотое пространство Восточной Европы Геополитическая судьба Украины Вечера на Хуторе близ Европы. Российско-украинский диалог. Вечера на Хуторе близ Европы. Стремясь на Запад, Украина оказывается в объятьях Востока. Страна скоропортящихся апельсинов Воспоминания о будущем украинской государственности Демократическая «петля Анаконды»
|
Обсудить статью в дискуссионном клубе ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СУДЬБА УКРАИНЫ
Владимир Дергачев, профессор, доктор географических наук
<Самостоятельное Украинское государство должно строиться, опираясь на собственный народ, а вовсе не на внешние силы. Последствием ориентации Хмельницкого на Москву, а Мазепы - на Швецию стала полная гибель национальной государственности>. Владимир Винниченко <Заповеди> Украина - самое протяженное государство Европы и <фактор географии>, как и в евразийской России, играет своеобразную роль индикатора, определяющего социальное развитие через конфликт Севера и Юга, Запада и Востока. <Географическую судьбу> державы задает её месторазвитие в многомерном (геополитическом, мифологическом, религиозном, геоэкономическом, социокультурном и др.) коммуникационном пространстве, на раскаленных рубежах которого образуется созидательная или разрушительная энергетика. Выбор пути За годы независимости Украины предлагались различные геополитические концепции, среди которых доминируют прозападная (вступление в ЕС), пророссийская, компромиссная "и Россия и Запад". В прошлом <географический фактор> сыграл важную роль в стремительном восхождении Киевской Руси на политической карте Европы. Экономический подъем Византии вызвал необходимость формирования нового пути - <из варяг в греки>. Географическое разделение труда усиливало не только специализацию на производстве тех или иных товаров, предназначенных для внешнего рынка, но и обеспечивало функционирование торговых коммуникаций. Для этого требовалась консолидация местных племен вокруг единого центра. Так началось становление великого Киева, ставшего <матерью городов русских>. Географическое положение Киева на рубежах леса и степи в месте сходимости речных торговых путей с Верхнего Днепра, Припяти, Березины, Сожа, Десны, Тетерева, где кроме днепровского направления на Царьград (торговый мировой центр), начинались ответвления на Волгу и Дон, превратили город в стратегический центр, контролирующий торговлю обширного региона. Этноприродные рубежи явились важным фактором объединения восточнославянских племен и консолидации Киевской Руси вдоль торговой коммуникации "из варяг в греки", которая в Черноморье пересекалась с Великим Шелковым путем. В период наивысшего расцвета стольный Киев считался третьим по величине европейским городом, после Константинополя и Кордовы. Установление экономических и культурных связей с Византией ввело Киевскую Русь в круг передовых евразийских держав. Важнейшим итогом русско-византийских отношений было принятие христианства в качестве государственной религии Руси. Одним словом, географическая судьба была благосклонна. Но и география порой бывает бессильна перед разрушительной энергией человека. Междоусобицы и потеря контроля над торговыми путями, подрывают экономику и страна распадается на несколько княжеств. По мнению Льва Гумилева, Киевская Русь погибла из-за эгоизма и "шкурных интересов" правящей элиты, неспособной к самопожертвованию ради бескорыстного патриотизма. В результате дезинтеграции восточных славян Киевская Русь распалась на Залесскую, Поднепровскую, Червонную, Черную и Белую Украину. Залесская Украина стала ядром Московской Руси, а Поднепровье - этнических украинцев. В эпоху Руины Украина была разделена между Польшей и Россией. Это усилило этнокультурные различия между восточными и западными украинцами, которые проявляются в многовековом выборе пути. И с тех пор скачет по широкой украинской степи гоголевский казак с сыновьями, олицетворяющими разную геополитическую судьбу. Природа богатства Если абстрагироваться от современного политического ландшафта, имеются неоспоримые предпосылки для уверенного взгляда в будущее Украины. Европейская страна с компактной и освоенной территорией с благоприятными природными условиями для жизни людей. Страна трудолюбивых и образованных людей, умеренных природных стихий, плодородных почв, богатых минеральных и других ресурсов. Высокий коэффициент транзитности территории и выход к морям создают благоприятные условия для мирохозяйственной интеграции. Но есть одно - потаенное богатство, открытие которого может проложить путь к процветанию общества. Украина - рубежная страна, что отражено не только в ее названии, но и в положении на западе Великой Евразийской степи, на суперэтнических рубежах западноевропейской, славянской и исламской цивилизаций. Рубежная биполярность проявляется в наличии на территории страны географического центра Европы в Карпатах и евразийского геополитического полюса в Крыму. На протяжении веков мировые империи Запада, Востока, Юга и Севера формировали на этноприродных рубежах Евразийской степи и Черноморья геополитические форпосты вражды и мира, обеспечивающие как военный паритет, так и комплиментарные отношения между народами, включая свободную торговлю. Социокультурная рубежность Украины проявляется в этноконфессиональных традициях, национальной элите, в русскоязычном мире больших городов. После падения Киевской Руси восточнославянские земли становятся рубежом противостояния католического Запада и православного Востока. Крупные средневековые рубежные государства - Великое княжество Литовское и Речь Посполита - объединили славянские народы в борьбе против агрессии Тевтонского ордена, открыли путь западному культурному влиянию на восточнославянские народы. В украинские, литовские и белорусские города пришло самоуправление на основе магдебургского права (собственный суд, право земельной собственности и освобождение от большинства феодальных повинностей). Усиливающееся противостояние Запада и Востока привело не только к этноконфессиональным конфликтам на суперэтническом уровне, но и к расколу в восточнославянских землях, где наряду с католической и православной образовалась маргинальная униатская или греко-католическая церковь. Православно-католическая конфронтация послужила углублению культурно-исторических различий между восточными и западными украинцами, что дает о себе знать через триста лет. Этноконфессиональные конфликты, раскол в Украинской православной церкви ныне используются в борьбе за светскую власть и не способствуют консолидации нации. Социокультурные особенности украинского этноса формировались в условиях военной демократии (самоуправления) казачества. Запорожская Сечь сыграла выдающуюся роль в консолидации народа. Отсюда истоки важной национальной традиции - украинцы более усердные служаки, чем русские. Земли на границе леса и степи находились под постоянной угрозой набегов кочевников. Здесь на рубежах Запада, Востока и Юга сформировался субэтнос казаков. Тюркское по происхождению слово "казак" означает людей, не признающих власть организованного степного общества. У славян - это люди границы, пограничники русского православия. Людям границы принадлежат основные заслуги в колонизации новых земель, освоении Причерноморья, Сибири и Дальнего Востока. Они смелые воины и землепроходцы, но у них больше развито не стратегическое, а тактическое мышление. Образ жизни и труд украинских казаков сочетался с обороной и набегами на степные орды. Днем совершил набег, вернулся с добычей и отметил с товарищами победу, а на завтра опять повторяется цикл. Но что хорошо для казаков, не всегда приемлемо для главы государства. Тактическое мышление без стратегического видения представляет угрозу национальным интересам. Не случайно в независимой Украине рождаются сиюминутные <судьбоносные программы> возрождения. Природный фактор также наложил отпечаток на местном хозяйственном укладе. В отличие от московской Руси, где природно-климатические условия требовали объединения крестьян, обрабатывающих землю общиной, на Украине было распространено единоличное хозяйство. Следующая особенность украинского этноса - малочисленность и незавершенность формирования национальной элиты, что представляет большую опасность для становления государственности. Нации без образованной элиты, способной на бескорыстный патриотизм и самоотдачу на благо государства, нежизнеспособны. Историческая маргинализация украинской аристократии проявилась в ее полонизации и русификации. Отсюда истоки острых противоречий по поводу выбора пути общественного развития между украинофилами и русофилами, либералами, консерваторами и радикалами. Устарела концепция украинской нации, основанная на мировоззрении времен Великой французской революции и немецкого философа Иоганна Гердера, отмечавшего важность крестьянской культуры, местных языков и фольклора. Современное государство - это не национальный ансамбль песни и пляски, а комплиментарные отношения всех проживающих в нем народов. Государство обязано быть гарантом защиты свободы личности и прав конкретного человека. Социокультурная рубежность отражается в политическом пространстве Украины. Здесь характерна территориальная клановость элиты. В первые годы независимости в государственной политике доминировала идеология "самостийности" в духе западноукраинского почвенного этноцентризма. Затем к власти пришла преимущественно русскоязычная элита - выходцы из промышленных районов Восточной Украины (днепропетровские и другие кланы). Для большинства крупных городов характерна активность представителей торгово-финансового капитала. Социокультурная биполярность и рубежность украинского народа делает невозможным консолидацию общества на одной из культурно-исторических традиций - западноевропейской или пророссийской. Отсутствует политическая партия или движение с реальной консолидирующей программой. Раскачивание "качелей" между сторонниками разных социокультурных традиций уже привело к "троянским" завоеваниям украинской независимости, среди которых деиндустриализация, моральная деградация и деинтеллектуализация общества. Игнорирование социокультурной рубежности стало исторической трагедией для одного из крупнейших европейских народов, длительное время не обладавшего государственностью.
Геополитический ландшафт Украинское общество формировалось преимущественно на западноевропейских и восточноевропейских социокультурных рубежах. С Запада пришли традиции индивидуализма и самоуправления, а от России - общинные традиции и достижения индустриализации. Рубежность традиций коллективизма и индивидуализма, неприятие "духа капитализма" для большинства людей с советским менталитетом, затрудняют выбор "чисто" социалистического, капиталистического или традиционалистического путей развития. Многомерное коммуникационное пространство Украины как независимого государства никогда не планировалось. Поэтому геополитическая и социокультурная рубежность отразилась в формировании исторических областей, представляющих своеобразные геостраты (геополитические острова), обладающие собственной энергетикой развития. В мощном геополитическом и геоэкономическом полях они объединялись и наоборот, в период войн, смут и анархии распадались на самостоятельные страты (гуляй-поле). Территория Украины в современных границах сложилась в результате длительного развития на рубежах Запада и Востока, где под воздействием различных геополитических пространств сформировались три <плиты> Западной, Восточной и Южной Украины с социокультурными особенностями исторических областей. Исторический срок пребывания Западной Украины в западноевропейском геополитическом пространстве насчитывает 700 лет, Восточной и Южной Украины в российском геополитическом пространстве, соответственно, 300 и 200 лет. Причерноморье более двух тысячелетий прибывало в средиземноморском пространстве. Геополитические <плиты> имеют разную природу рельефа и климата. Запад занят Карпатами, Подольской и Приднепровской возвышенностями, а Восток и Юг, соответственно, Приднепровской и Причерноморской низменностями. На Западе преимущественно лесная зона и лесостепь, на Востоке - степь, лесостепь и лес, на Юге - ковыльные степи. Географический север и <полюс> холода не совпадают, наиболее холодные территории расположены на северо-востоке. Не случайно в этом направлении шла миграция в период татаро-монгольского нашествия и в эпоху Руины когда заселялись буферные земли между Московской Русью и Степью. На северо-востоке зимы снежные и животным трудно добывать корм, поэтому степные орды предпочитали кочевать южнее. Каждая <плита> имеет транспортно-коммуникационные особенности. В лесной зоне основные пути проходили по рекам, а в Диком Поле - сухопутные военные и торговые шляхи по водоразделам (суходолам). В советском геопространстве три <плиты> были известны как крупные экономические районы: Юго-Западный, Донецко-Приднепровский и Южный с определенной специализацией во всесоюзном разделении труда. В микрокосмосе молодых государств естественно проявляются старые геополитические, геоэкономические, социокультурные, конфессиональные рубежи и границы. В зависимости от государственной политики они могут стать стратегическим ресурсом развития или причиной упадка. Геополитическая судьба Украины зависит не только от трансформации внутренних геополитических <плит>, но и от событий в России, на Балканах и на Кавказе. В последующих публикациях мы попытаемся рассмотреть природу крупнейших геополитических узлов, на пересечении которых формируется многомерное коммуникационное пространство Украины. Всеукраинская газета <День>, №124 17.07.2001 Вверх
«Геополитика сверхдержав»
|