Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Украина. На рубежах Восточной Европы и Большого Черноморья
Владимир Дергачев
В геополитическом коде Украины выделяются три геополитических вектора — западный (ЕС), восточный (пророссийский) и южный (средиземноморский). Искусство политики заключается в создании эффективного геопространства государства. Однако украинская власть разрушила морской вектор (уничтоженное Черноморское пароходство, разрушенное судостроение), что снижает роль государства в Большом Черноморье.
Подробно: Геополитическая трансформация Украины
На рубежах Восточной Европы и Большого Черноморья региональным индикатором процессов геополитической и геоэкономической трансформации является историческая область Новороссия (с Крымом) или Украинское Причерноморье. Здесь сосредоточен самый большой за рубежом России массив русских и других нетитульных для Украины народов. Это социокультурный регион с глубокой исторической памятью сформировался в геополитическом пространстве Российской империи. Новороссия стала самым удачным примером создания полиэтнического социума по-европейски с элементами личной и экономической свободы. В отличие от украинцев Галиции, бывшей колониальной окраине Австро-Венгерской империи, в менталитете жителей Причерномрья интернационализм всегда доминировал над идеями национализма.
Новороссия – самый успешный пример европейской региональной интеграции в Российской империи связанной с личностями государственных деятелей, для которых интересы отечества были выше личных. Европейский либерализм, полиэтничность и традиции экономической свободы обеспечили не только уровень жизни, но и высокое её качество. В результате во время Гражданской войны Новороссия в основном была на стороне белых, а зажиточно крестьянство встало под знамена батьки Махно. Поэтому советская власть наказала Новороссию репрессиями, особенно в Крыму и Одессе, а название края было выведено из употребления. Ныне эту политику продолжает украинская власть.
Этот регион в традиционной геополитике выступает в качестве важнейшего геополитического узла не только Восточной Европы и Черноморья, но и Евразии наряду с Балканами и Афганистаном2. Украинское Причерноморье играет исключительно важную роль в формировании геополитического кода Украины.
Украина остается государством с «некомпетентным суверенитетом». Джордж Фридман после посещения Киева пришел к следующему выводу, что Украина является независимым государством, но не знает «что делать с этой независимостью». Он подметил известные особенности ментальности украинской элиты, озабоченной проблемой под кого «залечь» — под Европейский Союз, Россию или США.
Историческая природа украинской независимости основана на антирусской идее. Поэтому перманентные российско-украинские конфликты будут продолжаться в обозримом будущем, пока вместо расколотой Западной и Восточной Украины не состоится единая украинская нация. В отличие от России, украинские олигархи имеют огромное влияние на власть и используют её для решения своих корпоративных задач. Независимой Украине еще предстоит преодолеть синдром «младшего брата», который привык рассчитывать на преференции «старшего брата», не зависимо от своего поведения.
Проблемы вступления в Зону свободной торговли ЕС и Таможенный союз СНГ не имеет чисто экономического решения для Украины. Выбор зависит не от политической воли власти, а от желания украинских олигархов получить на Западе легитимность для выведенных в оффшоры капиталов и активов. За последнее время на фоне перманентного ухудшения деловых отношений с Россией Украина начала форсировать китайский геоэкономический вектор, что может привести к созданию китайского протектората в Восточной Европе. С учетом политики Китая в отношении выкупа долговый ценных бумаг некоторых государств Евросоюза Пекин становится новым геополитическим игроком на европейском континенте.
Россия на протяжении двух столетий затратила огромные материальные и финансовые ресурсы и создала мощную инфраструктуру для коммуникационного «южного окна» в Европу и другие части света. Усиление позиций НАТО в Черноморье, принятие Турцией в одностороннем порядке ограничений режима судоходства в Проливах, нанесло существенный ущерб интересам России. Формируется новая коммуникационная ось Санкт-Петербург - Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Новороссийск. Создание нового пути «из варяг в греки» еще больше сузит хинтерланд украинских портов и усилит тяготение районов Восточной Украины к этой скоростной магистрали. Будущее российско-украинских отношений будет зависеть от умения использовать созидательную рубежную энергетику многомерного коммуникационного евразийского пространства в целях достижения геополитического баланса между Востоком и Западом, Севером и Югом, при доминирующей роли России2.
Неблагоприятная трансформация Украинского Причерноморья обусловлена не только перманентными политическими кризисами в стране, но и геополитическими факторами. Непризнанная Приднестровская республика является факторам нестабильности, превратила Одессу в главные криминальные ворота Тирасполя на мировые рынки. Требуется последовательная политика в украинско-российских отношениях по проблемам Азовского моря и Керченского пролива. Как показали события 2003 г. отсутствие согласованного юридического статуса Азовского моря и пролива может привести к межгосударственному конфликту. Но самой большой проблемой остается геополитическая трансформация социокультурного исторического региона с многомиллионным русским населением, рубежной русско-украинской культурой и доминированием русского языка. Обостряется проблема и других не титульных народов, не желают отождествлять свое будущее с бедным государством криминально-коррумпированной демократии. Эта неопределенность отрицательно сказывается на инвестиционном климате в Украинском Причерноморье.
После падения «железного занавеса» изменилась геоэкономическая обстановка в Причерноморье. После двухсотлетнего периода регион «вернулся» на северную периферию средиземноморского пространства, где его хозяйство оказалось неконкурентоспособным, а исторические функции транзитной торговли утрачены. Следует констатировать, что долгая славянская дорога к Черноморью сменилась дезинтеграцией исторического коммуникационного пространства на западных рубежах Великой Евразийской степи.
Крым никогда не был бедным придатком слабого государства. Против этого восстает сама Природа Тавриды. Крым за свою многовековую историю всегда находился в геостратегическом пространстве крупнейших евразийских государств. И в современной геополитической трансформации Восточной Европы Крым занимает особое место, испытывая на прочность православную цивилизацию, геополитическую мощь России и целостность украинской государственности3. (Продолжение).
1 Дергачев В.А. Геоэкономическая трансформация Украины. Монография. Электронное издание на CD. Издательский проект профессора Дергачева, 2011. — http://dergachev.org/book-19/index.html.
2 Vladimir A. Dergachëv Il divorzio tra Russia e Ucraina. — GEOPOLITICA, vol. I, no. 1 (Primavera 2012) VENT’ANNI DI RUSSIA.
3 Дергачев В. Геополитическая трансформация Крыма. — Вестник аналитики, 2008, № 3.
За безопасность и сотрудничество в Черноморском регионе
Геополитика Черноморского региона
Почему не состоялся проект Большого Черноморья?
Россия и Турция как гаранты черноморской безопасности
На рубежах Восточной Европы и Большого Черноморья
Румыния. Европейская заложница американской геополитики
Грузия. Маленький гордый форпост кавказской геополитики США
Черноморье. Фундамент региональной безопасности
Другие статьи на Портале по геополитике Большого Черноморья:
Многопартнерская геополитика Турции
Геополитическая трансформация Крыма
Крым. Евразийский микрокосмос
Бросок на Юг. Прощай, Стамбул - Константинополь!
Новая геополитическая архитектура Черноморского региона
Американская система ПРО в Большом Причерноморье
Черноморский остров Змеиный в зеркале геополитики
«Геополитика сверхдержав»
