Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Преступный «бизнес» на государственных ресурсах
Владимир Дергачев 04.10.2009 10:56
Системный кризис на Украине в основном обусловлен проблемами становления государственности, политической нестабильностью и негативными тенденциями в экономики. Мировой кризис обострил эти проблемы и требует поиска путей эффективного реформирования, прежде всего, государственного управления.
Преодоление институционной слабости государственного правления. Мировой финансовый кризис показал в первую очередь институционную слабость государственного управления на Украине. Геоэкономический каркас Украины как независимого государства никогда не планировался. Вместо того, чтобы направить политическую волю на его создание, перманентные политические кризисы ведут к утрате традиционных товарных рынков. Конкурентоспособности государства ограничиваются из-за низкого профессионального качества властной элиты.
Почему на протяжении всего периода существования независимой Украины хронически не хватает бюджетных средств на вооруженные силы, модернизации промышленности и транспорта, науку, образование, культуру и медицину? И вместе с тем, с остервенением идет непрекращающаяся борьба между организованными партийными группировками (ОПГ) за власть?
Один из возможных ответов заключается в том, что фундаментом украинского «экономического чуда» служит преступный «бизнес» на государственных ресурсах. Поэтому и сформировалась хищная национальная элита мародеров, рвущаяся во имя «шкурных интересов» получить (купить) на время доступ к этим ресурсам. Для этого нужно выбрать ОПГ и купить мандат депутата. Который конвертируется в высокую государственную должность, если партийная группировка приходит к власти.
И на Западе и в России не всегда понимают эту особенность становления украинской государственности. Политический кризис заключается в частности в том, что за власть борются организованные партийные группировки, которые, придя к власти, рассматривают государство как свою частную собственность. Когда, например, в результате очередной реорганизации создается государственный концерн в той или иной стране, международные эксперты начинают писать о возрастание роли государства. Это возможно в любой стране, но только не на Украине. Здесь в правлении вводятся представители политической «элиты в законе», осуществляющие «бизнес» на государственных ресурсах в корыстных целях.
«Бизнес» на государственных ресурсах стал самым прибыльным сегментом украинских рынка и преступным по нормам европейского права. Когда капитализация избирательных компаний позволяет войти во власть и получить государственную должность, дающую возможность нецелевого использования бюджетных средств, в том числе в результате преодоления последствий природных и техногенных катастроф. В результате этого «бизнеса» главным рыночным продуктом самостийной Украины стал фальсификат во всех сферах деятельности, включая фальшивых политиков, патриотов, ученых, генералов и «честных» демократов.
При этом институционная слабость государственного правления обусловлена слепым копированием эффективных в другой культурной и социальной среде моделей. В Украине в качестве образца была прията европейская модель модернизации государственного управления. Однако в условиях Восточной Европы и местного менталитета она дала негативный результат.
Большинство европейских стран прошли за последние два десятилетия реформирование системы государственного управления**. Произошла своеобразная «менеджерская революция». В практику управления государственными учреждениями были привнесены методы и опыт управления частными компаниями. Таким образом, была дополнена сложившаяся бюрократическая модель с её положительными чертами, такими как профессионализм, меритократия, высокая эффективность, политическая нейтральность. Возникла концепция «координирующего государства», в основе которого лежит принцип субсидиарности — делегирования на местный уровень всех полномочий, которые могут эффективно решаться в регионах за исключение внешней политики и проблем национальной безопасности. Необходимо отметить общие черты реформирования:
- переход от управления процессами к управлению результатами,
- преобразование государственных учреждений в рыночно ориентированные фирмы,
- создание электронных правительств, делающих более эффективным диалог власти и народа и др.
В Европейском Союзе наибольших успехов за последние двадцать лет в проведение институционной политики достигли Финляндия и Ирландия, где произошло существенное разграничение функций местных партий и профессиональной деятельностью на государственной службе. Опыт Финляндии нашел отражение в украинских и российских публикациях, менее известны впечатляющие успехи Ирландии за последние двадцать лет. См. статью «Кельтский тигр».
В Ирландии функционирует государственное ведомство, занимающееся назначением на публичную службу. Согласно местному законодательству политические приоритеты для старших госслужащих недопустимы. Каждый госслужащих заключает контракт, исключающий занятие политической деятельностью. Поэтому государственная служба в Ирландии независима от политической конъюнктуры. При назначении чиновников высшего эшелона власти учитываются его профессиональные качества, а не политические приоритеты. Кроме того, Ирландия располагает высококвалифицированной рабочей силой.
На Украине не удалось создать цивилизованные статусные коммуникации для формирования национальной элиты. Проблема становления правового государства заключается не в поиске «честной» политической элиты, а независимой. Если нет формы, способной нейтрализовать неизбежные человеческие потуги, то тем больше вероятность, что эскадрон «честных» политиков, вошедших во власть, превратится в банду мародеров. Если эта тенденция не будет преодолена, в ближайшем будущем произойдет радикализация политического поля Украины.
Одним из основных источников наживы за счет «бизнеса» на государственных ресурсах стала сложившаяся взрывоопасная диспропорция в распределение бюджетных средств по вертикали украинской власти. Регионы перечисляют все заработанное в Киев. И ждут оттуда милостыню. Местная власть ежедневно должна изыскивать средства для решения насущных проблем народа. А киевская верховная власть безнаказанно бесится от жиру и не знает, куда девать деньги налогоплательщиков. То ли тратить деньги на прожекты, на которые их не уполномочивал украинский народ. То ли на бесконечные разборки между политическими группировками, толкущими у корыта власти. То ли летать цыганским табором на эскадрилье самолетов на провальные переговоры. То ли с помощью ДУСи (управления делами Секретариата президента) обеспечивать коммунизм для избранных слуг народа.
В то время как местные бюджеты и особенно районного и сельского уровня имеют дефицит даже по защищенным статьям. Не хватает денег на зарплату, медикаменты, питание детей, на оплату электроэнергии. Стало нормой, что административная область выполняет или перевыполняет бюджет по общегосударственным налогам и сборам, а Киев не выполняет своих обязательств перед регионами. И область вынуждена выпрашивать бюджетные деньги даже на самые необходимые социальные нужды. А если местная власть не той политической ориентации, то проблема еще более обостряется. Как не парадоксально, но именно «буревестники» оранжевой власти в 2001 и 2009 гг. поставили под угрозу развитие местного самоуправления. В недавнем прошлом решением Кабинета министров Украины большинство регионов страны стало дотационным за счет увеличения отчислений в государственный бюджет, а в 2009 году Бюджетный кодекс предусматривает централизованное распределение 13 тысяч местных бюджетов.
В стране, которая декларирует европейский выбор, региональная политика должна разрабатываться на принципах европейского регионализма, в основу которых положена формула интеграции «От Европы государств — к Европе регионов». Это означает не отказ от национального государства, а повышения эффективности развития регионов за счет человеческой энергии. Как известно, Западная Европа имеете ограниченные энергетические и другие ресурсы. Поэтому в глобальной конкуренции Европейский Союз с начала своего формирования делал ставку на эффективное использование человеческого ресурса. Его потенциал значительно увеличивается, если создается местная комфортная среда, учитывающая социокультурные особенности региональных общин. Административная реформа на принципах европейского регионализма при сильной власти способная консолидировать украинское общество.
На Украине требуется укрепление рыночных институтов. Их институционная слабость усиливается под кадровым, политическим и коррупционным давлением. В Европейском Союзе государственный сектор составляет в среднем 40 %, а во Франции — 80 %. За период рыночной трансформации в Украине он сузился до 10 - 15 %. И каждое новое правительство продолжает приватизацию оставшихся стратегических предприятий для покрытия дефицита бюджета, финансирования предвыборных кампаний или частичного выполнения популистских обещаний вошедшей во власть партийной группировки.
Конкурентоспособность государства невозможно без реформирования сложившейся системы государственного управления. Необходимо особое внимание уделить преодолению институционной слабости государственного управления. В целях дальнейшего предотвращения радикализации политического поля Украины перейти от партийного (по квотам) к профессиональному принципу управления экономикой (европейская антикоррупционная модель). Избрать правительство национального спасения, на профессиональной, а не партийной основе, состоящее из кризисных менеджеров. Ввести уголовную ответственность за продажу государственных должностей, дипломов, ученых степеней и званий. Может быть, это уменьшит гаремы из приближенных свиней, пасущихся на казенных харчах.
** Евгений Капогузов Модернизация госуправления в Европе: на пути к неовеберианству? — Современная Европа, 2009, № 1.
Вверх
«Геополитика сверхдержав»
