Обсудить статью в дискуссионном клубе
Почему провалился евроинтеграционный «Дранг нах Остен»?
Владимир Дергачев
Основной геополитической доктриной Священной Римской империи являлся «Drang nach Osten» («Натиск на Восток»). Передовым отрядом для реализации этой геополитики служил Тевтонский или Германский духовно-рыцарский орден. Это своеобразное средневековое НАТО было основано в конце 12 века. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римский империи германской нации. В результате крестовых походов 1147 года и других были захвачены славянские земли к востоку от Эльбы (12 – первая половина 13 веков). Резиденцией магистров Тевтонского ордена служил самый большой в мире кирпичный замок Мариенбург (на территории современной Польши). Великие магистры непосредственно представляли интересы Тевтонского ордена в Ганзе. Орден, владеющий землями в Прибалтике, обеспечивал безопасность восточных торговых форпостов Ганзы на Востоке в Данциге (Гданьске), Кёнигсберге и Риге.
Как отмечал Лев Гумилёв в своем труде «От Руси к России», поражение немцев на Чудском озере 5 апреля 1242 года отсрочило наступление крестоносцев на Восток. Но «Дранг нах Остен» оставался лейтмотивом немецкой политики с 1202 по 1941 год.
Протестантская Пруссия претендовала на духовное наследие Тевтонского ордена и учредила воинский орден «Железный крест», отражающий символику рыцарского ордена. Продолжателем геополитики Тевтонского ордена стал Третий Рейх, взявший на вооружение доктрину «Дранг нах Остен».
Псковское пограничье на протяжении нескольких веков служило западным форпостом Русского государства, сдерживая натиск крестоносцев и других захватчиков, осенённых знаменем западного христианства (католиков и униатов). Можно провести параллель между средневековой Псковщиной и современным Донбассом, где через века повторяется религиозный конфликт между униатами (греко-католиками) и православными, который киевская власть называет борьбой с «террористами».
По теме: Русское пограничье и «Дранг нах Остен». Западный форпост Земли Русской
Пограничье всегда играла важную роль в становлении российского евразийского государства, концентрируя на своих границах пассионариев.
По теме: Русское пограничье Дикого Поля
Информация для размышления: Через восемь с половиной столетий европейская история повторяется. Передовой отряд «чрезмерно миролюбивого» преимущественно торгового Европейского Союза, озабоченный распространением истинной демократии и прав человека, возглавляет североатлантический военный блок НАТО. Североатлантический блок во главе с США идет впереди ЕС на Восток, создавая «санитарный кордон» из марионеточных и враждебных России государств.
Подробно: Взрывоопасная «серая зона» Европы
***
В 2016 году произошло историческое событие в христианском мире. Состоялась встреча, которую ждали почти тысячу лет. С начала «Натиска на Восток» Церковь выступила в качестве важного миротворца. Переговоры о встречи Папы Римского с Патриархом Русской православной церкви велись с 90-х годов, но из-за разногласий совместный документ не был подготовлен. Угроза Первой мировой религиозной войны и другие события, происходящие в мире и в Европе, привели к необходимости диалога. Историческая встреча глав церквей произошла в 2016 году в Гаване на Кубе, где была подписана совместная декларация об ответственности религий и примирении конфессий.
В исторической декларации изложен общий взгляд и на проблемы церковные и мирские, содержится призыв к миру на Ближнем Востоке и Украине. Католическая церковь отказывается от униатства — подчинения православных общин Ватикану. В декларации сказано, что «униатизм» не может быть способом достижения единства. Христиане должны быть вместе. «Православные и католики должны научиться нести согласное свидетельство истины в тех областях, в которых это возможно и необходимо. Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен. Христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа». В частности, подчёркивается необходимость постоянного диалога между православными и греко-католиками в Украине.
В подчинении Ватикана имеется группа католических церквей восточного обряда, в том числе греко-католики (в русской литературе — «униаты»). «Униаты» на протяжении многих веков были передовым отрядом католической церкви, стремящиеся к трансформации одной религиозной общины в единство с другой путем отрыва ее от своей церкви.
Восточно-католические церкви используют византийскую литургическую традицию. Это отличает их от Римско-католической церкви (латинская литургическая традиция), а так же от церквей армянской, сирийской, коптской литургической традиции. В узком смысле термин применяется к католическим церквям, в которых богослужение совершается по византийскому обряду на греческом языке (греческая, итало-албанская и мелькитская католические церкви).
К другим восточным католическим церквям византийской традиции, богослужение в которых совершаются на других языках, относятся 12 греко-католических церквей, в том числе украинская, белорусская, русская и русинская.
На протяжении веков шло острое, часто кровавое межконфессиональное противостояние в западнорусских землях, вспыхнувшее после заключения Брестской унии 1596 года. наблюдаются многочисленные конфликты между греко-католическим духовенством, поддерживаемые властями Речи Посполитой, и местными православными. Особую стойкость против униатов проявили Киево-Печорская лавра и Михайловский Златоверхий монастырь. Около 1615 года противники унии объединились в Киевское братство, поддержанное казаками войска Запорожского во главе с гетманом Петром Сагайдачным. В 1618 году вспыхнуло восстание в Могилеве, затем в Витебске, вызванное насаждением униатства. Даже после признания православной церкви властью Речи Посполитой притеснения сопровождались широким распространением униатства. В результате разделов Речи Посполитой и Полоцкого церковного собора 1839 года униатство на территории Российской империи было упразднено, но сохранилось в Австро-Венгрии в Галиции. После вхождения Галиции в советскую Украину начались притеснения греко-католиков советской властью. Распад Советского Союза привел к очередной вспышке борьбы, униаты стали захватывать православные храмы с насилием против верующих.
Последний религиозный «Дранг нах Остен» связан с программой «Восточного партнёрства», самым большим «достижением» которого стало создание фронта политической нестабильности (Украина, Молдова) и гражданская война в Донбассе.
Политика Брюсселя привела к опасной черте, Европа в третий раз может оказаться в центре мирового военного конфликта. Можно выделить главные поля сражений.
Средиземноморско-Африканский и Ближневосточный фронт с исламским миром Арабского Востока образовался после американской агрессии в Ираке (2003) и уничтожения европейскими марионетками США во главе с Вашингтоном Ливии — лучшей страны для жизни человека в Африке. Это привело к расширению внешнего радикального исламского фронта против Западного христианства и Американской Сатаны с признаками национально-освободительного движения.
Но наиболее уязвимым регионом может оказаться не Ближний Восток, а Восточная Европа. Восточноевропейский фронт образовался на Украине, и характеризуется столкновением западного христианства и православных на Донбассе.
Западноевропейский внутренний фронт (сепаратизм, терроризм, финансовый кризис с частичной девальвации евро, миграционный кризис), в котором по географическому признаку выделяются Внутренний фронт Север – Юг (кризис еврозоны) и Внутренний фронт Запад – Восток (ЦВЕ, Украина).
Одним из главных Ответов на Вызов Запада стала «реконкиста» пограничников Евразии на Донбассе (Украина). Эта длительная освободительная борьба православных и мусульман против агрессии слабеющего Запада будет определять ближайшее будущее. Эпоха глобальной нестабильности завершится смещением центра экономической и технологического развития на Восток, уходом американских войск из Евразии и созданием новой системы международных отношений. Возможно, будет создан международный трибунала по преступлениям против человечества великих держав Запада, включая военную агрессию Соединённых Штатов против Сербии, Афганистана, Ирака и Ливии.
Почему провалился евроинтеграционный «Дранг нах Остен»?
«Восточное партнёрство». «Натиск на Восток». Последний мыльный проект Брюсселя
Великое миграционное нашествие в Европу и миф о либерализации безвизового режима
«Смутьяны» нового Восточного блока?
Украина. Третья Руина. Национальна идея под кого залечь и её последствия
Украина. Страна трудовых мигрантов
Молдова. Ассоциация с ЕС. Время подводить первые итоги
«Прибалтийские тигры». Пешки и марионетки на геополитической шахматной доске
Польша. Путь ляхов
Болгария. От обороны Шипки до нового турецкого протектората?
Сербия. Православий форпост на пути в Европейский Союз
Черногория. Экологическая держава под флагом НАТО?
Словакия. Страна успешной «европеизации»
Румыния. Европейская заложница американской геополитики
«Геополитика сверхдержав»