logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

Новые статьи здесь

Другие статьи:
Европейский Союз после Brexit. Чем крепче поцелуи, тем меньше денег
Нешелковый путь Черноморья
«Европейская мечта» Украины
Утешительный проект «Восточного партнёрства»
«Восточное партнёрство». Финиш антиевропейского проекта Европы
Аджария. «Жемчужина Грузии». Бульдозером по геополитике
Мировая туристическая индустрия
«Золотая эра» китайско-британских отношений
Великий Морской Шелковый путь
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Иммануил Кант. Путешественник, открывший Великий океан, берега которого еще не удалось достигнуть никому
Западный геополитический форпост России
Почему провалился евроинтеграционный «Дранг нах Остен»?
Путешествие в никуда между Петербургом и Москвой
Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих Родину
Первая мировая религиозная война
Украина. Третья Руина. Национальна идея под кого залечь и её последствия
Взрывоопасная «серая зона» Европы
Российская «имперская» геополитика
Восточная Европа в эпоху глобальной нестабильности
Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Европейский Союз. Путь с вершины только вниз. Раскалённые рубежи Европы
Американская геополитика исключительности и «просвещенного» цинизма
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности. На главных фронтах
Болгария. От обороны Шипки до нового турецкого протектората?
Ближний Восток. Сирия. Турецко-сирийский вековой конфликт
Ближний Восток. Курдистан
Ближний Восток. Ирак. Последствия американской агрессии
Предательство арабов великими европейскими державами
Исламская цивилизация. Идеология панисламизма. Религиозный конфликт
Великая Антиохия. Форпост христианства. Родина имя «христиане»
Взрывоопасные геополитические проблемы Турции
Турецкая геополитика. Доктрина «ноль проблем с соседями» и Realpolitik
Украина. Страна трудовых мигрантов
«Прибалтийские тигры». Пешки и марионетки на геополитической шахматной доске
Молдова. Ассоциация с ЕС. Время подводить первые итоги
Профессор Владимир Дергачев. К 70-летию со дня рождения
Геополитические последствия кризиса в Греции
Республика Македония. Не признанная Грецией
Империя Александра Македонского. Глобальная геополитическая трансформация древнего мира

__________
Мировой геополитический цунами сепаратизма
Пиратская геополитическая технология «управляемого» хаоса
Вечера на Хуторе близ Европы и России
Геополитическая трансформация в Черноморском регионе
Проигранная битва за Мировой океан
Геополитика Мирового океана
Великий час океанов
Государство создают Властитель и Песня
Великая война. Первый смертельный инфаркт Европы
Афон. Монашеское государство Святой Горы
Невыученные уроки Крыма
Одесская Хатынь. Евроинтеграция по-украински
Демократическая «петля Анаконды» в степях Украины
Новый регионализм
Почему воскресла «Мертвая рука»?
Индия. Самая большая демократия мира
Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая
трансформация

Великие украинцы о выборе пути
Вирус национализма
Крымские рубежи вражды и мира
Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века

Главные геополитические события
Пелопоннес. Послание древних греков современному миру
Знание – геополитическая сила и стратегический ресурс государства
Почему при лучшем в мире президенте не прекращаются теракты?
Россия модернизирует вооруженные силы
Третья Руина в истории украинской государственности
Киевский Майдан и Пятая колонна Запада
Украина. Европейский тайм-аут
К новой системе региональной безопасности на Южном Кавказе
Великий кормчий
Города-призраки на службе китайской геополитики
Мировое нашествие китайцев
Аморальное стремление к «богатому пузу» Запада
Смертельные обширные инфаркты Европы
Европейский протекторат Америки
Когда наступит «Закат Европы»?
Призрак коммунизма бродит по Европе
Почему Запад и Россия сходят с ума по-разному?
Геополитическая трансформация Латинской Америки Венецианская «империя» силы духа и духа наживы>
Гибель мировой секретной империи
Секретная сверхдержава
«Патриоты», обокравшие Россию
Красная Африка. «Кровожадный» неоколониализм Китая
Американский ангел хаоса на Африканском континенте
Обед в корчме на политическом кладбище
Словакия. Страна успешной «европеизации»
Страна вечной евроинтеграционной беременности
Постсоветская Балтия. Куда испарились балтийские тигры?
Кавказ. «Солнечное сплетение» Евразии
Возможен ли евразийский брак по любви или несчастью?
Евразия в поисках Евразийского Союза
Центральная Азия на евразийских рубежах вражды и мира
2012. Главные геополитические события
Партия как рулевой криминально-коррумпированной власти
Кризис российской государственности
Чрезмерное торжество российской «модернизации»
Украина в новой геополитической архитектуре мира
Восточная Европа в новой геополитической архитектуре мира
Многопартнерская геополитика Турции
«Элита в законе». Обольщение богатством
Стратегическое бездорожье России
От лампочки Ильича к олигархическому капитализму, которому Россия «до лампочки»
Имперская геополитика. Великий час мировых империй
__________
Меткая стрельба мимо утраченных целей
Системный кризис. Смертельные ошибки советской власти
Падение советской сверхдержавы. Пророк не в нашем отечестве
Зона коммунизма. Университетский Храм науки и образования
Великий час сверхдержавы. Рождение наукоемкой индустрии
Великий час сверхдержавы. Тайны Атомного проекта
Великий час сверхдержавы. Союз советской власти и фундамен-тальной науки
Архитектура послевоенного мирового порядка.
Советская геополитика. Пакт Молотова – Риббентропа
Геополитические броски за горизонт. Всемирная революция
Великая Победа. Жестокий прагматизм жесткого времени (III)
Великая Победа. Логика и психология войны (II)
Великая Победа. Сила духа (I)
«Ангелы» оранжевого бунта и раскольники канонического православия
Великая смута. «Чернобыль души»
Почему Россия не Скандинавия?
Европейская Япония
Королевство коммунистического быта
Великий государственник (к 280-летию со дня рождения императрицы Екатерины Великой)
Мировая война за души людей Головокружение от одиночества сверхдержавы
Крушение мифа о сказочном Евраленде
Натовские мечты Голопузенко
Великий путь «Слезы Аллаха»
Мазепа. Европейский рыцарь или проклятый лях?
«Человек века» о выборе пути, «дикой и возбуждающей» украинизации
Как «не стать подстилкой для других наций»? Последний гетман Украины о выборе пути
Завещание бессмертного Гоголя
Главный геополитический ресурс России
Истоки кризиса украинской государственности
Борьба националистов за «жизненное пространство» советской Украины
«Украинский прорыв» к дефолту государственности. Третья Руина
Черноморский остров Змеиный в зеркале геополитики
Пути преодоления дефолта украинской государственности

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Исламская цивилизация. Идеология панисламизма. Религиозный конфликт

Владимир Дергачев 20.12.2015

 

10948572436_b30a7c9138_z-2
http://www.crisvallias.com.br/wp-content/uploads/2014/01/10948572436_b30a7c9138_z-2.jpg
Мечеть Шейха Заида в Абу-Даби (ОАЭ)

 

Исламская цивилизация основана на трансцендентной воле, подчиняемой  человека. Здесь общественная солидарность и индивидуальное самоограничение  ставятся выше  прав и интересов отдельной личности. Чувственное восприятие мира  доминирует над  рационалистическим подходом,  характерным для Запада. Поэтому  вместо демократической западной процедуры выбора президента отдается предпочтение интуитивному мышлению. Восточным правителем может быть избран тот, кто признан и призван народным волеизлиянием.


Ислам выступает  движущей национально-патриотической силой  создания единой  мусульманской нации и государства. Для исламского интегризма  характерны  личное  самоограничение и общественная солидарность.  Под покровом исламской государственности  на этнополитических рубежах ЕВРАМАРа в средневековье  была выработана  модель   поликонфессиональной и полиэтнической терпимости, что способствовало  расцвету коммуникационных функций  свободной торговли и межцивилизационному диалогу1.


Сунниты и шииты — два главных направления в исламе. У суннитов уважение порядка, закона, подчинение избранной власти  и неуклонное выполнение религиозных предписаний часто сочетается с пуританством. Они верят в легитимность власти большинства (общины), а шииты  полагаются на праведное руководство потомков пророка. Шииты считают себя прямыми потомками Мухаммеда. История шиитов схожа с историей евреев и зарождающегося христианства, они прошли через столетия мученичества, преследований и страданий.

Мусульманский философ Али Шариати (1933 — 1977) являлся одним из главных теоретиков и идейных вдохновителей Исламской революции в Иране, представителем возрожденческого течения в шиизме, сторонником реформации ислама.  В его философии предложен проект модернизации мусульманских стран без вестернизации. Он выступал сторонником сотрудничества суннитов и шиитов на основе ответственности за судьбу мусульманства.


Али Шариати называют  «мусульманским Лютером». Он призывал должным образом  прочесть Коран, где свобода «плещет крыльями» между  строк священного  писания. Освободить человека  из заключения в самом себе может только  духовенство. Это учение зародилось в шиизме, наиболее  близкой  к христианству ветви ислама, пронизанной  чувственным  пробуждением сердца. Избрание духовного лица не зависит от чьего-то выбора, он может быть признан и призван народом. Здесь демократические процедуры, основанные на принципах  народного волеизлияния, имеют ограниченное применение.  Демократическим путем нельзя избрать гения.

 

У исламской цивилизации  нет единой сверхдержавы. Великим суннитским государством является Саудовская Аравия, а великими шиитским государством  — Иран. Ирак так же является особой страной для шиитов, здесь расположены  их священные города — Наджаф и Кербела, где покоится прах внука пророка Мухаммеда, третьего шиитского имама Хусейна ибн Али. Но на протяжении  веков шииты в Ираке  находились в подчинении суннитского меньшинства. После агрессии США против Ирака шииты надеялись с помощью Америки взять реванш над суннитами, что привело к религиозному конфликту.  70 % американских военнослужащих погибло от рук суннитов, стремящихся не допустить создание шиитского государства.


В Саудовской Аравии  шииты составляют 10 – 15 % населения, живущего преимущественно в восточных нефтеносных провинциях. В Пакистане проживает около 30 млн. шиитов, что составляет примерно 20 % населения страны. В этих странах, а так же в Кувейте и ОАЭ растет самосознание шиитов.  В Бахрейне, где правит суннитское меньшинство,  шииты составляют  около 75% населения.


В Европе проживает более 55 млн. мусульман, в том числе 18 млн. в странах Европейского Союза.


Крупнейшая мусульманская община находится в России (около 20 млн.). Самая крупная мусульманская община Западной Европы – во Франции (7 млн. человек или 10% общей численности населения). Здесь ислам вторая по численности и первая по темпам роста религия.


В Германии проживает около 5 млн. мусульман, их них половина имеете турецкие корни.


В Великобритании количество мусульман  составляет около 3 млн. или 5% от общей численности населения. Ислам так же является второй  по численность приверженцев религией Соединённого Королевства. По прогнозам к 2050 году Великобритания престанет быть преимущественно христианской страной.  Крупные мусульманские общины имеются в Болгарии, Голландии и других европейских странах.


Ислам занимает второе или третье место в Соединённых Штатах после христианства и иудаизма и насчитывает  по разным оценкам от 3 до 7 млн. приверженцев  (официальная статистика отсутствует).


***
В темную эпоху европейского средневековья в полиэтнической и поликультурной мусульманской цивилизации процветали торговля, наука и искусство. Европейцы получили от арабов десятичную систему исчисления, попавшую к ним из Индии. Из Китая через арабов в Европу пришло производств и использование бумаги. Даже с трудами древнегреческих мыслителей европейцы познакомились с помощью арабских переводов. Мусульмане внесли свой вклад в мировую науку, особенно в картографию, географию, геометрию и астрономию.


Для арабских стран, возникших на евразийских просторах,  свойственна жесткость правителей. Для арабской ментальности  присуща любовь к жестокому  вождю. Правитель, способный удержать народ в открытом евразийским ветрам многоликом  этническом котле, становится национальным героем. Мусульмане проявляли больше терпимости по отношению к неверным, чем христиане. Следствием европейского влияния стал арабский антисемитизм, хотя под мусульманами евреям в прошлом жилось более свободно, чем в Европе2.

 

Арабский халифат в период наибольшего могущества, 750 год 
halifa3


В недрах  ислама  зародилась религиозно-политическая идеология  панисламизма — политического объединения  мусульман под главенством халифа. В частности идеология пантюркизма  провозгласила всех тюрок мусульман одной нацией,  стремящейся объединиться под главенством Турции в единое государство. В результате западной экспансии и межцивилизационных контактов вирус европейского национализма начал приносить свои «плоды» в мусульманском мире.


Подробно:
Османская империя. Воспоминания о Блистательной Порте
Восточная элита качества
Гибель империи


В период упадка Османской империи усилилась экспансия европейских держав на Ближнем Востоке. Строительство Багдадской железной дороги (Берлин – Вена – Стамбул – Багдад) было важным фактором немецкой геополитики  начала 20 века. Германская империя  претендовала на лидирующую роль в экспансии на Ближнем Востоке, что вызвало сопротивление Великобритании и России.  Проект предусматривал строительство железной дороги протяжённостью 2400 км с выходом к Персидскому заливу (Арабскому морю).


Российская империя, опасаясь выхода Германии к Южному Кавказу, добилась от Стамбула и Берлина признание своих интересов.  В 1911 году было заключено Потсдамское  соглашение, по которому Россия обязалась не препятствовать строительству железной дороги в обмен на признание интересов Санкт-Петербурга на Южном Кавказа и Персии (Иране).


Багдадская железная дорога открывала новые рынки для немецкой промышленности на Ближнем Востоке и способствовала  экономическому развитию Османской империи. Поэтому одной из главных задач германской геополитики было  вовлечение  Стамбула в сферу Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии. Первая мировая война не позволили завершить строительство дороги. И только в 1940 году было открыто железнодорожное сообщение от Стамбула до Багдада.

 

Багдадская_железная_дорога_(МСЭ)

 

В мусульманском мире продолжается эксперимент с выбором модели   общественно-политического устройства. Ирак строил арабский социализм, Турция и Египет шли  путем вестернизации,  Саудовская Аравия остается монархическим государством,  Иран встал на путь  теократии (исламского фундаментализма)   во главе с духовным лидером, крайним проявлением этой модели  стал Афганистан в период правления талибов.


После распада Советского Союза был разрушен сложившийся биполярный геополитический баланс сил, что особенно остро проявилось в мусульманском мире, в недрах которого зародился радикальный ответ на вызовы глобализации (американизации).


Многие исследователи пишут об исламской глобализации, об особой способности ислама апеллировать к маргинальным социальным группам, объединять самых бедных под зеленым флагом ислама. В какой-то степени ислам пытается заполнить пустоту, образовавшуюся после добровольной капитуляции коммунистической идеи, объединявшей пролетариев всех стран. Террористические организации типа Аль-Каиды выступают как воинственные и вооруженные лидеры глобального исламского движения.


По мнению известного российского историка-востоковеда Георгия Мирского3, исламская цивилизация базируется на религии и не имеет устойчивого территориального фундамента. Ислам больше, чем религия и мусульмане осознают себя как более широкая социокультурная общность, объединенная цивилизационной солидарностью. В исламе не существует разделения на светскую и духовную власть, однако в реальной действительности этот принцип часто остается в теории. Монополия духовных вождей, прежде всего, сохраняется не в государственной, а в социально-правовой сфере. Поверхностная и бесплодная вестернизация, развитие по западной модели или построение «государственного социализма» оказались провальными в большинстве мусульманских государств. Особенно трудно переживается в арабском мире утрата былой славы и могущества. Среди ученых в мире всего один процент мусульман, тогда как в одном Израиле их больше чем во всей исламской цивилизации.


Мусульманские страны резко различаются по уровню жизни. На берегах Персидского залива (Арабского моря) расположены сказочно богатые благодаря «чёрному золоту» монархии с небольшой численностью населения.


Подробно:
Ослепительный блеск Эмиратов
Катар. Маленький гигант большой геополитики


Однако в странах с большим, но бедным населением (например, Египет и Сирия) устойчивость обеспечивает  военная диктатура с элементами арабского социализма. Некоторые мусульманские государства имеют относительно успешный опыт относительно демократического правления (Малайзия, Турция). В большинстве арабских государств  социально-экономический прогресс не наблюдается.


Местные власти, чтобы успокоить население и показать свою приверженность исламу, выбрали путь на реисламизацию. Мусульманский фундаментализм нельзя отождествлять с политическим радикализмом (исламизмом), но логическая цепочка от фундаментализма может привести к исламизму, экстремизму и терроризму. «Большой джихад», который часто неточно переводят как «священная война» буквально обозначает одну из главных обязанностей мусульманской общины. Верующий должен бороться против зла, прежде всего, в самом себе и путем самодисциплины стремиться следовать воле Бога. «Малый джихад» выражает борьбу за распространение и защиту ислама.

Важнейшим фактором возрождения исламского фундаментализма является процесс глобализации (американизации) международных отношений. Американская формула нового мирового порядка «кто не с нами, тот против нас», основанная на солидарности мировых сил, заинтересованных в безопасности и намеренных противостоять диктаторским режимам, воспринята неоднозначно на Ближнем Востоке. Америка стала воплощением мирового зла и главной угрозой исламского образа жизни. Запад выступает за «эмансипацию» 700 млн. мусульманских женщин – огромный потенциальный рынок трудовых ресурсов.

В 1998 году Бен Ладен основал «Всемирный исламский фронт борьбы с евреями и крестоносцами» и призвал убивать американцев, чьи вооруженные силы оскверняют землю в Саудовской Аравии, по которой ступала нога пророка Мухаммеда. По его мнению, с помощью Аллаха Америка повторит судьбу Советского Союза, чья агрессия против Афганистана закончилась распадом второй сверхдержавы, а флаг был «выброшен в мусорную яму». Исламские фундаменталисты заняли место первого пролетарского государства в борьбе за бедных и угнетенных.


В непризнанное Исламское государство (ИГИЛ, или по-арабски ДАИШ) приехали молодые люди, мозги которых промыты  пропагандой в Сетях. В Коране Аллах называет мусульман «лучшей из общин, которые созданы для рода человеческого», то есть избранным народом. В действительности в мире, как считают исламисты,  властвуют неверные, крестоносцы, растленные, безбожные американцы. Эта несправедливость и заставляет не только мусульманскую молодёжь браться за оружие, чтобы после веков унижения создать новый Халифат. Профессор Мирский отмечает, что в двадцатом столетии  молодежный радикализм, порождённый сутью потребительского буржуазного общества,  уже проявлялся  в увлечениях коммунизмом и нацизмом,  маоизмом и культом Че Гевары. Теперь в иммигрантской молодёжной культуре стало «модным» вставать под знамя воинствующего  исламиста, прикрываясь великой религией4.

 

Король Иордании Абдалла II, выступая на  V съезде лидеров мировых и традиционных религий (Астана, 2015), назвал радикалов «отщепенцами» Ислама:  «Сегодня мы столкнулись с тем, что представляет серьезную угрозу для нашей религии: среди нас появились отщепенцы Ислама. Они призывают к сектантству, мятежу, они распространяют свое насилие»… Мир столкнулся «с жестокой атакой отщепенцев Ислама». Радикальные группировки, в том числе и Исламское государство, представляют серьезную угрозу, прежде всего, для Ислама. В мире проживает 1,5 млрд. праведных мусульман, «но и капли яда достаточно, чтобы отравить все». Экстремисты манипулируют словом божьим, чего не может позволить себе ни один праведный мусульманин.

 

Согласно геополитической теории Больших многомерных пространств5, американская агрессия в мусульманском мире против суверенного Ирака привела не только к хаосу, терроризму, массовой гибели гражданского населения, но сбою исторических часов в колыбели мировых цивилизаций  и религий на Ближнем Востоке. При тектонической геополитической трансформации вскрылись  исторические «страты» и на поверхность выходят, казалось бы, навсегда уснувшие демоны прошлого.  Соединённые Штаты с исключительно короткой исторической памятью создали не просто очередной территориальный хаос, а нарушили механизм главного духовного двигателя Земли.  Это будет иметь трагические последствия не только для региона, но и всего мира.  

 

Исламская цивилизация. Идеология панисламизма. Религиозный конфликт
Кто такие сунниты, шииты и алавиты? Полуторатысячный религиозный конфликт
Предательство арабов великими европейскими державами
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность двадцатого столетия

 

Другие статьи автора по Арабскому Востоку и мусульманским странам:
Раскаленные рубежи Ближнего Востока
Геополитическая перезагрузка Арабского Востока
Многопартнерская геополитика Турции
Турецкая геополитика. Доктрина «ноль проблем с соседями» и Realpolitik
Взрывоопасные геополитические проблемы Турции
Евразийский «тигр»
Турция. На западных рубежах Шёлкового пути

 

Египет. Демократическая «пирамида» в стране древних пирамид
Долгожданный крестовый поход Запада
Ливия. Прыщ на «ангельском носу» американской демократии
Сирия. Еще один прыщ на «ангельском носу» американской демократии
Сирия. Трагедия главного стратегического арабского партнера СССР

«Черная кровь» геополитики Персидского залива
Демократическая петля Анаконды над Персидским заливом
Катар. Маленький гигант большой геополитики
Ослепительный блеск Эмиратов
Солидарная модель государства. Путь бедуинов
Саудовская Аравия. Проблемы энергетической сверхдержавы
«Экономическое чудо» в песках Аравии
Бахрейн. На руинах стабильности
Султанат Оман. На родине Синдбада Морехода
Йемен. Геополитическое противостояние

 

Марокко. Дальний запад Арабского Востока
«Все могут короли»
Касабланка. Город, прославенный Голливудом

 


1 Владимир Дергачев Цивилизационная геополитика (Геофилософия), 2004.

2 Бернард Льюис (один из авторитетных западных специалистов в области ислама) «Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм». — М.: Олимп-Бизнес, 2003 (русский перевод).

3 Мирский Г. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире. — Мировая экономика и международные отношения, 2004, №4. Мирский Г. Американская сверхдержава против исламского терроризма. — Мировая экономика и международные отношения, 2004, №10

4 Интервью востоковеда, профессора Георгия Мирского. — http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=116992

5 Геополитическая теория Больших многомерных пространств. Монография. (Электронное издание на CD) — Издательский проект профессора Дергачева, 2011.  ISBN 978-966-02-6012-2

 

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ