Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Главный геополитический ресурс России
Владимир Дергачев
От стабильной России зависит, в значительной степени, будущее новых независимых государств на постсоветском пространстве, и поэтому её судьба, как представляется автору, не безразлична бывшим «братским народам». Великие и региональные державы стремятся создать эффективное геополитическое пространство, но не всем это удается. Очередной российско-украинский газовый конфликт наглядно показал уязвимость энергетической геополитики Кремля. Но прежде уточним, что понимается под новейшей геополитикой.
Современная геополитическая мощь государства. Новейшая геополитика преодолевает узость традиционной и новой геополитики с доминирующим географическим или экономическим детерминизмом. Она переносит акцент на многомерное коммуникационное пространство, в котором кроме военной и экономической мощи приоритет отдается силе духа и разнообразию культурно-генетических кодов. В её основе «захват» территорий (зон «жизненных интересов») с опорой на технологии манипулирования сознанием (подсознанием) граждан государства, являющегося объектом воздействия. В новейшей геополитике особое внимание уделяется психологии, изучающей природу человека и управление людьми на подсознательном уровне. Таким образом, великие державы обязаны владеть информационно-психологическими технологиями новейшей геополитики для защиты своих национальных интересов и расширения зон «жизненных интересов» в глобальной конкуренции. Коммуникационные технологии позволяют эффективно вести сетевые, в первую очередь, информационные войны. Кумулятивный эффект этих технологий многократно усиливается, если вместо площадного информационного «бомбометания» главный удар направляется на часть местной элиты или электрета, наиболее подверженных внешнему воздействию (агентов влияния).
Современная геополитическая мощь государства определяется в первую очередь не материальными (энергетическими) ресурсами, а силой духа. Это непобедимое оружие всех времен и народов, если оно концентрирует созидательную энергию Веры и Ума. Эффективность этого оружия многократно возросла в информационную эпоху.
Для России это особенно актуально. Так как идеальным объектом для воздействия или «захвата» представляют территории, где доминируют атеистические души. Не мусульманский Восток, где большое количество истинно верующих людей. Не коммунистический Китай с моралью конфуцианства, где цивилизация за тысячелетия выработала защитные функции от внешнего воздействия в духовной и нравственной сфере. Применение технологий новейшей геополитики оказалось исключительно эффективным против Восточной Европе, где в результате радиации воинствующего атеизма человек живет в пространстве одичавшего сознания с опустошенной душой. Где почти ничего не осталось от коммунистической веры, а истинно верующим человеком нельзя стать по волшебству.
Информационно-психологические технологии новейшей геополитики направлены, прежде всего, на подрыв силы духа возможного противника или конкурента. А, как известно высшей формой проявления человеческого духа является язык и вера, ставшие геополитическими категориями. Сегодня, чтобы подорвать мощь страны, не обязательно разрушать материальные объекты, главным направлением удара является разрушение пространства языку и национальной культуры, перекодировка, например, православной цивилизации. В глобализующемся мире преимущества получают государства, большинство граждан которых имеют просвещенную (с влечением к правде и чести) волю, и/или являются истинно верующими (имеют духовный стержень, закаленную душу).
Например, восхождение Китая к сверхдержаве нельзя объяснить только наличием сильной центральной власти. Геополитическая мощь Китая включает наряду с политической стабильностью, военной и экономической мощью, главную составляющую — силу духа и Великий порядок в душе. В этом отношении Китай является дважды «закаленным» государством — закаленным коммунистической идеологией и конфуцианством/буддизмом. В результате, Китай успешно отражает информационно-психологические войны, используемые Западом против Пекина (атипичная пневмония, поддержка сепаратизма в Синьцзяне и Тибете, попытки подрыва доверия к национальной валюте и др.). Китайская власть каждый раз доказывает эффективность государственного управления кризисными процессами, демонстрирует исключительно эффективные технологии новейшей геополитики, направленные на нейтрализацию внешних информационных атак.
Коммунистический Китай, не отказавшийся в отличие от России от своего прошлого, взял на вооружение и продукты советской эпохи. Лучшим фильмом всех времен для китайского народа (четверти населения Земли) является советский фильм «А зори здесь тихие». Картина многие годы почти ежедневно транслировалась по одному из государственных телевизионных каналов. В китайской традиции существует незыблемый приоритет сильного государства над человеком. Поэтому жертвенность девушек и молодых женщин, предназначенных природой для продолжения рода, но отдавших жизнь за отечество, является высшим проявлением любви к Родине. Несколько лет назад по заданию КПК снят собственный многочасовой сериал с тем же названием с российскими актерами. В отличие от Голливуда, где сложилась традиция с пренебрежением показывать «варварский» образ советского солдата, китайский фильм пронизан такой трепетной любовью к России, которая не снилась московским псевдодемократам, систематически поливающим грязью свою Родину.
Если стратегический геополитический ресурс Китая заложен в силе духа и стабильности исторической традиции, в имманентной ориентации на Великий порядок, то Соединенные Штаты Америки с относительно короткой политической историей не обладают таким богатством. Они выглядят наивными дилетантами в своем стремлении претендовать на мирового господство. Америка является религиозной страной с большим количеством истинно верующих людей. Но эта вера породила мессианский дух превосходства, наивную убежденность в существование самой правильной страны мира, несущей светоч демократии с помощью самых справедливых бом и ракет. Но как показывает история Евразии, чрезмерная собственная гордыня и пренебрежение к другим народам не ведет к абсолютному мировому господству. Как известно, путь с вершины — только вниз.
Ограниченность энергетической геополитики. Россия вплоть до последней газовой войны блестяще одерживала тактические победы на внешних фронтах с использованием технологий новой (энергетической) геополитики «Большой трубы». Но уже по сложившейся традиции проигрывала в стратегии, где против неё использовали информационно-психологические геополитические технологии, подрывающие силу духа. Здесь Россия выступала чаще всего в качестве оправдывающейся стороны, проявляет слабость, наполняя информационное пространство пустословием, вместо реальной политической воли.
Были пророки и в своем отечестве, которые предостерегали Кремль об ограниченных возможностях энергетической геополитики не только из-за возможного падения цен на нефть и зависимости от Украины как транзитной страны. Так называемая новая (геоэкономическая) геополитика, использующая ресурсный фактор, уже давно пропахла нафталином. И Запад взял на вооружение технологии новейшей геополитики, направленные на подрыв силы духа возможного соперника в глобальной конкуренции. В результате очередной газовой российско-украинской войны был нанесен непоправимый ущерб международному имиджу России, и существенно скомпрометирована энергетическая геополитика Кремля. В отличие от России у Украины никогда не было международного имиджа, и терять власти нечего. Не пугает Киев и окончательный крест на евроинтеграции Украины. Местная власть давно интегрировалась в Европу, правда по сантехническим евростандартам. И не рвется в братскую семью европейских народов, где придется отвечать на вопросы о происхождении капиталов.
В отличие от Соединенных Штатов, сделавших ставку на украинский национализм, Российская Федерация не имеет четкой политики в отношении Украины. На фоне американского прагматизма, граничащего иногда с цинизмом, Кремль проявляет неслыханную политкорректность в отношении русских в ближнем зарубежье. На российско-украинских встречах на высшем уровне, как правило, не поднимается вопрос о положении 10 млн. русских на Украине, преимущественно в Новороссии. За геополитикой «Большой трубы» Украина видится из Кремля как транзитное государство, а не самое большое за пределами пространство русского языка и культуры. Если Кремль проиграет последнюю битву за Восточную Европу и целостность православной цивилизации можно будет поставить крест на возрождении великой державы.
Страна с богатыми Недрами и широкой Душой. Россия пронизана самым протяженным пространством с богатыми Недрами и широкой Душой. Но Недра и Душа оказываются порой несовместимы. Природные богатства часто развращают, и в Душе угасает энергия Ума. Недаром первый русский геополитик Федор Тютчев изрек крылатую фразу: «Умом Россию не понять…». Но что остается делать, ждать, когда иссякнуть Недра, когда отсутствие нефти и газа и высоких мировых цен на энергетические ресурсы заставят Россию думать? Но не будет ли слишком поздно для великой страны, унесенной ветром истории?
Сегодня самым слабым звеном новой геополитической архитектуры мира является Восточная Европа, пронизанная радиацией атеизма. Восточная Европа остается самым незащищенным Верой местом в мире для технологий «управляемых кризисов». В конце ХХ века произошло не только геополитическое самоубийство Хартленда, и распалась советская сверхдержава. В новейшей геополитике Восточная Европа рассматривается как месторазвитие православной цивилизации, где в результате воинствующего атеизма образовалось преимущественно безбожное пространство, пораженное хаосом опустошенной души («Чернобылем души»). Здесь проще всего «взрывать» с помощью технологий новейшей геополитики и разрушать местный цивилизационный (культурно-генетический) код.
Дальнейший насильственный раскол в душе может привести к последствиям, которые никакая партия преодолеть не сможет по определению. Восточная Европа превратится в крупнейшую зону конфликта в христианском мире. Это уже будет не противостояние идеологический режимов, а смертельный конфликт западного христианства и православия. Возможное вступление Украины в НАТО явится самым сильным психологическим ударом по российскому менталитету. Не только миллионы русских окажутся в сфере влияния западной цивилизации, но произойдет окончательный раскол православной церкви и усилении западного христианства. Будет подорвана геополитическая мощь государства, определяемая силой духа. Наступление западного христианства, в конце концов, приведет к распаду христианского мира.
Истинное возрождение России возможно, если в этом кровно заинтересована власть. Если во власти есть государственные деятели, ставящие интересы Отечества выше собственной корысти. Но бессмысленно искать среди них святых людей. Они тоже дети природы, и ничто человеческое им не чуждо.
Когда у государства есть стратегическая цель, от реализации которой зависит не только судьба Родины, но и само существование власти, в том числе её физическое выживание, последняя вынуждена ставить профессионализм выше всех других качеств человека. Когда коммунистическая власть была в чем-то кровно заинтересована, она закрывала глаза на дворянское происхождение. Ей был безразлично, где служил гражданин — в армии Колчака или в народной банде Махно, был петлюровцем, кадетом, белым или красным, верующим или антихристом. Но когда человек был не нужен, не спасало самое пролетарское происхождение и заслуги пламенного революционера.
Временный союз власти с Верой и Разумом позволил совершить стремительный взлет советской сверхдержавы. После сокрушительных поражений в начале войны власть призвала на службу Родине Церковь и взяла на вооружение самое сильное оружие западной цивилизации — европейскую логику и рационализм. Несколько военный лет разума, здравого смысла, когда доминировал думающий человек, и Советский Союз побеждает войне. Угроза атомной войны продлила союз власти и разума. За четыре послевоенных года страна совершила еще один подвиг – создала наукоемкую атомную промышленность и ракетостроение, укрепивших фундамент сверхдержавы. Отечественный патриотизм плюс интересы коммунистической власти совпали. Началась золотая эпоха советской науки и образования.
Как только временный союз с Верой и Разумом оказался не востребованным для коммунистической власти, началось стремительное падение сверхдержавы. Оно не закончилось с разрушением Советского Союза, так как и демократическая власть не смогла предложить эффективную формулу. В результате огромных жертв двадцатого столетия в Восточной Европе был подорван не только генетический код народов, а разрушен «реактор» Души, производящий энергию Веры и Ума. Власть не всегда осознает масштабов катастрофы, а знаменитая гоголевская тройка мечется в виртуальном безграничном пространстве крупномасштабной имитации.
Россия первой из бывшего социалистического лагеря протрезвела от бездумного стремления к богатому «пузу» Запада. Осталось только с умом распорядиться собственным богатством и зажечь созидательную человеческую энергию. Рубежная русская культура и русский язык пока остаются самым величайшим завоеванием и стратегическим ресурсом России, ее главным энергоносителем. Поэтому защита русского языка и культуры, канонического православия должна стать приоритетной во внешней политике московского Кремля.
Вверх
«Геополитика сверхдержав»
